Канем (империя)
- 1 year ago
- 0
- 0
Канем (ок. 700—1380) — доколониальное африканское государство. Занимало территорию современного Чада , а также южной Ливии ( Феццана ), восточного Нигера , северо-восточной Нигерии и северного Камеруна . История Канема с XIII века хорошо известна благодаря (), найденной в 1851 году немецким путешественником Генрихом Бартом . Преемником Канема стало государство Борну .
Возникновение империи Канем началось около 700 года, когда кочевые племена загава , родственные современным тубу , мигрировали на плодородные земли северо-восточнее озера Чад . До переселения эти земли населяли оседлые племена под общим названием Сао , которые образовали сложную децентрализованную систему укреплённых городов-государств. К концу XVI века загава полностью подчинили и ассимилировали Сао, но при этом приняли существенную часть их обычаев и образа жизни.
Канем располагался на южном конце торгового пути через Сахару , соединявшего Триполи и озеро Чад. В 700 году, при первом документально известном царе («Маи») Сефе или Саифе, Загава основали город Нджими ( N’jimi , южный на языке теда ), ставший их столицей . Нджими достиг значительной власти и влияния при сыне Сефа, . Дугу считается основателем . Маи Дугува обладали божественной властью и принадлежали к правящей аристократии, известной как Магуми . Несмотря на смену династии, Магуми и титул Маи сохранялись более тысячи лет.
В конце I тысячелетия н. э. североафриканские купцы, берберы и арабы , распространили в Канеме ислам , который впоследствии играл исключительную роль в истории империи . В 1085 году представитель мусульманской знати сверг последнего царя Дугува, Маи Селма, и основал новую династию Сефува ( Sefuwa ). Это означало, прежде всего, что государство становилось исламским. Кроме того, изменилась мифология, связанная с основанием империи. После XIII века основатель империи Маи Сеф отождествлялся с полулегендарным йеменским царём ( Sayf ibn Dhi Yazan ), освободившим Йемен из-под власти Аксума . В связи с этим правящую династию стали называть Сайфава ( Sayfawa ).
Принятие ислама усилило связи Канема с Аравийским полуостровом и Средиземноморьем , а также существенно повлияло на грамотность, прежде всего среди знати. Тем не менее, население, исповедовавшее традиционные анимистические верования, долгое время сопротивлялось принятию ислама. К XII веку Сайфава правили всем Канемом и собирали дань с большой территории вокруг озера Чад.
К XIII веку в Канеме были достигнуты новые методы централизованного управления и ведения войны (благодаря обработке железа). Хотя Канем не контролировал золотые рудники, как это было в случае с империями Гана и Мали на запад, но источником обогащения были караванные пути, ведущие на север через Феццан к африканскому побережью Средиземноморья и на восток к Египту. При династии Сефува Канем являл собой образец племенного феодализма , в котором важную роль играл «великий совет» из числа 12 главных чиновников империи.
Империя Канем достигла своей высшей точки во время правления маи Дунама Даббалеми ( Dunama Dabbalemi , примерно 1221—1259), сыне другого известного по сказаниям правителя из династии Сайфава — Сельмы. Даббалеми установил дипломатические связи с другими мусульманскими государствами Северной Африки и основал в Каире специальный постоялый двор для североафриканских паломников, совершающих хадж в Мекку . Он объявил джихад окружающим Канем племенам и покорил их, существенно расширив территорию империи. В его правление территория Канема включала не только области вокруг озера Чад, но и доходила на запад до современного города Кано , на юг до степей Адамава в современном Камеруне , и на восток до Вадая . Впрочем, степень влияния центральной власти существенно уменьшалась по мере отдаления от Нджими, так что на границах империи подчинение центральной власти обычно было чисто символическим.
Даббалеми ввел систему, при которой военачальники в качестве вознаграждения получали управление над народами, которые они покоряли. Эта система естественным образом привела к наследованию этих должностей, и, таким образом, государственная система, основанная на лояльности маи, постепенно трансформировалась в децентрализованное феодальное государство. Даббалеми подавлял эти тенденции, но после его смерти распри между его сыновьями существенно подорвали силу династии Сайфава. Династические распри переросли в гражданскую войну, и в результате племена, окружающие Канем, перестали платить дань.
Несколько преемников Дунамы Даббалеми правили в обстановке относительной стабильности, но после этого Канем вступил в период феодальной раздробленности. После смерти Думалы II Канем вошёл в двухсотлетний период внутренних междоусобиц, которые вместе с внешними нападениями к концу XIV века привели к распаду империи на части. Появилось несколько претендентов на трон, ведущих войны между собой. Кроме того, сао, жившие на этой территории до появления Загава, подняли восстание, убив четырёх маи между 1342 и 1352 годами.
Окончательный удар империи Канем нанесли билала (булала) — племена с территории, прилегающей к озеру Фитри на северо-востоке. К 1376 году билала вытеснили династию Сайфава из столицы, а в 1388 году окончательно завоевали Канем и господствовали в нём ещё почти столетие.
Канури вынуждены были вернуться к кочевому образу жизни и мигрировали к западу от озера Чад, где позже они основали государство Борну (Борно) . Борну достигло наибольшего могущества при Идрисе Алаоме (1580—1617), включив в свой состав ряд старых владений империи Канем.
В начале XIX столетия, когда Осман дан Фодио возглавил джихад Фульбе (Фулани) и создал султанат Сокото , завоевав и разграбив столицу Борну (Нгазаргамо), и там к власти тоже пришли исламские радикальные элементы в лице проповедника Мухаммада аль-Амина аль-Канеми, бросившего вызов фульбе . Превратившись после бегства правителя-маи из религиозной в политическую фигуру, он остановил их натиск в 1808 году и затем отразил новое нашествие в 1810 году. Государство объявило джихад , ведя кровопролитные религиозные войны со своими соседями. Хотя маи из династии Сефува, правившей в Канем-Борну с 1085 года, оставались номинальными правителями страны, они утратили всякое политическое влияние, а реальная власть сосредоточилась в руках аль-Канеми и его рода, носивших титул шеху ( шейхов ).
Борну просуществовало до 1893 года, когда было завоёвано суданским авантюристом и работорговцем Рабих аз-Зубайром . После раздела государства последнего европейскими колониалистами в 1901 году Борну оказался в зоне английского протектората (с 1914 года вошёл в состав британской колонии Нигерия ), тогда как большая часть исторического Канема ныне находится на территории Чада, бывшего французского владения.