Арбитман, Роман Эмильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Эмильевич Сеземан ( лит. Vosylius Sezemanas , 30 мая [ 11 июня ] 1884 , Выборг , Великое княжество Финляндское — 23 марта 1963 , Вильнюс ) — российский, литовский, советский философ- неокантианец марбургской школы . Профессор Каунасского и Вильнюсского университетов. Узник ГУЛага , лагерный наставник Б. Дандарона .
Родился в семье врача, финляндского шведа Эмиля Германа Сеземана, который некоторое время преподавал анатомию в Хельсинкском университете , и Иды Марии, в девичестве Бекман, из семьи лифляндского министра с немецкими корнями. В 1871 году семья переехала в Санкт-Петербург . Начал высшее образование в Военно-медицинской академии , в 1903 году со второго курса перешёл на классическое отделение историко-филологического факультета С.-Петербургского университета , где стал изучать античную и новую философию. Здесь на него значительное влияние оказал преподаватель философии Н. О. Лосский . Классическую филологию В. Э. Сеземан изучал у Ф. Ф. Зелинского .
В 1909 году оставлен при кафедре философии для получения профессорского звания и командирован в университеты Марбурга и Берлина . Здесь он занимался у Г. Когена , П. Наторпа , Э. Кассирера , Г. Дильса и Г. Вёльфлина . Очень важным для его последующей жизни было продолжение в Германии знакомства с Н. Гартманом , в своё время повлиявшим на отказ Сеземана от медицинского образования в пользу философии. Большое впечатление на него произвела встреча с Х. Ортега-и-Гассетом .
По возвращении преподавал философию в Петербурге. Во время Первой мировой войны добровольцем ушёл на фронт. После Февральской революции некоторое время работал в архиве Временного правительства. В 1918 переехал с семьёй в Вятку , где стал преподавателем психологии и педагогики в Педагогическом институте . В 1919 году был избран доцентом Саратовского университета , где (вместе с В. М. Жирмунским ) работал до 1921 года.
В 1921 году был участником восстановления Петербургского Философского общества, вместе с Э. Л. Радловым , Н. О. Лосским и И. И. Лапшиным был задействован в работе издательства «Academia», принимал активное участие в редакции журнала «Мысль» .
Вскоре он, как гражданин Финляндии, переехал в Хельсинки; оттуда перебрался в Берлин, где работал переводчиком и преподавателем, примкнул к евразийскому движению и участвовал в работе Русского института.
С 1923 года работал в Каунасе, помог перебраться в Литву Л. П. Карсавину . В Литве написал все свои наиболее значительные работы. Продолжая публиковаться в Европе, активно включился в культурное строительство Литвы. Сделал значительный вклад в развитие и совершенствование литовской философской терминологии. В совершенстве освоив литовский язык, перевёл трактат Аристотеля «О душе». По рекомендации Н. Гартмана, Н. О. Лосского и С. Франка стал профессором новообразованного Вильнюсского университета. После закрытия университета немецкими оккупантами в 1943 году стал преподавателем немецкого языка в русских гимназиях и вёл философский кружок в еврейском гетто. После войны вновь стал профессором философии.
В 1950 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и связях с сионистскими организациями, приговорён к 15 годам лагерей и отправлен в ГУЛАГ (первоначально — в лагерь Тайшет в Иркутской области ). Значительная часть его рукописей была изъята и впоследствии исчезла. Во время заключения встретился с Бидией Дандароном, став его другом и наставником в европейской философии . В 1956 году был освобождён, вернулся в Вильнюс, а в 1958 году — полностью реабилитирован. После реабилитации до конца жизни — профессор логики Вильнюсского университета.
Похоронен на Антакальнском кладбище в Вильнюсе .
Магистерская диссертация В. Э. Сеземана — «Этика Платона и проблема зла». Ряд ранних работ связан с исследованием философии Платона .
В дальнейшем основной темой философского исследования стала проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным, разрабатываемая на основе синтеза платонизма русской философии, восходящего к святоотеческой традиции, с философскими принципами неокантианства марбургской школы и «идеями чистой феноменологии» Э. Гуссерля . Особое влияние на В. Э. Сеземана оказали работа Э. Гуссерля «Идеи чистой феноменологии» и рецензия к ней П. Наторпа , а также систематическая разработка Гартманом феноменологических проблем в книге «Основные пути метафизики познания».
Иррационализм рассматривался В. Э. Сеземаном, с одной стороны, как негативная (нижняя) граница бытия, а с другой — как высшая, позитивная граница, за которой стоит первооснова космоса, воплощенная в принципах единства истины, добра и красоты. Первооснова — не только сверхбытие, но и сверхразумное. Первоначальные формы подобных характеристик бытия В. Э. Сеземан усматривал в традициях платонизма и в экзегетике отцов Церкви.
По мнению В. Э. Сеземана, европейская культура стоит на пороге катастрофы, погрузившись в иррациональные бытийные бездны, построенные на отрицательных началах. Единственный выход из кризиса В. Э. Сеземан видел в сущностной связи духовной культуры с высшим трансцендентным началом.