Interested Article - Митрополичий дом в Бауманском переулке

Митрополи́чий дом Московской патриархии в Бауманском переулке — ныне не существующее одноэтажное деревянное здание с мезонином , располагавшееся в Москве по адресу Бауманский переулок, дом 6 (ныне Бауманская улица , 6), в котором с начала 1930-х годов до 1941 года проживал заместитель патриаршего местоблюстителя (с декабря 1936 года — патриарший местоблюститель) митрополит Сергий (Страгородский) . Здесь же размещалась его канцелярия. С 1941 года до смерти (декабрь 1961) в здании проживал митрополит Николай (Ярушевич) .

История

Здание построено после 1913 года и стояло в глубине домовладения № 6 по соседству с заводом проволочных изделий (владение № 4). Этот район с XVIII века входил в приход Богоявленской церкви в Елохове .

Согласно книге «Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год» в это время в доме располагалась «Кустарное производство п/названием „РУДОМОЛ“», которое предлагало «дробление и размол разных минералов и силикатов на все № сит» .

В 1927 году Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) вышел из тюрьмы и вернулся к управлению Церковью. Первоначально он поселился в Доме на улице Короленко в Сокольниках , уже на первом номере « Журнала Московской Патриархии », вышедшего в 1931 году значится адрес Бауманский переулок, 6. .

Временный Патриарший Священный Синод. Зимняя сессия 1933—1934

Район Бауманского переулка слыл в 1920—1930-е годы дальней и неблагоустроенной окраиной Москвы. Здесь жили фабричные и железнодорожные рабочие, сезонники, служащие местных коммунальных учреждений. Дома́ были в основном деревянными с одним или двумя этажами .

Дом был разделён на две половины: в одной половине была обустроена канцелярия Заместителя патриаршего местоблюстителя и Временного патриаршего священного синода. Здесь трудились управляющие делами Московской Патриархии и правители дел Синода: епископ Волоколамский Питирим (Крылов) , которому помогал архимандрит Сергий (Воскресенский) , который также был ответственным редактором « Журнала Московской Патриархии ». Вторая половина дома была отведена под Московское епархиальное управление, возглавляемое Патриаршим наместником по управлению Московской епархией. С 1928 года эту должность занимал архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) . После его ареста в 1933 году митрополит Сергий назначил на эту должность архиепископа Дмитровского Питирима (Крылова) . В 1934 году его сменил епископ Бронницкий Сергий (Воскресенский) , которому помогал епархиальный секретарь протоиерей Сергий Даев . В первые военные месяцы 1941 года Московской епархией недолго руководил архиепископ Можайский Сергий (Гришин) .

Так как малые размеры помещения не позволяли устроить здесь не только домовую церковь , но даже моленную келию, располагавшийся неподалёку храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе получил статус крестовой патриаршей церкви . Патриарх Пимен вспоминал, что в 1920-е — начале 1930-х годах он вместе с другими клириками, не имевшими своего угла в Москве, порой находил ночлег в доме митрополита Сергия в Бауманском переулке . В Митрополичьем доме в Бауманском переулке бывали разные люди, в том числе — люди искусства, представители интеллигенции .

По воспоминаниям Ольги Подобедовой , посещавшей митрополита Сергия а 1934 году :

В назначенное время (около пяти часов вечера) мы позвонили в дверь небольшого деревянного особняка в Бауманском переулке. Нам открыл дверь архимандрит Афанасий [(Егоров), преподобномученик; расстрелян 19 августа 1937], который, добродушно улыбаясь, промолвил: «Девочки, помните, у нас стены имеют уши, не подведите ни себя, ни Святейшего». Потом он ввел нас в узенькую длинную келью. Вдоль стены от угла, занятого иконами, стоял небольшой стол, кресло, табурет и узенькая, покрытая ослепительно белым тканевым покрывалом постель. На табурете сидел голубоглазый, белый и совершенно глухой ангорский кот . Святейший с доброй улыбкой шагнул нам навстречу, благословил и сказал: «Ну, садитесь и рассказывайте, что у вас там».

