Линейные корабли типа «Ришелье»
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом Ришелье (также Пушкинский домик , Дом Воронцова , Дом Фундуклея , ныне Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе ) — здание построенное в Гурзуфе в 1811 году для новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Армана де Ришельё . Известность дом приобрёл после пребывания в нём в 1820 году А. С. Пушкина . Сейчас — Музей А. С. Пушкина на территории парка санатория «Пушкино» .
В 1808 году герцог Ришельё, тогдашний Новороссийский генерал-губернатор, купил участок в татарской деревне Юрзуф — «довольно обширный сад со старой хатой и несколькими участками земли, продававшийся с публичного торга после смерти какого-то бедного татарина, за 4000 рублей ассигнациями» .
Сразу же, осенью 1808 года, в западном конце участка, по проекту оставшегося неизвестным одесского архитектора была начата постройка дома. Здание в «греческом стиле» в 2 этажа с мансардой было закончено в 1811 году. Это первое здание в европейском стиле в Гурзуфе и вообще на Южном берегу Крыма после присоединения Крыма к России . В тот год Ришелье последний раз был в своём имении , а осенью 1814 года вовсе покинул Россию . Впоследствии дом долго пустовал, но многочисленным путешественникам, начавшим посещать Южный берег Крыма, предоставлчлчсь возможность останавливаться в нём . Считается, что тогда же, на рубеже 1810-х годов, был заложен парк . К 1814 году к существующему участку прикупили ещё земли и имение увеличились до 280 десятин (около 305 гектаров ), причём большая часть земель (примерно 2/3) располагалась в современном Ай-Даниле , а в самом Гурзуфе лежала меньшая часть имения . В этом доме неоднократно останавливались высокопоставленные гости: в 1816 году здесь гостил будущий император, великий князь Николай Павлович , в августе-сентябре 1820 года останавливалась семья Николая Раевского , с которыми путешествовал Александр Пушкин . Позже, в том же году, в имении побывал И. М. Муравьёв-Апостол . Посетителю дом не понравился, что выразилось в фразе « …отменный человек может иметь отменно дурной вкус в архитектуре… », здание же описано довольно подробно
Огромное здание состоит из крылец, переходов с навесом вокруг дома, а внутри из одной галереи занимающей всё строение, исключая четырёх небольших комнат, по две на каждом конце, в которых столько окон и дверей что нет места, где кровать поставить. В этом состоит всё строение, кроме небольшого кабинета над галереей под чердаком. в который надобно с трудом пролезть по узкой лестнице.
Муравьёв также отметил помещение «на чердаке, в бельведере», с которого открывался «прекрасный вид на море» .
В 1822 году, по смерти Ришелье, по завещанию герцога, Гурзуфская усадьба отошла его адъютанту И. А. Стемпковскому , который в 1823 году продал имение тогдашнему новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору графу М. С. Воронцову .
На рассвете 18 или 19 августа 1820 года Пушкин с Раевскими сошли с борта военного брига (варианты — корвета «Або» , корабля «Мингрелия» ) на берег Гурзуфа, пробыв в нём несколько недель. Поэта поселили в мезонине дома Ришелье, выходившими на запад окнами . В этом доме Александр Сергеевич, по его словам, пережил счастливейшие минуты жизни, здесь поэт работал над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; здесь же у поэта зародился замысел романа «Евгений Онегин» : — « Там колыбель моего Онегина », вспоминал Пушкин о Крыме в конце жизни. Особая привязанность у поэта возникла к молодому кипарису, растущему у входа в здание (в настоящее время, после перестроек середины XIX века — за домом ).
В Гурзуфе и окрестностях существует ещё несколько мест, называющихся Пушкинскими: пушкинский грот (или Грот Пушкина) и пушкинская скала напротив скал Адалары , пушкинская тропа на Аю-Даг . Достоверных фактов, подтверждающих посещение поэтом указанных мест нет, но местные легенды об этом, фактически, укоренились за прошедшие два века . Гурзуф Пушкин покинул 4, или не позже утра, 5 сентября 1820 года. Ещё одно связанное с поэтом дерево парка — Пушкинский платан, специально посаженный в 1838 году, в годовщину гибели Пушкина .
