Interested Article - Далай-лама I

Гендун Дуб ( Гендун Друб, Гендун Дуп ; тиб. དགེ་འདུན་གྲུབ། , Вайли dge-'dun grub ; 1391 1474 ) — первый Далай-лама .

Биография

Гендун Дуб родился в семье кочевников во время стоянки близ монастыря Сакья и получил при рождении имя Падма Дордже ( тиб. པད་མ་རྡོ་རྗེ་ , вайли pad ma rdo rje ) . Его родители были небогаты, так что до семи лет он занимался выпасом скота. После смерти отца Гонпо Дордже он отправился в кадамский монастырь Нартанг и присоединился к сангхе . В 1405 году он получил посвящение монаха-послушника гецула и монашеское имя Гендун Дуб. В 1410 году он принял полное монашеское посвящение гелонга .

Тогда же в возрасте 20 лет он становится учеником реформатора тибетского буддизма Чже Цонкапы , который, по некоторым данным, приходился ему дядей. Также он стал первым настоятелем основанного Цонкапой монастыря Ганден , который сейчас является крупным центром тибетского буддизма. Гендун Дуп продолжает религиозное обучение, углубляясь в знании винаи (свода ритуальных правил) и логики . По последней дисциплине он написал несколько произведений. Кроме того, он знакомится с учением ламрим (поэтапного пути к просветлению).

Очень скоро к Гендун Дубу приходит слава одного из наиболее уважаемых учёных. Он оставил после себя богатое духовное наследие — собрание его сочинений насчитывает шесть томов. Сюда входят комментарии к важнейшим буддийским первоисточникам ( Виная , , Абхидхарма , Праджняпарамита и Мадхъямика ), учения о духовной практике, наставления и руководства, молитвы и восхваления.

В 1447 году Гендун Дуб основал в Шигадзе один из крупнейших тибетских монастырей — Ташилунпо , впоследствии ставший резиденцией Панчен-лам .

При жизни Гендун Дуба называли нетен («старейшина») и дулдзинпа («держатель нравственности»). Титул Далай-ламы I он получил посмертно, после того, как Сонам Гьяцо в 1578 году впервые в истории принял титул Далай-ламы .

Сочинения

  • Комментарий к «Мадхъямика-аватаре» Чандракирти (первое произведение, 1430)
  • Комментарий к «Праманавартике» на трёхстах листах
  • Солнечный свет на пути к свободе , комментарий к Абхидхармакоше
  • Сокрушение сил Тьмы , эпическая поэма о жизни и деяниях Будды Шакьямуни
  • Песнь Восточной снежной горы , поэма-посвящение Чже Цонкапе

Примечания

  1. Слово Пема (Падма) в имени означает лотос , символ чистоты, Дордже — тибетский эквивалент ваджры

Ссылки

  • на официальном сайте Далай-ламы. (англ.)
  • . Московский буддийский центр «Махаяна».
  • в Энциклопедии Дхармы.
Источник —

Same as Далай-лама I