Шумер, Чак
- 1 year ago
- 0
- 0
Шуме́р ( аккад. Šumerû) или Киэнги ( шум. Ki-en-gi(-r) ) — древняя область в Южной Месопотамии на территории современного Ирака . В XIX веке по имени этой области исследователи дали название шумерскому языку и говорившему на нём населению — шумерам . Иногда Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и соответствующую ей территорию распространения шумерского языка (включая область Аккад ). Шумер был ведущей областью Древней Месопотамии в эпоху раннего бронзового века : там располагались древнейшие города-государства: Ур , Урук , Лагаш , Ниппур , Ларса и другие.
Шумеры
Название «Шумер» — аккадского происхождения ( аккад. Šumerû); шумерское название области — «Киэнги(р)» .
Первое известное упоминание топонима «Киэнги» известно из источника раннединастического времени — надписи урукского царя Эн-Шакушаны (ок. 2450 года до н. э.), в которой последний именует себя «владыкой Киэнги, царём страны (то есть Шумера)» . Этимология названия «Киэнги» не имеет общепризнанного толкования: если возводит его к Ki-eme-gir 15 (где шум. Ki — «место, земля», а шум. eme-gir 15 — «шумерский язык»; получается: «земля шумерского языка»), то В. Х. Ф. Рёмер предлагает иное толкование: шум. Ki — «место», а шум. eĝi — «князь» . Предполагается, что первоначально «Киэнги» было лишь именем поселения около древнего города Ниппура , в котором находился — храм общешумерского верховного бога Энлиля ; однако впоследствии это название распространилось на всю центральную и южную часть Южной Месопотамии (Двуречья) .
Первое известное упоминание аккадского топонима «Шумер» относится к правлению Римуша , царя Аккада ( XXIII век до н. э. ) . Этимология названия «Шумер» спорна. По мнению аккад. Šumerû воспроизводит шумерское шум. Ki-en-gi(-r) (Киэнги(р)), вернее диалектную форму этого названия . Возражая ему И. М. Дьяконов , указал на отсутствие убедительных свидетельств диалектного перехода k > š и предложил рассматривать написание Ki-en-gi как составную идеограмму KI.EN.GI с чтением Šumer .
В более поздние эпохи получил распространение титул «царь Шумера и Аккада» ( аккад. šar Šumeri u Akkadî), использовавшийся вавилонскими царями ; именно по нему и были идентифицированы область, язык и население .
Область Шумер занимала южную и центральную часть Южной Месопотамии . К Шумеру относились города Южной Месопотамии, расположенные южнее города Ниппур (включая сам Ниппур). Города располагались вдоль русел Тигра и Евфрата , их рукавов или отдельных каналов. Важнейшими «реками» (каналами, рукавами), протекавшими через Шумер были:
К городам-государствам («номам») Шумера относят:
Шумерская принцесса
В 3-м тысячелетии до н. э. преобладающим населением области были шумеры (самоназвание: «черноголовые» ( шум. sag-gig 2 , саг-ги́г , по сути — «люди»). Подавляющее большинство письменных источников раннединастического периода и эпохи III династии Ура написано на шумерском. По соседству с шумерами обитали семитоязычные аккадцы , имевшие такое же самоназвание ( аккад. ṣalmat-qaqqadim , ца́льмат-ка́ккадим ). Обе группы населения отчётливо не отличали друг друга; вместо этого преобладал принцип деления по общинам: «люди города Ура», «люди Киша» и т. д. С возникновением Аккадского царства в середине 3-го тысячелетия до н. э. шумерский в быту начал стремительно вытесняться аккадским. Со 2-го тысячелетия до н. э. единое аккадоязычное население Южной Месопотамии — потомки шумеров и аккадцев — принято называть вавилонянами , а титул «царь Шумера и Аккада» заимствуется вавилонскими царями.
Предполагается, что в конце 4-го тысячелетия до н. э. население юга аллювиальной долины составляло 100 000—250 000 человек, а всего в Южной Месопотамии жило до 500 000 .
