Главный штаб Русской императорской армии
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь императорской крови , княжна императорской крови (обычно титул употреблялся сокращённо: «князь крови», «князь» с именем и отчеством) — в широком смысле все члены императорского дома, согласно Табели о рангах, они имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства» , в более узком и чаще употребляемом значении — с 1797 года титул более дальних потомков российских императоров , нежели их правнуки , а с 1885 года — нежели внуки (правнуки, правнучки, праправнуки, праправнучки и, теоретически, далее).
Введён Именным указом императора Александра III 24 января 1885 года с целью ограничить круг лиц, имеющих право на титул « великий князь »: к началу 1880-х годов дом Романовых (потомство Николая I ) был уже многочисленным, между тем каждый великий князь по законам требовал денежного содержания, соответствующего его титулу, особых почестей, военных подразделений, над которыми он шефствовал и т.п . Статус закреплялся новым «Учреждением об Императорской Фамилии», выработанным особой комиссией под председательством великого князя Владимира Александровича и Высочайше утверждённым 2 июля 1886 года.
Титул был введён после того, как первый внук одного из императоров (чей отец при этом сам не царствовал) — Константин Константинович (К. Р.) — вступил в брак в 1884 году. Его первенец Иоанн Константинович , родившийся в 1886 году, первым получил титул князя императорской крови с титулом высочества. За ним последовали его братья и сёстры, дети Александра Михайловича , дети Петра Николаевича и т. п.
Князья и княжны императорской крови, в отличие от великих князей, титуловались не «Его (Её) Императорское Высочество», а просто «Его (Её) Высочество» (правнучки, правнуки и старшие сыновья последних) или «Его (Её) Светлость» (прочие дети правнуков) . Фактически титул княжны крови с именованием светлости принадлежал только Екатерине Иоанновне (1915—2007).
В отличие от великих князей и княжон, князья и княжны крови, имевшие титул высочества, награждались орденами Андрея Первозванного (мальчики) и св. Екатерины (девочки) не при крещении, а по достижении совершеннолетия (устанавливалось в 20 лет или со дня вступления в брак). Князья и княжны крови, имевшие титул светлости, должны были награждаться орденами на общих основаниях (по указу императора). В то же время за царствующим Императором имелось право пожалования титула «Императорское Высочество» дальним родственникам.
«Большой герб Их Высочеств есть тот же, как и герб внуков Государя Императора» (повторяющий средний Государственный герб), «но щитодержатели оного, вместо золотых, чёрные единороги, с золотыми рогами и копытами, с червлёными глазами и языками».
«Их малый герб есть тот же, как и герб внуков Государя Императора» (повторяющий малый Государственный герб в щите, с прибавлением к оному каймы из герба Рода Романовых, увенчанном шлемом Святого Великого Князя Александра Невского, с намётом чёрным с золотом. Нашлемник, под древней Царской короной, есть возникающий двоеглавый Российский орёл), «но возникающий на шлеме двоеглавый Российский орёл не имеет герба на груди», равно как и на крыльях.
Эти гербы до 1917 года носили Князья Крови Императорской:
«Большой герб Их Высочеств, правнук Императора, сходен с гербом дочерей Императора» (малый Государственный герб, в щите ромбоидальной формы, увенчанном Императорской короной и украшенном пальмами и знаками ордена Святой Великомученицы Екатерины. Герб окружён Императорской сенью; над оною Императорская корона) «, с той лишь разницей, что щитодержателями чёрные единороги, с золотыми рогами копытами, с червлёными глазами и языками»
«Малый герб Их Высочеств есть тот же, как и большой, но без гербов на крыльях орла, без щитодержателей и сени»
Эти гербы до 1917 года носили Княжны Крови Императорской:
«Большой герб Их Высочеств и Их Светлостей есть тот же, как и герб правнуков Государя Императора, но щитодержатели золотые грифы, с червлёными глазами и языками».
«Их малый герб есть тот же, как и герб правнуков Государя Императора, но в щите двоеглавый Российский орёл не имеет на крыльях гербов Царств и Великих Княжеств».
Единственный носитель этих гербов до 1917 года Князь Крови Императорской с предикатом Высочество:
«Большой герб Их Светлостей, праправнук Императора, сходен с гербом дочерей Императора, но без гербов на крыльях орла, и щитодержателями оного золотые грифы, с червлёными глазами и языками».
