Interested Article - Максим (Жижиленко)
- 2020-12-31
- 2
Епи́скоп Макси́м (в миру Михаи́л Алекса́ндрович Жижиле́нко ; 2 (14) марта 1885 , город Калиш , Калишская губерния , Царство Польское , Российская империя — 4 июня 1931 , Москва ) — епископ Русской православной церкви , участник иосифлянского движения . С 12 октября 1928 года «иосифлянский» епископ Серпуховской. Непримиримый критик политики заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Брат профессора уголовного права Александра Жижиленко .
11 марта 2020 года канонизирован Русской православной церковью как священномученик .
Биография
Родился в семье дворянина, прокурора окружного суда города Калиша (1839—1905) . Окончил гимназию в Санкт-Петербурге .
Девяти лет Михаил поступил в Калишскую гимназию, где учился 7 лет.
После смерти отца (1905) и матери (1906) Михаил сначала оставался один в Калише, а потом переселился к старшему брату Александру в Санкт-Петербург , где окончил восьмой класс гимназии.
После окончании гимназии в 1908 году поступил на медицинский факультет Московского университета .
Будучи студентом университета, женился на курсистке, вместе с которой прожил всего полгода, так как она скончалась в 1910 году вследствие невозможности перенести беременность. При этом оба супруга, положившись на волю Божью, ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность, хотя и знали о том, что она грозит почти неизбежной смертью.
Врач
В 1912 году окончил медицинский факультет Московского университета , после чего работал в Сокольниках психиатром.
С 1912 года Работал врачом министерства путей сообщения в городе Благовещенске и в Москве.
С начала Первой мировой войны до января 1918 года участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. Затем занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии .
В августе 1919 года , будучи главным врачом полевого госпиталя Красной армии, находился в плену у казаков генерала К. К. Мамонтова .
В 1921 году — врач в Наркомате путей сообщения .
С 1 января 1922 года до декабря 1928 года в Москве работал главврачом в больнице Таганской тюрьмы .
Являлся духовным сыном известного священника Валентина Свенцицкого . За Михаилом Жижиленко утвердилось прозвище «ангела-хранителя» этой тюрьмы. На своем трудном посту он был не только телесным, но и духовным врачом, сердечным мастером, утешителем и отцом.
В тот период он познакомился со Патриархом Тихоном , который благословил его на тайное монашество. По воспоминаниям Ивана Андреевского : «Рассказывал владыка Максим и о некоторых разногласиях с патриархом Тихоном. Главное из них заключалось в том, что святейший был оптимистически настроен, веря, что все ужасы советской жизни ещё могут пройти и что Россия ещё может возродиться через покаяние. Владыка же Максим склонен был к пессимистическому взгляду на совершающиеся события и полагал, что мы уже вступили в последние дни предапокалиптического периода» .
Деятель «иосифлянского» движения
В конце 1927 года порвал общение с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным патриаршим священным синодом при нём. При его участии был составлен акт от 30 декабря 1927 года об отходе от митрополита Сергия серпуховского духовенства и мирян, в котором, в частности, говорилось: «Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленному пути, на который Вы своей декларацией и распоряжениями поставили всю Православную Церковь, и повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и т. н. „Патриаршим Синодом“ и отказываемся признавать Вас заместителем местоблюстителя патриаршего престола».
20 мая 1928 года в Ленинградском соборе Воскресения Христова был тайно посвящён во диакона архиепископом Димитрием (Любимовым) , фактическим лидером «иосифлянского» движения в Церкви. 21 мая 1928 года им же был тайно рукоположён в иерея. В сентябре 1928 года принял монашеский постриг с именем Максим .
12 октября 1928 года в храме на Пискарёвке по просьбе части верующих города Серпухова был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского архиепископом Димитрием (Любимовым ) и епископом Сергием (Дружининым) , что было первой тайной «иосифлянской» епископской хиротонией. Титул был выбран потому что в Серпухове к иосифлянам присоединилась почти половина храмов, благодаря чему город стал центром иосифлянского движения в Московской епархии .
В январе 1929 года вступил в управление епархией. В юрисдикции владыки Максима находились 18 приходов в Серпухове , приходы в Коломне , Звенигороде , Переславле-Залесском и ряде других городов. После ареста епископа Алексия (Буя) в марте-мае 1929 года епископ Максим окормлял также и воронежских и украинских иосифлян.
Для борьбы с «иосифлянством» в Серпухове митрополит Сергий направили в город популярного среди православных верующих епископа Мануила (Лемешевского) .
Арест, лагерь, мученическая кончина
24 апреля 1929 года был арестован ОГПУ. 5 июля 1929 года приговорён к пяти годам заключения. В конце ноября того же года был помещён в Соловецкий лагерь, где работал врачом и заведовал тифозным бараком.
Вместе с епископами Виктором (Островидовым) , Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) , а также другими священнослужителями, совершал тайные богослужения в лесу. По словам профессора Андреевского, также отбывавшего срок в Соловках , «меньше чем через год, мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник» .
28 октября 1930 года Выездной Коллегией ОГПУ по обвинению в «контрреволюционной агитации в концлагере» приговорён к увеличению срока на 5 лет. Переведён в Белбалтлаг, в г. Кемь . Там в декабре 1930 был арестован в лагере и отправлен в Бутырскую тюрьму , где ему было предъявлено обвинение в рамках дела «нелегальной черносотенно-клерикальной и церковно-монархической организации „Истинное Православие“». 18 февраля 1931 года был приговорён к высшей мере наказания.
Расстрелян 4 июня 1931 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище , место захоронения не известно.
Канонизация и почитание
При подготовке канонизации новомучеников и исповедников, совершённой РПЦЗ в ноябре 1981 году его имя было внесено в черновой список поимённый новомучеников исповедников российских. Поимённый список новомучеников и исповедников РПЦЗ, куда вошло и имя епископа Максима, был издан только в конце 1990-х годов .
11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской наряду с епископом Сергием (Дружининым) и ещё рядом подвижников, почитавшихся в РПЦЗ , с установлением дня памяти 22 мая по юлианскому календарю , что соответствует 4 июню по григорианскому .
Примечания
- А. Г. Жижиленко (Некролог). // Право. Еженедельная юридическая газета. СПб., 1905. — № 18. — Ст.1477-1478.
- ↑ И. М. Андреевский , «Епископ Максим Серпуховской (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере» // « », 1951
- М. В. Шкаровский. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин ». — С. 85-91. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6 .
- . Дата обращения: 28 февраля 2014. 6 марта 2014 года.
- Кострюков А. А. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 51—116.
- . Дата обращения: 19 июня 2020. 14 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 12 марта 2020. 7 января 2022 года.
Литература
-
Андреев И. М.
Епископ Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере // Православный Путь. 1951. — С. 61-70
- Андреевский И. М. Епископ Максим Серпуховской (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере // Воспоминания соловецких узников: 1925—1930. [Т. 3]. 1925—1930 / отв. ред. иерей В. Умнягин. — Соловки : Издание Соловецкого монастыря, 2015. — 560 с. — С. 332—342
- Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. — СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). — С. 161.
- Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926—1936. Выпуск 2. — М: Мемориал, 1995. — С. 123.
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. — СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. — С. 290—291.
- Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — СПб., 2006. — С. 207—235
- За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918—1951). Биографический справочник / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. — 688 с. — С. 309.
- . — М. : Братонеж, 2014. — 639 с. — (Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти). — ISBN 978-5-7873-0816-7 .
- Шкаровский М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIII : « Максим — Маркелл I ». — С. 22-23. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-049-3 .
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
- в базе данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие»
- 2020-12-31
- 2