Interested Article - Олизаровский, Александр
- 2020-02-25
- 2
Аарон (Адам) Александр Олизаровский ( лат. Olizarovius ; ок. 1618 — ок. 1659) — белорусско-литовский политический мыслитель , юрист , педагог , доктор обоих прав (1644), профессор юридического факультета Виленского университета . Сторонник естественного права . Доктор медицины Кёнигсбергского университета .
Биография
Из автобиографии Олизаровского известно, что он родом из «русской» (белорусской или украинской) семьи, родился в Белую Церковь (либо под Киевом , либо в нынешней Витебской области ).
Учился 7 лет гуманитарным наукам и философии. Позже изучал теологию у иезуитов в Познани , получил степень магистра в университете Граца.
Некоторое время жил в Венгрии и Братиславе. Затем с 1641 года в Ингольштадте изучал медицину и право.
Взгляды и научная деятельность
Профессор права юридического факультета Виленской академии А. Олизаровский обращал внимание своих современников на неравную защиту законодательством и ещё в большей мере судебной практикой жизни представителей разных сословий, в чём усматривал вопиющую несправедливость. Он возмущался тем, что паны присвоили себе право на жизнь и смерть крестьян, лишают их жизни за любой проступок, неся за это лишь лёгкое наказание в виде небольшого денежного штрафа.
Автор сочинения «О политической общности людей» (1651), которое было написано как в научных, так и в учебных целях. Образцом для этого сочинения служила аристотелевская «Политика». Аристотеля Олизаровский часто называет «великим философом». Существенное влияние на политические взгляды Олизаровского оказали также труды Ж. Бодена .
Сочинение «О политической общности людей» состоит из введения и трёх книг: «Дом», «Общество», «Государство». В первой книге автор рассматривает вопросы брака и семьи, воспитания детей (роль в этом процессе литературы, музыки, живописи, физкультуры, путешествий, ремесла), обязанности родителей и детей. Отдельная глава посвящена выяснению пределов власти господина над рабом, соотношения свободы и рабства и т. д. Особой политической остротой отличается содержащийся в этой главе параграф «О земледельцах Царства Польского, в просторечии кметах, и являются ли они рабами или свободными людьми». Во второй книге Олизаровский стремится выявить сущность общества, сословно-классовых отношений, права и т. д. Третья книга посвящена анализу института государства.
Опираясь на идеи естественного права и общественного договора, Олизаровский подвергает критике многие стороны феодальных отношений и в первую очередь бесправное положение крестьян в Речи Посполитой. Рассматривая различные формы государственного устройства, автор показывает, что каждое из них противоречиво: содержит как положительные, так и отрицательные черты. Высказываясь в пользу наследственной монархии, он пишет, что в ней имеется больше достоинств и меньше недостатков по сравнению с другими. Наследование престола позволяет избежать опасности анархии в период междуцарствия, коррупции в период выборов короля, гражданских войн и военных столкновений аристократических группировок, подмены общественного блага частной выгодой случайно избранного короля. Олизаровский верит в возможность изменения социальных отношений посредством морального совершенствования человека, рациональной деятельности, использования творческой преобразующей мощи государства и права.
Наиболее интересная часть его сочинения посвящена проблеме государства и гражданского общества. «Материальной причиной гражданского общества являются граждане… Гражданином является свободный человек, подчиненный наивысшей власти другого». Следуя за мнением Аристотеля, Олизаровский пишет, что понятие «гражданин» «должно включать в себя право и участие в голосовании», «гражданское общество является как бы живым организмом».
« Государство — это союз людей, объединенных общим правом , образовавшийся из множества поселений и созданный для хорошей и счастливой жизни». Олизаровский пытается сравнивать государство с иными сообществами (например, с сообществами пиратов и разбойников) и заключает: «Подальше от определения государства мы отодвинули собрание разбойников и пиратов, собравшихся не для хорошей, а для дурной и бесчестной жизни. Не должно быть никакого доверия к ним и никакого общего права с ними». Он пишет: «для образования государства вышеназванные союзы должны составляться из множества поселений и никак иначе. Как показано, государственность есть нечто противоположное дому и семье. Последние также являются некими общностями, однако образованными не из поселений, как государства, а из определенных лиц, а именно: из господина и невольника, мужа и жены, родителей и детей, живущих сообща или порознь. Существует также частная собственность, она называется имуществом и служит тому, чтобы семейство и все домочадцы жили вместе, взаимно трудились для удовлетворения необходимых жизненных потребностей. В такой общности главой семейства называется тот, кто является старшим и держит власть над остальными. Его супружеское руководство женой, отцовское — детьми, хозяйское — рабами называется домоустройством. И вот из такого рода семейств, из множества домов образуются деревни, а множество деревень сливается в общность граждан, которую мы называем государством».
Избранные сочинения
- Institutiones Rhetoricae conscriptae ab Alexandro Olizarovio Equite Polono (1643)
- Questiones politicae (1643)
Литература
Ссылки
- от 9 октября 2017 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-02-25
- 2