Деньги Царства Польского
- 1 year ago
- 0
- 0
Лимина́льность ( англ. Liminality , от лат. līmen — порог, пороговая величина) — физиологический , неврологический или метафизический термин, обозначающий «пороговое» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Закономерности лиминального периода как периода «жизненных перемен» или «кризисов развития» в обрядах перехода первобытных сообществ исследовали Арнольд ван Геннеп и Виктор Тёрнер .
Лиминальность связана с изменением социального статуса, ценностей и норм, идентичности (identity) и самосознания, поэтому представляет собой типичный пример междисциплинарной проблемы. Она включает в себя широкий спектр социологических, психологических и физиологических проблем, реализуя экспансию культуры и освоение ею новых пространств и сфер через человека, как носителя нового смысла и порядка. Потенциал нового определен природой лиминальности, ситуацией неопределенности, амбивалентности и размытой социальностью, стимулирующий энергичный поиск новой фундаментальной общности .
Лиминальный период является неотъемлемой частью ритуала перехода в большинстве культур, будь это переход в другую возрастную группу (дети-подростки), смена социального положения (заключение братского союза, избрание нового вождя в племени, утрата родственника или супруга) или свадебный ритуал. Все обряды перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре . Вторая фаза — «лиминальный» период — является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности или «лиминальной персональности». Эти люди обладают амбивалентностью, поскольку не укладываются в рамки каких-либо классификаций состояния ( state ) и положения ( position ) в культурном пространстве. Лиминальные существа — «ни здесь, ни там, ни то, ни сё»… Их амбивалентные свойства выражаются большим разнообразием символов. Лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца и луны и проявляет черты некой альтернативы известной нам структуре, как «миг во времени и вне его». В третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам.
Существует несколько историй в фольклоре о тех, кого можно было убить только в лиминальном пространстве: в валлийской мифологии Ллеу нельзя было убить ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни верхом, ни пешком, ни одетым, ни обнажённым. Точно так же в индуистском тексте Бхагавата-пурана Вишну появляется в форме получеловека-полульва по имени Нарасимха , чтобы уничтожить демона Хираньякашипу , который получил силу никогда не быть убитым днём или ночью, в воздухе или на земле, человеком или животным. Нарасимха убивает Хираньякашипу в сумерках своими острыми когтями на пороге дворца, и, поскольку Нарасимха сам бог, демона убивает ни человек, ни зверь.
История об Амуре и Психее служит примером лиминального мифа, проявляющегося через образ Психеи и события, которые она переживает. Ее всегда считают слишком красивой, чтобы быть человеком, и не совсем богиней, что устанавливает ее пороговое существование. Психея находится в лиминальном пространстве, не являясь как женой, так и незамужней девушкой, и живя при этом между мирами. Помимо этого, ее переход к бессмертию, чтобы жить с Купидоном, служит лиминальным обрядом перехода, в котором она переходит от смертного к бессмертному, от человека к богине; когда Психея выпивает амброзию и решает свою судьбу, обряд завершается, и миф заканчивается радостной свадьбой и рождением Волупии , богини, олицетворяющей наслаждение.
В сообществах онлайн-фотографов в конце 2010-х годов были в тренде изображения лиминальных пространств, их целью было передать «чувство ностальгии , потерянности и неуверенности». Это привлекло внимание средств массовой информации в 2019 году, когда на форуме 4chan появилась короткая крипипаста , которая стала вирусной. Она включала в себя изображение коридора с желтыми коврами и обоями, а также подписью утверждающей, что « Если не проявить достаточной осторожности и выпасть из реальности, то можно оказаться в Закулисье, где не будет ничего, кроме затхлого запаха ветхого ковра, безумия жёлтых обоев, бесконечного невыносимого шума люминесцентных ламп, а также 600 миллионов квадратных миль случайным образом совмещённых пустых комнат. Упаси вас Господь услышать, как что-то бродит рядом, ведь это самое что-то уже наверняка о вас знает » . Вскоре появилось общее название «Лиминальные пространства».
Сюрреализм является отличительной чертой лиминальных пространств в фотографии, поскольку общей целью является ощущение как знакомого, так и отчужденного, которое нужно передать зрителю. Многие популярные онлайн-изображения лиминальных пространств появились в сообществе городских исследователей. Низкое разрешение изображения может придать изображению «вневременное» или вызывающее ностальгию качество, которое часто преднамеренно используется для эффекта.
Liminal Space — альбом американского брейккор -исполнителя Xanopticon. Группа Coil упоминают лиминальность во всех своих работах, особенно в названии песни «Batwings (A Limnal Hymn)» из альбома .
В тексте песни французской рок-группы Little Nemo «A Day Out of Time» идея лиминальности косвенно исследуется, описывая переходный момент перед возвращением «обычных забот». Этот лиминальный момент называется вневременным и, следовательно, лишенным целей и/или сожалений.
Концептуальный альбом Liminal Rite (2022) американской прогрессив-дэт-метал группы Kardashev повествует о человеке, проходящем лиминальный обряд.