Художественный музей Филадельфии
- 1 year ago
- 0
- 0
Латвийский национальный художественный музей ( латыш. Latvijas Nacionālais mākslas muzejs ) — один из старейших музеев Риги , основанный в 1869 году .
До 1869 года художественные произведения, достойные музейного хранения, можно было увидеть в экспозициях музея Химзеля в помещении Анатомического театра и в городском Кабинете искусств, расположенном над восточным крылом бывшего .
В 1869 году , благодаря стараниям комиссии под руководством члена Рижской ратуши , в здании городской реальной гимназии состоялось открытие Рижской городской картинной галереи.
В 1872 году картинная галерея объединилась с Рижским немецким обществом поощрения художеств. Была создана общая экспозиция, разместившаяся в здании Рижского политехникума . В 1879 году обе коллекции переехали в особняк члена Рижской ратуши Людвига Вильгельма Керковиуса .
Для полноценной музейной работы возникла потребность в собственных помещениях. По решению городского совета, в районе Эспланады было воздвигнуто необарочное здание Городского художественного музея (1903—1905). Его архитектор, известный и авторитетный в научных кругах, искусствовед и историк Вильгельм Нейман , стал первым директором музея.
С 2010 года к музею присоединены Музей зарубежного искусства и Музей дизайна и декоративного искусства .
Памятник архитектуры прослужил без капитального ремонта более 100 лет. 25 мая 2010 года Департамент имущества Рижской думы объявил международный эскизный конкурс на разработку проекта реконструкции здания и пристройки к зданию, на который было подано 28 работ. 30 сентября 2010 года жюри единогласно проголосовало за макет под девизом «VV 903», представленный архитектурным бюро (Литва). 24 января 2011 года был подписан договор о разработке строительного проекта реконструкции и реставрации здания и строительства пристройки к нему. 23 мая 2012 года проект был утверждён в Рижской городской Стройуправе. Договор о начале работ был подписан 22 января 2013 года, здание сдано в эксплуатацию 1 декабря 2015 года.
Средства на реконструкцию, реставрацию и расширение здания выделила Рижская дума (16,75 млн евро), которая привлекла финансирование ЕС (13,05 млн.) из фонда ERDF . Государство в лице Министерства культуры выделило на проект 346 тыс. евро .
На церемонии приемки директор музея напомнила, что ещё в 1929 году тогдашний директор музея, художник Вильгельм Пурвитис , писал в Рижскую думу, что музею необходимо расширяться. Потом он обращался вторично, и в 1938 году дума отказала, потому что это был слишком сложный проект. И вот наконец площадь музея увеличилась более чем вдвое . В ходе реконструкции музей получил новое пространство — подземный этаж со стеклянной крышей на уровне пешеходных дорожек парка «Эспланада» . В историческом здании были созданы дополнительные выставочные залы площадью 585 м² в чердачном помещении и под куполом.
Также были забетонированы стены и плита перекрытия подвала в эркерной зоне, устроено новое перекрытие 3-го этажа со стороны Художественной академии, проведена реставрация рам 144 окон 1-го и 2-го этажей. Потолки вестибюля, стен, порталов дверей были очищены от слоёв краски и отреставрированы. Железобетонными полосами поддержали новые металлические стропила новой крыши со стороны улицы Элизабетес . Заменены .
4 мая 2016 года, в День восстановления независимости Латвийской Республики , музей торжественно открылся в присутствии премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса , министра культуры Даце Мелбарде , председателя Рижской думы Нила Ушакова , художницы Джеммы Скулме и других почётных гостей. В этот день музей бесплатно посетило 19 тысяч человек , а за первые 4 дня работы — 25 тысяч.
3 ноября 2016 года Департамент собственности Рижской думы получил подтверждение от организаторов премии Europa Nostra 2017 , что здание Латвийского Национального художественного музея выдвинуто на соискание этой награды в категории «Сохранение».
