Театрон (театр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Теа́тр Гонза́го — памятник архитектуры начала XIX века. Театр, построенный в усадьбе Архангельское по проекту Пьетро Гонзаго , располагается с западной стороны усадебного парка. Объект культурного наследия Российской Федерации , охраняется государством .
В 1817 году планировались празднества, посвящённые пятилетию победы над Наполеоном. Часть мероприятий Александр I планировал провести в усадьбе Архангельское .
Сохранились свидетельства о том, что театральные представления в Архангельском проходили ещё при князе Голицыне. Театр, как свидетельствует опись 1812, составленная при покупке Архангельского Н. Б. Юсуповым , помещался в правом флигеле усадебного дома (Большого дома) .
В 1791—1799 годах князь Н. Б. Юсупов был директором Императорских театров, он неоднократно устраивал в Санкт-Петербурге и Москве гастроли итальянских театральных трупп. Именно он пригласил в Россию в конце 1791 или в начале 1792 года выдающегося итальянского художника-декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзаго . Наследник Павел Петрович и Мария Фёдоровна сразу привлекли итальянского художника к работам в Павловске, но к императорскому двору его не допускали (возможно, потому что Гонзаго был масоном) . Поселившись в Москве, Юсупов создал у себя театральную труппу и оркестр, который просуществовал до его смерти . Купив Архангельское, Юсупов занялся постройкой нового здания для театра, располагавшегося отдельно от усадебного дома. Проект театра был разработан в 1816 году архитектором О. И. Бове . Изначально Юсупов предполагал приспособить под здание театра обветшавший голицынский манеж , однако этот замысел не был осуществлён .
По просьбе Н. Б. Юсупова Гонзаго подготовил новый проект постройки театра в Архангельском . Но самому Гонзаго приехать в Архангельское не удалось, так как его не отпускала Дирекция Императорских театров. В своей мастерской при Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге Гонзаго подготовил двенадцать «перемен» декораций. Строительство театра проходило в 1817—1818 годах, вероятно, с использованием на первом этапе некоторых проектных решений Бове, работы проходили под наблюдением крепостного архитектора В. Я. Стрижакова. Надзор над строительными работами осуществлял архитектор Е. Д. Тюрин , который приезжал в Архангельское и занимался сметными расчётами стоимости строительства . Отделкой интерьеров театра занимался архитектор С. П. Мельников, руководствуясь проектом Гонзаго. К началу 1818 года были завершены строительные и отделочные работы. В июне была получена из Петербурга первая партия декораций, созданных по эскизам Гонзаго. Их монтажом занимался машинист московского театра Юсупова. В январе 1819 года в Архангельское пришла вторая партия декораций Гонзаго .
В 1828 году с южной стороны фасада Тюриным была пристроена открытая двухмаршевая лестница . В 1857 году проводился ремонт декора фасада — разрушившийся старый штукатурный карниз поменяли на деревянный, выкрашенный в белый цвет, под окнами был установлен поясок из деревянных брусков . В таком виде сооружение сохранилось до наших дней. С 1940 года реставрацию здания вёл архитектор Николай Дмитриевич Виноградов .
