Interested Article - Отчий дом

«Отчий дом» — советский художественный фильм режиссёра Льва Кулиджанова .

Сюжет

Таня, живущая в состоятельной московской семье и учащаяся в педагогическом институте, узнаёт, что она дочь пожилой деревенской женщины, которая потеряла её во время Великой Отечественной войны . Приехав в гости к своей родной матери Наталье Авдеевне, она открывает для себя совершенно новый, во многом чуждый ей мир. Далеко не сразу проникается она чувством внутреннего родства с этим миром, его людьми, такими непривычными для неё. Наталья Авдеевна знакомит Таню с деревенской девушкой Нюрой. Нюра показывает Тане местные достопримечательности. Также Таня знакомится с местным председателем Сергеем Ивановичем, бывшим фронтовиком, воевавшим в этой местности. С Натальей Авдеевной Таня бывает на сельскохозяйственных работах в поле, бывает также на ферме у Нюры, где та работает дояркой. Но однажды Таня становится свидетельницей следующей сцены. В совхоз приезжает инспектор, который беседует с Сергеем Ивановичем. Вдруг появляется местная деревенская женщина Степанида, которая приводит заплаканную Нюру и приносит мешок отрубей. «Сейчас сама видела: вытащила мешок из коровника — и к Макарихе (так звали тётку, с которой жила Нюра). И унесла бы, если бы не я!» - говорит Степанида про Нюру. Инспектор сразу начинает составлять акт, мотивируя это тем, что факт кражи имущества налицо. «А дальше пусть следователь разбирается»,- говорит инспектор. Но Сергей Иванович сразу рвёт этот акт, заявляя: «Сами разберёмся».

На следующий день приходит время Тане уезжать обратно. Перед отъездом она встречает Сергея Ивановича. Он ей говорит: «Звонил прокурор насчёт Нюры, но мы её в обиду не дадим». Появляется Степанида и рассказывает Сергею Ивановичу про Нюру: «Не сама она, Макариха её таскать заставляет». И бежит искать Нюру, которой нигде не видно. Таня тем временем сухо прощается с Натальей Авдеевной, впервые назвав её мамой, садится в кузов грузовика и едет на станцию. Вдруг грузовик останавливается, и в кузов залезает Нюра, которая тут же сообщает Тане, что собирается отсюда уехать. Таня немедленно приходит своей подружке на выручку. «Да ты с ума сошла! Нельзя же себе жизнь из-за этого ломать! Ведь Сергей Иванович уже всё знает!» — говорит она Нюре. Сначала Таня просит шофёра повернуть обратно, но когда тот отвечает, что ему надо за цементом ехать, она, выбросив из кузова вещи, вылезает вместе с Нюрой. Они вдвоём возвращаются в деревню, где Нюру продолжает ждать Степанида. Когда девушки возвращаются, Степанида уводит Нюру к председателю.

Таня успела увлечься Сергеем Ивановичем. Вечером того же дня они вместе гуляют, но он даёт ей понять, что для неё это всего лишь детское увлечение. «Приказать себе любить нельзя, а запретить — можно. Я был бы последним человеком, если бы позволил молодой девушке совершить пусть даже прекрасную, но ошибку», — говорит он. Таня очень переживает по этому поводу, хотя и старается это скрыть. Но Наталья Авдеевна и дедушка всё равно это видят.

Ближе к концу фильма Нюра выходит замуж, ей дают новый дом. Со свадьбы убегает Степанида, которую Сергей Иванович застаёт в слезах. Она рассказывает ему про свою жизнь. «Я ведь тоже не хуже их начинала», говорит она, имея в виду Нюру с новым мужем. «Для меня колхоз тоже отчим домом был, а потом…». Во время войны Степанида потеряла жениха, на него пришла «похоронка». Потом её, Степаниду выбрали председателем. А после войны стали возвращаться в деревню мужчины. Её, Стешу, сняли с должности председателя, назначили других. «Все побывали в председателях, а про меня — хоть бы одна собака вспомнила!» — говорит она. Сергей Иванович, ранее испытывая чувство любви к Степаниде, решается наконец открыться ей.

Степанида, знавшая о прежнем увлечении Тани Сергеем Ивановичем, приходит к ней и говорит: «Председателя забудь». Затем Степанида объясняет, что они с Сергеем Ивановичем любят друг друга. Таня, едва сдерживая слёзы, желает ей счастья. «Ты молодая, у тебя вся жизнь впереди, а для меня ведь это в последний раз», — говорит Степанида. Когда она уходит, Таня спрашивает у Натальи Авдеевны: «Где мой чемодан?». Наталья Авдеевна отвечает, что вынесла чемодан в сени и спрашивает: «Ты что, уезжать надумала?». Таня, уже срывающимся голосом заявляет, что да, сегодня же уедет. И с этими словами она выбегает из избы и, прислонившись к изгороди, горько плачет. Наталья Авдеевна это замечает, подходит к ней и говорит такие слова: «Что с тобой, доченька? Хватит тебе таиться, думаешь, я не вижу, что с тобой происходит? Я всё понимаю, Танечка. Мать ведь я тебе, какая-никакая, под сердцем тебя носила…». И, обняв рыдающую Таню, прижимает её к себе.

Таня пишет письмо своей приёмной матери, где сообщает, что опять задерживается, и что домой она приедет, теперь, наверное, вместе с Натальей Авдеевной. «Она очень хочет с Вами познакомиться», — пишет Таня. Письмо она заканчивает словами: «Как странно: у меня теперь две мамы».

В конце фильма Таня, зайдя в класс местной школы, представляет, как вскоре, став учительницей, будет вести свой первый урок. Появляется Сергей Иванович и знакомит её с приехавшей по распределению новой учительницей Антониной Петровной, которая, как выясняется, тоже из Москвы. А потом Таня показывает Антонине Петровне местные достопримечательности, какие ей самой недавно показывала Нюра.

В ролях

Съёмочная группа

Призы и награды

  • 1959 — Премия молодым кинематографистам КФ трудящихся в Чехословакии.
  • 1959 — Премия фильму, созданному молодыми работниками кино МКФ в Локарно.
  • 1960 Всесоюзный кинофестиваль ВКФ в Минске .
    • Вторая премия фильму.
    • Вторая премия за режиссуру.
    • Вторая премия за сценарий.
    • Поощрительный диплом актрисе (В.Кузнецова).

Источники

Источник —

Same as Отчий дом