Митрополит Сергий (Страгородский) в своём рабочем кабинете. 1937 год

В мае 1935 года был распущен Временный Патриарший Священный Синод, а летом того же года властями был запрещён выпуск «Журнала Московской Патриархии». К 1939 году вся организационная структура Церкви была практически разрушена, а Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) постоянно ожидал ареста. Тогда же московские власти отобрали одну из двух квартир митрополичьей резиденции в Бауманском переулке .

Тем не менее, в 1940—1941 годах в этой одной оставшейся квартире Московская патриархия осуществила «воссоединение» епархий, доставшихся ей после включения в состав СССР Западной Украины и Белоруссии, Прибалтийских республик, Бессарабии и Буковины. А 10 марта 1941 года в той же квартире был дан обед по случаю 40-летнего служения митрополита Сергия (Страгородского) в архиерейском сане .

22 июня 1941 года митрополит Сергий, отслужив литургию в Богоявленском соборе, вернулся в митрополичий дом Бауманском переулке, где узнал о начале войны. В своём кабинете, он собственноручно отпечатал на пишущей машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это послание вскоре было размножено и разослано по всем уголкам страны .

7 октября 1941 года Моссовет предложил Патриаршему Местоблюстителю выехать из Москвы в эвакуацию вместе со своими сотрудниками. 14 октября, несмотря на плохое самочувствие, митрополит Сергий был вывезен в Ульяновск , куда прибыл 19 октября. Его сопровождали митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , протоиерей Николай Колчицкий , протодиакон Георгий Антоненко , иеродиакон Иоанн (Разумов) и другие приглашенные им частные лица .

«На время отсутствия Патриархии из Москвы заведование церковными делами по г. Москве» митрополит Сергий возложил на назначенного почётным настоятелем храма в честь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище «с титулом архиепископа Волоколамского» Алексия (Палицына) , в помощь которому был оставлен в Москве епархиальный секретарь протоиерей Сергий Даев . В середине февраля 1942 года митрополит Николай вернулся в Москву и всё последующее время жил в Москве. 28 февраля 1942 года он писал в Ульяновск митрополиту Сергию: «Нашей столовой в патриархии является сейчас комната отца Иоанна, так как стол в столовой а[рхиепископом] Алексием [Палицыным] обращён в его рабочий, или письменный, стол. В квартире холодно: в канцелярии 5°С, в комнате моей (за перегородкой) — столько же, а в столовой (то есть в комнате а[рхиепископа] Алексия) — градусов 10. Дрова на исходе, но я уже принял меры к подысканию следующей партии дров» .

В изданной в 1942 году пропагандистской книге « Правда о религии в России » опубликованы фотографии двух углов одной и той же комнаты этого дома — одна с подписью «Кабинет Митрополита Сергия» (с. 49), другая — «Келия Митрополита Сергия» (с. 51).

31 октября 1942 года митрополит Николай сообщил в Ульяновск важную новость: «Вчера, будучи приглашён в Моссовет , я узнал, что согласно нашему ходатайству в Моссовете решено предоставить Патриархии и вторую (ранее ей принадлежавшую) квартиру в доме № 6, то есть предоставить нам весь дом целиком. В ближайшее время предполагается освободить для нас площадь этой второй квартиры. Предстоит, конечно, ремонт, так как та квартира очень запущена» .