Шумерская религия
Шумер — одна из древнейших известных цивилизаций. Ведущий американский исследователь С. Н. Крамер называл шумеров «первой цивилизацией на Земле» и полагал, что «История начинается в Шумере» . Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо , письменность , ирригационная система , сельскохозяйственные орудия , гончарный круг и даже пивоварение , хотя доподлинно не известно, были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками. На шумерском языке созданы древнейшие достоверно читаемые надписи из Месопотамии; на нём написаны почти все источники раннединастического и, вероятно, протописьменного периода. Как следствие, саму месопотамскую цивилизацию на ранних этапах часто именуют шумерской, подразумевая под названием «Шумер» не только одноимённую область, но и весь юг страны в целом (зону распространения живого языка ); при этом шумерский использовался и за пределами указанного региона: он был языком деловых документов в государствах Мари и Эбла . Это традиционное распространение термина «Шумер» за пределы одноимённой области подвергалось критике ещё И. Гельбом , который предложил рассматривать культуру упомянутых северных территорий в качестве особой традиции или цивилизации, сложившейся не на шумерской, а на прото аккадской основе.
Предполагается, что изначально под «Шумером» (в форме «Киэнги») подразумевалась лишь область в районе города Ниппур. Возможно так называлось поселение около древнего города Ниппура , в котором находился — храм общешумерского верховного бога Энлиля . Существует гипотеза о существовании шумерского культового союза, центр которого располагался в Ниппуре. Впоследствии название «Шумер» распространилось на всю центральную и южную часть Южной Месопотамии (Двуречья) .
К концу протописьменного периода сформировались территориальные общины или (« номы ») Южной Месопотамии, в последующее время известные как города-государства. К началу раннединастического периода предполагается существование таких государств области Шумер как: Ур (включая город Эреду ), Урук , Лагаш (включая города: Лагаш, Нгирсу , Нина/Сираран и гавань Гуаба), Ларса (включая города Куталлу и Бад-тибира ), Ниппур , Умма , Шуруппак , вероятно — ), государство с центром в городище Абу-Салабих (вероятно — исторический .
Этап РД I — время первых достоверно известных правителей и первых историчных династий Месопотамии. Письменные источники крайне скудны и малопонятны (преимущественно логограммы архаичной клинописи ), данные политической истории — полулегендарны. В литературной традиции с этим временем соотносится доминирование в Шумере и Аккаде государства Киш (общинный бог — Забаба ), куда «царственность» был ниспослана после мифического Потопа . В урукской письменной традиции на время РД I может приходиться правление древнейших представителей местной I династии , в том числе полулегендарных Энмерка́ра и Лугальба́нды . Сказания о них описывают отношения с далёкой страной Араттой , откуда в Шумер поставлялся камень лазурит . Археологический материал свидетельствует о подъёме в РД I города Ур (так называемый «период архаического Ура»); с этапом РД I также связывается основание городской общины Мари в Северной Месопотамии. В конце РД I правитель Урука Гильгамеш поразил кишского царя А́ггу ; доминирование Киша в Шумере закончилось, «царственность» перешла к Уруку.
Этап РД II традиционно связывается с доминированием («царственностью») в Шумере государства Урук (общинные боги — Ан , Инанна и Уту ), где правил полулегендарный Гильгаме́ш (шум. Би́льгамес ) и его потомки ( I династия Урука ). Письменные источники РД II плохо читаются; надёжных данных о политической истории нет . С этапом РД II связывается возведение «стены Гильгамеша» в Уруке и основание новых городов, в числе которых: Дильбат , (Кисига), Кисурра и Марад . Согласно стандартной формуле « Царского списка », Урук был повержен оружием и «царственность» перешла в Ур.
Царь-священник Урука кормит священное стадо
Этап РД III характеризуется ожесточённой борьбой государств за гегемонию над Шумером и Аккадом. Из-за нестабильной политической ситуации последовательность событий часто неясна. Основные корпусы источников обуславливает выделение двух частей этапа — РД IIIa/период Фара (тексты архива из Шуруппака , совр. Телль-Фара) и РД IIIb (тексты досаргоновского Лагаша). С третьим этапом РД связывается возникновение городов-государств Казаллу и Вавилон .
В период РД IIIa (период Фара́) доминирующей силой в Шумере была I династия Ура , о чём свидетельствуют гробницы Царского некрополя («великие шахты смерти») с коллективными захоронениями «свиты» и богатыми дарами. Наивысшего могущества династия достигла в правление лугаля Месанепа́ды (ок. 2563—2524 годов до н. э.), который дополнил свою гегемонию в Шумере титулом «лугаль Киша» (означал гегемонию в Аккаде). В XXV веке до н. э. I династия Ура потерпела поражение от лагашского энси Эанатума и утратила доминирующую роль в Южной Месопотамии.