При Воронцове дом в имении благоустроили по европейским стандартам того времени. В дальнейшем, в XIX—XX веке дом неоднократно перестраивался, в результате чего первоначальный архитектурный облик значительно изменился. Воронцовым были заложены промышленные виноградники , а по другим сведениям, виноградники посадил следующий владелец Фундуклей, « вырубив 8 десятин мелкого леса » . В июне 1825 года в доме гостил А. С. Грибоедов и в том же году в нём побывал император Александр I за несколько недель до своей смерти . 29 июня1825 года в доме побывал Грибоедов , сделав, характерную для него запись в дневнике
…вид с галереи, кипарисники возле балкона, в мнимом саду гранатники, вправо море беспредельное, прямо против галереи Аю и впереди его два голые белые камня
В конце 1834 — начале 1835 года Воронцов, за 100 тысяч рублей, продал гурзуфское имение площадью 83 десятины 990 квадратных саженей миллионеру- откупщику греческого происхождения Ивану Юрьевичу Фундуклею. Более распространена версия, что усадьбу купил сын Ивана Юрьевича, канцелярист Воронцова действительный тайный советник с 1839 года киевский губернатор Иван Иванович Фундуклей , Иван Иванович Фундуклей , поскольку по имеющимся сведениям Иван Юрьевич скончался в 1835 году
,
Фундуклей владел имением более 45 лет . Иван Иванович 16 сентября 1837 года принимал в гурзуфском доме « Императора Николая I , Императрицу Александру Федоровну , Великую Княжну Марию Николаевну с большой свитой. В состав свиты входили генерал-адъютант граф Орлов , генерал-адъютант Адлерберг , обер-шталмейстер князь Долгоруков , доктор Арендт и др. лица ». Владелец почти ежегодно, кроме времени Крымской войны бывал в имении, а к окончанию войны « дом стал вовсе плох в самых существенных своих частях » и в 1861 году пришлось реконструировать дом . Новый владелец капитально перестроил дом, обогатив его отделку. Была сломана мансарда, в которой жил Пушкин, вместо неё сделали простую крышу. Находившийся ранее с западной стороны главный вход, ведущий сразу на нынешний второй этаж, был закрыт. На той же стороне был очищен от земли фундамент и нежилой подвал переделали в жилое помещение. Главный вход перенесли на восточную сторону, к веранде, обращённой в сторону моря и Гурзуфа, деревянные колонны галереи были заменены модными тогда чугунными. При этом дом до наших дней в точности сохраняет габариты и общий характер небольшого двухэтажного здания, основное внимание в котором притягивает веранда. Вначале открытая, в 1894 году веранда была застеклена . Фундуклей преобразовал и парк, украсив его цветниками и фонтанами .
Путеводитель по Крыму Сосногоровой 1871 года так описывал имение
Оно представляет бесспорно одно из прелестнейших мест на всем Южном берегу Крыма. При живописном местоположении и богатой южной растительности, собранной здесь со всех концов мира, на этой прекрасной даче соединены всевозможные принадлежности и затеи всякого богатого барского имения; и потому парки и сады Гурзуфа отличаются как искусством своего расположения, так равно и необыкновенным богатством и разнообразием собранных в них растений; роскошные цветники, беседки и оранжереи — всё это заслуживает здесь полного внимания и осмотра путешественника, любящего изящное в природе и в искусстве. Виноградники Гурзуфа и добываемое из них вино также считаются лучшими на всем Южном берегу, и гурзуфские вина могут смело соперничать с винами иностранными
В начале 1870-х годов имение занимало площадь в 125 десятин, «половина из которых заняты под виноградник, фруктовый сад, оранжереи» . В 1874 году Александр II , посещавший дом ещё в будучи Великим Князем в 1837 году, хотел приобрести имение в Гурзуфе в качестве свадебного подарка дочери Великой Княжне Марии Александровне и просил И. И. Фундуклея назначить цену. И. И. Фундуклей ответил, что « …он богат и одинок, поэтому будет счастлив, если государь позволит милостливо принять это имение в дар, но продать его не может ». Александр II поблагодарил Фундуклея, но от подарка отказался .
