Interested Article - Александров, Александр Иванович (критик)

Алекса́ндр Ива́нович Алекса́ндров ( 1918 , Москва 1987 , Москва ) — советский кинокритик , киновед , редактор .

Биография

Родился в 1918 году в Москве. Его отец, Иван Николаевич Александров, был актёром Камерного театра .

В 1930-е годы учился на историческом факультете Московского института философии, литературы и истории . В 1941 году студентом ушёл на фронт, воевал в пехоте и авиации. В послевоенное время работал редактором в издательстве в Лейпциге . Вернувшись на родину, возглавлял отделы в редакциях различных газет и журналов .

С 1962 по 1966 год был начальником иностранного отдела Госфильмофонда СССР . По словам киноведа Наума Клеймана , при Александрове в Госфильмофонде возникла «стимулирующая дискуссии научная атмосфера», на просмотры новых зарубежных кинокартин стали регулярно приезжать «все лидеры тогдашней критики: Инна Соловьева , Вера Шитова , Майя Туровская , Нея Зоркая , Юрий Ханютин » . Нея Зоркая вспоминала :

А. И. Александров (…) обожал открывать и показывать ранее засекреченное, радовался, что в залы рвётся молодёжь. И мы рвались — это были прекрасные дни! Смотрели мировое кино, по 4-5 копий в день.

Выступал в печати с рецензиями, читал лекции о кино, организовывал кинопоказы по всему Советскому Союзу. Подготовил для издательства « Искусство » сборник о Франсуа Трюффо , который был отклонён по цензурным соображениям. Тем не менее опубликованная в « Искусстве кино » рецензия Александрова на фильм Трюффо « Нежная кожа » (1964) оказала, по свидетельству киноведа Александра Трошина , существенное влияние на тогдашних студентов ВГИКа . Киновед Елена Гращенкова писала :

Когда-то Александр Иванович написал прекрасную рецензию на фильм Франсуа Трюффо «Нежная кожа». Этот фильм был для него программным. Потому что в нём была сделана удачная попытка «неустанно бродить по берегам потока времени и вылавливать разные вещи» (так говорил он о собственном творческом существовании). Но главное, потому, что «нежная кожа» была знаком самого Александра Ивановича. И ему было очень нелегко залечивать раны, которые он непрестанно получал, стоило ему открыть глаза и почувствовать Время.

С десятилетнего возраста Александр Александров занимался фотографией. О его фотоработах высоко отзывались Арсений Тарковский , Чингиз Айтматов , Сергей Герасимов , Юрий Домбровский .

Примечания

  1. Елена Гращенкова, Александр Трошин. . «Киноведческие записки», № 43 (1999). Дата обращения: 9 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
  2. Наум Клейман. . «Киноведческие записки», № 86 (2008). Дата обращения: 9 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
  3. Нея Зоркая. Как я стала киноведом / Сост. Мария Зоркая. — М. : Аграф, 2011. — С. 245. — 448 с. — (Символы времени). — 1000 экз. ISBN 978-5-7784-0414-4 .

Библиография

  • Кино и время: Бюллетень. Вып. 3 / Редкол.: А. Александров, О. Якубович-Ясный (отв. ред.) и др. —М.: Госфильмофонд СССР, 1963. — 543 с.
  • Кино и время: Бюллетень. Вып. 4 / Редкол.: А. Александров, О. Якубович (отв. ред.) и др.; отв. за выпуск В. Свешников. — М.: Госфильмофонд СССР, 1965. — 562 с.
Источник —

Same as Александров, Александр Иванович (критик)