В начале периода РД IIIb периода доминирующей силой в Шумере и Аккаде был Лагаш; впоследствии политическая нестабильность нарастала. Возвышение Лагаша связано с воцарением I династии Лагаша (основатель — Ур-Нанше ), которая добилась независимости и развернула активную внешнюю политику. Злейшим врагом государства была Умма , с которой велись регулярные войны из-за плодородной равнины ; жестокое поражение Умме нанёс энси Эанату́м (ок. 2450—2425 годов до н. э.), увековечивший эту победу на « Стеле коршунов ». При Эанатуме Лагаш достиг пика могущества: поразив I династию Ура, он захватил важнейшие города Шумера (упомянуты Ур, Урук, Ларса и др.) и главный центр Аккада — Киш. Однако это объединение было эфемерным: несмотря на последующее признание преемников Эанатума в Ниппуре, многие указанные города обрели независимость или попали под власть других государств. В условиях политического хаоса гегемония в Шумере доставалась удачливым полководцам, зачастую из далёких или малозначимых государств: в Ниппуре получил признание некий Хатаниш из династии Хамази ; современником Эанатума мог быть полулегендарный Лугальанемунду́ (правитель Адаба ), якобы покоривший земли от Шумера до Средиземного моря . В Аккаде продолжали бороться за гегемонию Киш и Акшак, периодически признававшие верховенство владык Шумера и Лагаша. В коренной части Шумера у власти закрепилась II династия Урука , основатель которой Эншакуша́на отторг у Лагаша Ур и некоторые другие города Шумера, разгромил Киш и ряд других северных городов, включая Аккаде (упомянут впервые). Эншакушана ввёл систему датировочных формул , а для обозначения своей гегемонии в Шумере он впервые стал использовать титул «лугаль Киэнги» (то есть «Шумера» — первое упоминание этого названия). В рассматриваемый период Ур и Урук могли быть объединены в одно государство: местные правители носили один и тот же набор титулов (включая «эн Урука» и «лугаль Ура» ), а II династия Урука и II династия Ура могли быть тождественны. Преемник Эншакушаны Лугалькингенешду́ду распространил гегемонию на Аккад (получил титул «лугаль Киша» ) и заключил союз с лагашским энси Энтеме́ной (условно 2360—2340 годы до н. э.). В самом Лагаше обострение социальных противоречий привело к смещению энси Лугальа́нды и избранию Уруинимги́ны (или Урукагины , около 2319—2311 годов до н. э.), который провёл ряд реформ с целью «восстановления справедливости» ( Законы Уруинмгины ). К этому времени ведущая роль в регионе перешла к крупному объединению городов-государств во главе c Лугальзагеси .
Около 2336 года до н. э. власть в государстве Умма (общинный бог — Шара ) получил «волхв» Лугальзаге́си (ок. 2336—2311 годов до н. э.); при неясных обстоятельствах он также был признан в Уруке , став там представителем новой династии . Предполагается, что Лугальзагеси возглавлял некую конфедерацию городов-государств, в которых энси признавали Лугальзагеси верховным правителем. Это объединение охватило земли Шумера и, нанеся поражение кишскому царю Ур-Забабе , включило Аккад. Лугальзагеси также вёл войну с Лагашем, где продолжал править Уруинимгина ; война привела к разорению Лагаша, утрате части его территории и переносу столицы на юг — в город Эни́нмар.
В XXIV веке до н. э. в Аккаде между тем вспыхнуло восстание низов, во главе которого встал некий чашеносец кишского царя Ур-Забабы, принявший претенциозное имя Саргон ( «истинный царь» ). Он закрепился в городке Аккаде́ и, опираясь на поддержку широких масс, смог подчинить Киш, а затем в череде битв разбить Лугальзагеси и его союзников. Уничтожив остатки государства Лагаш, Саргон Древний впервые в истории объединил Шумер и Аккад в рамках одного государства — Аккадской державы .
В дальнейшем упоминание области Шумер в официальных титулах царей (как правило в составе: «царь Шумера и Аккада») означало претензии последних на контроль над крайней южной частью Древней Месопотамии