«Театр Гонзага» был торжественно открыт 8 июня 1818 года в присутствии императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Собственная театральная труппа Юсупова состояла из крепостных балерин, певиц и музыкантов, живших в его московском доме. Обычно в Архангельском ставили отдельные балетные сцены и дивертисменты с пением и танцами. Однако театр вошёл в историю не спектаклями, а благодаря творчеству выдающегося итальянского художника. Театр так и называли: «Театр Гонзага» . Из двенадцати декораций, выполненных Гонзаго гуашью, до нашего времени сохранились четыре и подлинный занавес (6×8 м), иллюзорно продолжающий архитектуру зала, а также небольшие копии, сделанные учениками. Большая часть декораций Гонзаго была утрачена при последних владельцах Архангельского, которые резали их на палатки для приёмов на открытом воздухе. Декорации, хранящиеся в Архангельском, — единственные подлинники. На занавесе представлена перспектива храма с колоннами, в дальнем конце которого стоит на пьедестале золочёная скульптура. Сохранившиеся декорации представляют виды Таверны (или Избы) — полный комплект из задника, шести кулис и подзора; Тюрьмы — от неё остались задник и арка переднего плана; Храма и колоннады — от этой декорации сохранился лишь задник; Зала — ещё одна полностью сохранившаяся декорация — в комплекте задник, восемь кулис и подзоры. От ещё одной из декораций — Подземелья — остался кусок задника. Впечатление от оригинальных декораций Гонзаго доносят до нас акварельные рисунки, выполненные с них крепостным художником. Главная их ценность — документальная, так как сами акварели посредственного качества . Декорации Гонзаго, представителя венецианской школы, великолепны в колористическом решении при ограниченном применении цвета. Особого эффекта художник достигает мастерской перспективой , уводящей взгляд зрителя в бесконечную глубину, далеко за пределы сцены. Создавая декорации для Архангельского, Гонзаго принимал во внимание слабую освещённость сцены, от которой к тому же будет подниматься столб пыли. Архитектурные мотивы обобщались с сохранением реального облика, образуя единый комплекс, при этом упрощалось его восприятие зрителем без ослабления впечатления .
Остальное обширное наследие — это эскизы, натурные зарисовки и графические фантазии мастера. 30 июня 1969 года к пятидесятилетию музея-усадьбы Архангельское в театре состоялся «спектакль декораций»: под музыку Россини зрителям показали четыре декорации Гонзаго .
К началу 1990-х годов пришел в полуразрушенном состоянии, впоследствии реставрировался . Основные реставрационные работы завершились в 2019 году, однако первый после реставрации спектакль был показан лишь в 2021 году из-за пандемии коронавируса.
Театр Гонзаго — деревянное прямоугольное в плане здание (39,88×17,46 м).в два этажа, обращённое одной из своих продольных сторон на «московскую дорогу» (Ильинское шоссе). Фасад, смотрящий на дорогу, декорирован весьма скромно — четырьмя колоннами ионического ордера , расположенными по центру здания на уровне второго этажа. Простые окна лишены украшений. Верх сооружения обрамлён деревянным фризом, покрытым штукатуркой. Этот фриз сменил обветшавший лепной с барельефами в 1857 году. Части старого лепного фриза — барельефы с театральными атрибутами хранятся в театре. Кровля здания двухскатная, его торцы завершаются гладкими фронтонами , лестницы крыльца с южной стороны ведёт на второй этаж. Лестничные балюстрады декорированы вазами. Фасады театра оштукатурены и окрашены в золотисто-жёлтый цвет, архитектурные детали выделены белой краской .
Одну половину здания занимают фойе и зрительный зал, вмещающий всего двести пятьдесят человек , вторую — сцена и уборные актёров. Зрительный имеет форму овала со срезанной дугой в месте примыкания сцены, соединён с фойе тремя входами. По низу стены зала обведены цоколем, от которого поднимаются римско-коринфские колонны из стукко , соединённые между собой арками. Центральный вход обрамляется аркой, опирающейся на римско-ионические колонны. Одиннадцать пролётов между колоннами посередине разделены балконами, которые образуют 22 ложи бенуара и бельэтажа. Над колоннами проходят простой фриз и лепной карниз, украшенный кронштейнами и розетками. От тяги карниза поднимается плафон в форме купола небольшой высоты. Пол партера имеет наклон по направлению к сцене, амфитеатр в зрительном зале не выделен .
Лестничные марши этого входа ведут через коридор на бельэтаж . Коридоры декорированы золочёными канделябрами и лепными масками искусной работы .
В полуподвальном нижнем этаже был устроен склад реквизита и декораций, а также находились костюмерные и некоторые уборные .