Собрание музея составляет свыше 52000 экспонатов, разделённых на две обширные коллекции: коллекция латвийского искусства и коллекция зарубежного искусства. При этом коллекция искусства Латвии — крупнейшая в мире и отражает историю развития живописи, графики и скульптуры в Латвии с середины XVIII века до настоящего времени. Работы зарубежных авторов находится в собрании Музея зарубежного искусства в здании Рижской биржи .
Собрание организовано таким образом, что можно не только проследить развитие искусства в Латвии в целом, но и творческий путь отдельных авторов. Работы классиков — Юлия Феддерса , , Карла Гуна , Яниса Розенталса , Вильгельма Пурвитиса , Яниса Валтера — составляют особую гордость музея.
Ещё до официального открытия музея несколько известнейших русских живописцев ( И. Айвазовский , А. Боголюбов ) передали в дар городу Риге свои работы. С этого времени собрание русской живописи непрерывно пополнялось. На сегодня собрание русской школы живописи представлено работами К. Брюллова , В. Тропинина , О. Кипренского , И. Шишкина , А. Саврасова , И. Левитана . В музее хранятся работы художников-передвижников — Василия Сурикова , Ильи Репина , Василия Перова , Владимира Маковского .
Искания начала двадцатого века отразились в работах мастеров, принадлежавших к таким творческим объединениям, как « Мир Искусства », « Голубая роза », « Бубновый Валет », — Александра Бенуа , Бориса Кустодиева , Ильи Машкова и других. Особо следует отметить коллекцию произведений Николая и Святослава Рериха .
Работы русских художников не представлены в постоянной экспозиции, но регулярно выставляются на проходящих в музее тематических выставках.
Всего собрание музея насчитывает около 40 тысяч работ, из которых примерно одна сотая часть находится в постоянной экспозиции, как и в других музеях мира.
Открытие экспозиции, обновлённой после реконструкции здания музея, было встречено противоречивыми откликами, поскольку в постоянной экспозиции теперь представлено только искусство Латвии и латвийских художников, а произведения русских мастеров оказались недоступны для посетителей. В музее подтвердили, что в 2010 году после объединения нескольких художественных музеев их коллекции были пересмотрены и упорядочены, и теперь картины распределены по своим местам. Заместитель директора музея по собранию Ивета Деркусова пояснила, что коллекция русских художников будет выставляться в Рижской бирже .
«Тут не представлены многие художники, но есть работы художников-новаторов, продвигавших развитие латвийского искусства в том или ином периоде. Среди художников за чертой остались очень многие, потому что список неоспоримо достойных — как минимум втрое длинней, чем наши стены», — заявила Деркусова . Из русских художников в экспозиции представлены те, чья жизнь и творчество связаны с Латвией — в частности, Александра Бельцова и Волдемарс Матвейс , известный в России как Владимир Марков.
Экспозиция знакомит с многонациональной картиной развития профессионального искусства Балтии II половины XVIII — конца XIX вв., иллюстрируя основные стилистические тенденции в живописи данного периода — классицизм , романтизм , бидермейер и академический реализм . Здесь представлены работы художников, родившихся в балтийском географическом ареале ( , Й. Л. Эгинк , и т. д.), и тех живописцев, чьи жизнь и творчество были связаны с Балтией.
Экспозиция искусства Латвии конца XIX — середины XX вв. даёт представление об истории становления и развития национальной художественной школы, знакомя с важнейшими стилистическими тенденциями определённого периода и творчеством наиболее выдающихся латышских художников.
Экспозиция дает представление о различных фазах и ответвлениях в латвийском искусстве этого периода. Работы дают возможность проследить переход от канонического социалистического реализма через т. н. «суровый стиль» к искусству постсталинской эпохи, которое несло в себе черты яркой индивидуальности и сильного интереса к искусству довоенного модернизма. В 1970-е годы также обозначилась реакция на соцмодернизм, что привело к появлению экспериментов в области фотореализма и искусства раннего постмодернизма.
Искусство этого периода представлено произведениями художников-неоэкспрессионистов, абстрактными и концептуальными работами, а также экспериментами с объектами, ассамбляжами и инсталляциями художников-нонконформистов 1990-х годов.