После смерти Ивана Ивановича Фундуклея в августе 1880 года, имение, ввиду отсутствия собственных детей, унаследовали его племянницы — баронесса Варвара Григорьевна фон Врангель (супруга Григория Григорьевича Врангеля, дядя генерала П. Н. Врангеля , то есть, тётка будущего правителя юга России ) и Анна Григорьевна Краснокутская (супруга генерала Краснокутского ), обе урождённые Голицыны . Крымом сёстры не интересовались и выставили имение на торги , спешно продав в мае 1881 года усадьбу площадью 83 десятины за 250 тысяч рублей статскому советнику , строителю Курско-Лозово-Севастопольской железной дороги , Петру Ионовичу Губонину . В 1882 году Губонин прикупил имение князя В. И. Барятинского на левом берегу Авунды , где развернул строительство своего знаменитого впоследствии курорта. Сам Пётр Ионович с семьёй жил в бывшем доме Ришелье .
После смерти в 1894 году П. И. Губонина дом унаследовал его сына Сергей Губонин, который в 1902 году был вынужден продать всё имение «Акционерному обществу курорта Гурзуф» (учредители Третьяков, Бабурин, Голицын, Долгоруков, князь Оболенский и другие). Здание стали использовать для приёма высокопоставленных гостей . В 1904 году Гурзуф по суду перешёл главным кредиторам — наследникам некоего К. И. Волкова, а в 1910 году курорт выкупила группа предпринимателей — Никитин, Шустов, Парфенов и Евстигнеев . После Губониных дом сдавался в наём курортникам . В 1916 году последним владельцем усадьбы стал Николай Хрисанфович Денисов , инженер-путеец, бывший директор правления Троицко-Орской железной дороги .
16 декабря 1920 года приказом председателя Революционного комитета Крыма были изъяты « из частного владения как разных ведомств, так и частных лиц все имения Южного берега Крыма в районе от Судака до Севастополя включительно » и передавались в ведение специально созданного Управления Южсовхоза . 11 августа 1921 года дом был передан Крымскому областному комитету по делам музеев и охране памятников старины, искусства, природы и народного быта (КрымОХРИС) с целью организации музея. В 1922 году здание перешло в состав военно-курортной станции, впоследствии ставшей, созданным в гостиницах курорта Гурзуф Центральным санаторием Министерства обороны. Дом Ришелье с того же года стал госдачей и первым отдыхающим был председатель ЦИК Крымской АССР Ю. П. Гавен . В память о пребывании здесь Пушкина хлопотами заведующего сектором пушкиноведения Пушкинского Дома , жившего летом в Гурзуфе Б. В. Томашевского в 1927 году на здании установили мемориальную доску, которая куда-то пропала и в 1937 году пришлось устанавливать ещё одну. В 1936 году правительство Крыма обратилось в Совнарком СССР с просьбой о создании пушкинского музея и в 1938 году в здании был открыт Музей А. С. Пушкина . В годы войны музей был эвакуирован, а после её окончания и ремонта в доме вновь открыли госдачу. В феврале 1989 года было принято решение Крымского облисполкома принято решение о создании Музея А. С. Пушкина. Дом капитально отремонтировали, вернув вид, который он имел ещё при И. И. Фундуклее, после чего был открыт музей . Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2073-р от 17 октября 2015 года «Дом, в котором жил А. С. Пушкин» отнесён к объектам культурного наследия федерального значения .
В 2021 году из бюджета было выделено 313,3 млн рублей на проведение реставрации здания, обновление материально-технической базы и приобретение экспонатов. Была решена проблема с доступом посетителей в музей, который находится на территории санатория "Пушкино". Прилегающая к зданию территория будет иметь статус публичного сервитута . Работы завершены к осени 2023 года .