31 августа 1943 года митрополит Сергий прибыл на Казанский вокзал , где был с почётом встречен православными верующими Москвы. Присутствовавший при этой встрече епископ Молотовский Александр (Толстопятов) так написал об этом дне :

С нескрываемой радостью Блаженнейший вошёл в свои скромные покои в Бауманском переулке. Всё было ему любо, всё по душе: и привычная мебель, и угольник с иконостасом, и портреты святителей на стенах, и живые лица любезных ему москвичей. Всё располагало его к спокойствию и уюту, к уединённой молитве, к размышлениям и трудам. Иноческие подвиги прочно сложили монашеский быт Первосвятителя Русской Православной Церкви, и его душа не искала и не хотела ничего большего, ничего лучшего. Кто бы поверил, что в тихом уголке переулка, в деревянном домике с мезонином обитает старец, мудрейший среди православных святителей, уже 17 лет правящий Церковью на необъятных просторах Союза ССР!

4 сентября 1943 года произошла встреча Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) . Во время этого разговора Сталин поднял вопрос о предоставлении Московской Патриархии помещения и транспорта, сказав: «Вот мне доложил товарищ Карпов, что вы очень плохо живёте: тесная квартира, покупаете продукты на рынке, нет у вас никакого транспорта. Это неправильно, и правительство хотело бы вам в этих и в других вопросах помочь». В ответ на что митрополит Сергий просил предоставить для размещения Патриархии и проживания Патриарха игуменский корпус в бывшем Новодевичьем монастыре . Сталин в ответ на это предложил особняк в Чистом переулке

5 сентября 1943 года Московской Патриархии был передан в особняк в Чистом переулке , а деревянный дом в Бауманском переулке остался в распоряжении митрополита Николая (Ярушевича) , который с 28 января 1944 года, носил титул митрополита Крутицкого и являлся управляющим Московской епархией.

Владимир Никанорович Кузнецов, староста храма Святителя Николая на Берсеневке , неоднократно посещавший митрополита Николая в его доме в Бауманском переулке, вспоминал :

Архиерейский дом стоял в глубине участка и напоминал скорее не городское, а неказистое деревенское жилое строение. Посетитель поднимался по лестнице высокого крыльца, пристроенного слева к деревянному дому, и, открыв входную дверь, попадал в прихожую, к которой справа примыкала кухня-трапезная. Обстановка в этой части дома была самая простая, вдоль стен стояли лавки. Дверь налево вела в кабинет Владыки. Здесь, в переднем углу, справа от окна висели иконы, а под ними стоял старинный письменный стол. В левом от окна углу между креслами находился красивый светильник-торшер со столиком, под зелёным абажуром. У левой же стены стоял диван, а всё свободное пространство у других стен и в простенках у окна было занято шкафами и стеллажами с книгами. В комнате была ещё одна дверь, ведущая во внутренние покои Владыки, в которые посетители не приглашались

Кроме того, дом был описан и в других воспоминаниях :

Ветхий домик состоял из тёмной кухни, из которой дверь вела в две комнаты. Большая, если можно так её назвать, и из неё дверь в его келью, где помещалась, с одной стороны, узкая железная кровать и, с другой, стеллажи с книгами и, конечно, уголок с иконами. В большой комнате, в середине её, стол весь занятый книгами, рукописями, бумагами, телефонами и угол с иконами и лампадами. Вот и вся обстановка комнаты, да ещё пару кресел у стола.

В целом, дом поражал своим неудобством для жилья. Так жил Владыка, выдающийся иерарх — в ветхом, мало пригодном для жилья доме, ещё и потому непригодном, что был очень холодным в зимнее время года.

Необычайная скромность во всем была присуща этому человеку: и в одежде (солдатские сапоги, ряса, в зимнее время тонкий свитер — домашняя одежда Владыки), и в питании. Готовила ему монахиня-старушка <…> её имя Дарья.

В доме невозможно было сделать ремонт — негде разместить вещи, книги, а на просьбу архиерея дать ему временное жилище, хотя бы в Новодевичьем монастыре, последовал отказ .