«Малый герб Их Светлостей есть тот же, как и большой Их герб, но без щитодержателей и сени с прибавлением к гербу каймы из герба Рода Романовых».
Единственная носительница этих гербов до 1917 года Княжна Крови Императорской: Екатерина Иоанновна
«Большой герб Их Высочеств и Их Светлостей есть также щит с двоеглавым Российским орлом, но без гербов на груди и крыльях, щитодержателями чёрные грифы, с золотыми клювами и когтями, с чёрными глазами и языками; вместо Императорской сени золотая мантия, усеянная Российскими двоеглавыми орлами, подложенная горностаем».
«Их малый герб есть тот же, как и большой, только без щитодержателей и мантии. На шлеме возникающий двоеглавый Российский орёл, без гербов на груди и крыльях».
До 1917 года носителей этих гербов не было.
«Большой герб Их Светлостей есть двоеглавый Российский орёл без гербов на груди и крыльях, в щите ромбоидальной формы, под Императорскою короною. Щит украшен пальмами и знаками ордена Святой Великомученицы Екатерины. Щитодержатели суть два чёрные грифы, с червлёными глазами и языками; вместо Императорской сени золотая мантия, усеянная двоеглавыми орлами, подложенная горностаем».
«Малый герб Их Светлостей есть тот же, как и большой, только без щитодержателей и мантии».
До 1917 года носительниц этих гербов не было.
Жена князя императорской крови титуловалась Её Высочеством и княгиней; только один из них (уже упомянутый Иоанн Константинович) вступил до революции в династический (равнородный) брак, с Еленой Петровной , дочерью сербского короля. Сын и дочь Иоанна и Елены — Всеволод, родившийся в 1914 году, и Екатерина, родившаяся в 1915 — единственные праправнуки императоров, имевшие этот титул; Её Светлость Княжна Екатерина Иоанновна, умершая в 2007 г. — последняя княжна императорской крови и член императорской фамилии, 55-я позиция в календаре.
С 1911 года князьям и княжнам императорской крови было официально разрешено вступать в неравнородные браки, с сохранением прав членов Императорской Фамилии, но при условии отказа от прав наследования престола. Этим правом воспользовались:
После революции уцелевшие представители Дома Романовых оказались в эмиграции. Не имея возможности выбирать супруг из европейских владетельных домов, большинство князей крови императорской вступило в браки с представительницами известных российских аристократических семей (Куракины, Орловы, Чавчавадзе, Шереметевы, Воронцовы-Дашковы, Кутузовы, Голицыны), однако при этом формального отречения от права престолонаследия не последовало. Сами эти браки подпадали под действия статей 36 и 188 Свода законов Российской Империи, и потомство от этих союзов не может получить право на престол и другие права, принадлежащие Членам Императорской Фамилии.
Последним князем крови императорской был Владимир Кириллович , родившийся в 1917 г., уже после свержения монархии, и поэтому не объявленный таковым законодательно (но старшие его сёстры Мария и Кира , родившиеся до революции, являлись княжнами императорской крови). После того, как его отец Кирилл Владимирович в 1924 году провозгласил себя «императором Кириллом I», Владимир Кириллович стал титуловаться великим князем (и не стал провозглашать себя императором и после смерти отца в 1938 г.), а его сёстры, дочери Кирилла — великими княжнами.
Все родившиеся после 1917 года мужские и женские потомки представителей дома Романовых произошли от неравнородных браков, однако они сохранили за собой и носят титул князя (княгини) крови императорской (чаще — просто князя или княгини Романовы), хотя по Основным законам Российской Империи ст.36 и 188 не могут сообщить своим потомкам прав на какие-либо титулы членов Российского Императорского Дома .После перехода в Православие в 2013 г. Принц Карл-Эмих Лейнингенский, как правнук Императора Кирилла Владимировича принял титул Князя Императорской Крови, в соответствии со статьёй 147 Основных государственных законов Российской Империи, но при этом данная статья утверждает, что титул «принадлежит правнукам Императора, от мужеского поколения происшедшим», в то время как Карл-Эмих Лейнингенский произошёл от женского поколения (от дочери Кирилла Владимировича, Марии Кирилловны), и, соответственно, не может получить от неё каких-либо титулов.