Умершие в Валлонском Брабанте
- 1 year ago
- 0
- 0
« Дмай », также « Демай » ( др.-евр. דמאי — букв. «сомнительное») — трактат Мишны , шестой в разделе « Зраим ». Содержит законы о пищевых продуктах растительного происхождения, относительно которых имеется сомнение, были ли от них должным образом отделены десятины .
Этимология и даже точное произношение слова «дмай» неясны. Так назывались плоды Земли Израиля , относительно которых не было уверенности о том отделялись ли от них десятины в соответствии с Моисеевым законом (этим темам посвящены трактаты Мишны « Трумот », « Маасрот » и « Маасер шени »). В противоположность этому продукты, от которых возношения и десятины заведомо не отделялись, назывались «несомненное» (ודאי — ваддай ).
Талмуд (Сота, 48а) рассказывает о введении понятия «дмай» следующее:
Царь Иоанн Гиркан I , правивший в конце II в. до н. э., решил проверить, насколько народ соблюдает законы об отделении возношений и десятин. Оказалось, что всеми строго отделяются только дары для священников-ааронидов («великое возношение»), а отделением десятин для левитов большинство пренебрегает. Однако, левиты, получая десятину, обязаны были выделять из неё в пользу священников десятинное возношение, которое, следовательно, к священникам также не поступало. Тогда Иоанн объявил, что употребление продукта, от которого не выделено десятинное возношение, составляет такой же грех, как и продукта с невыделенным великим возношением (здесь очевидна экономическая подоплёка в целях защиты интересов священников, к которым относился и сам царь). Вследствие этого установили, что человек, желающий строго соблюдать предписания религии, покупая продукты на рынке, должен считать их «сомнительными» (дмай) и отделять из них обе десятины. При этом левитам и беднякам десятины можно было не отдавать, так как сакральным статусом они не обладали и желающий получить их должен был доказать, что эти десятины не были отделены производителем продукта; но десятинное возношение священнику отдавалось обязательно.
Процедура отделения десятин от продукта-дмай заключалась в следующем. От продукта отделялась одна сотая часть, после этого объявлялось, что одна десятая продукта, включая отделённую часть, является первой десятиной, а отделённая часть — десятинным возношением от неё. Саму десятину, как первую, так и вторую, физически отделять не требовалось.
После разрушения Второго храма в 70 г. н. э. законы о возношениях и десятинах потеряли практическое значение, но в пределах земли Израиля люди, строго соблюдавшие религиозные предписания, продолжали исполнять в том числе и законы о «дмай», составляющие предмет рассмотрения в данном трактате.
Комментарии к Мишне имеются в Тосефте и в Иерусалимском Талмуде ; в Вавилонском Талмуде трактат отсутствует.
Трактат «Дмай» в Мишне содержит 7 глав и 53 параграфа.