К концу 1950-х годов митрополиту Николаю стало известно, что дом подлежит сносу в связи с намечавшимся по плану реконструкции Бауманского района строительством детского сада «Солнышко». Обеспокоенный этим обстоятельством, митрополит Николай обратился на одном из приёмов к секретарю ЦК КПСС Е. А. Фурцевой , которая обещала оказать ему содействие в получении нового жилья. Однако позже снос дома в Бауманском переулке был перенесён на 1965 год .

21 июня 1960 года митрополит Николай был освобождён от обязанностей председателя ОВЦС, а 19 сентября того же года и от управления Московской епархией . В начале ноября того же года, вернувшийся в Москву митрополит Николай настоял на праве остаться в своём старом доме. Об этом написал лично знавший митрополита Николая (Ярушевича) Анатолий Краснов-Левитин : «Прямо с вокзала Митрополит проехал в свою резиденцию, в деревянный дом в Бауманском переулке, где отныне предстояло ему провести последний год его жизни. Сумрачный и одинокий это был год. Вначале Митрополита Николая хотели услать в один из сохранившихся монастырей. Владыка категорически отказался, заявил: „Я гражданин, прописанный в Москве в Бауманском переулке, — и буду жить здесь“» . Кроме митрополита Николая в доме жила престарелая монахиня Дарья, помогавшая ему по хозяйству . В Светлую ночь Митрополит Николай написал Патриарху следующее письмо: «Первый раз в жизни в Светлую ночь я не в храме, сижу один в своей комнате и плачу». После этого ему было послано приглашение отслужить литургию на Светлой неделе в четверг, в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры . Это было его последнее служение .

В октябре 1961 года митрополит Николай заболел пневмонией и был отвезён в Боткинскую больницу . Идти он не мог. В дверь носилки не проходили. Пришлось выломать окно . В свой дом он уже не вернулся: 13 декабря 1961 года он скончался и через два дня был погребен в крипте храма Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре .

После этого митрополичий дом в Бауманском переулке был снесён. После сноса дома здесь появился детский сад с названием «Солнышко» . В 1969 году на этом месте был возведён Центральный тепловой пункт (ЦТП) завода счётно-аналитических машин, располагавшегося по соседству .

Примечания

  1. Любартович В. от 11 июня 2017 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии . 2003. — № 7. — С. 62-96
  2. в « Книгах Google »
  3. . Дата обращения: 12 июня 2016. 30 июня 2020 года.
  4. Дмитрий Суржик Религия и война. Основные конфессии в СССР в годы Великой Отечественной // « » от 22 — 28 июля 2013. — № 17 (2124)
  5. // Слово , 1995. — № 1-2. — С. 60-64.
  6. Ишевский Д. Юбилей Патриаршего местоблюстителя // Правда о религии в России . — [М.]: Московская патриархия, 1942. — С. 69-70
  7. . Дата обращения: 12 июня 2016. 16 июня 2016 года.
  8. Галкин А. К. от 22 октября 2014 на Wayback Machine // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2. — С. 76, 61.
  9. Александр (Толстопятов) , еп. Молотовский. Годовщина знаменательных для Русской Церкви событий (4-8-12 сентября 1943 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1944. — № 9. — С. 9-10.
  10. от 10 ноября 2019 на Wayback Machine // world-war.ru, 30 октября 2015
  11. Слова и речи : (1957—1960 гг.). — СПб. : Сатис, 1994. — 269 с.
  12. Татьяна Веселкина, Мария Анфимова. // Журнал Московской Патриархии . — 1992. — № 7 . — С. 20—28 . 8 июля 2019 года.
  13. от 24 декабря 2021 на Wayback Machine // Левитин-Краснов А. Э. В поисках Нового Града : Воспоминания. Ч. 3. — Тель-Авив : Круг, 1980. — С. 136. — 411 с.
  14. . — Санкт-Петербург: «Нева-Визит», 2003. — С. 70, 221. — 256 с. — ISBN 5-93603-090-3 . 19 июля 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Митрополичий дом в Бауманском переулке