Петрозаводская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Зихи́йская (Зи́хская) епа́рхия ( Ни́копская епархия, Тама́тархская и Зихи́йская епархия, епархия Зихи́и и Ма́трахи ) — древняя православная епархия Константинопольского Патриархата на территории Зихии . Впервые упоминается в начале VI века . Существовала до конца XIV века (как митрополия Зихии и Матрахи).
Епархиальная кафедра находилась в Никопсисе , древнем приморском городе, который, по предположениям, находился южнее Фанагории , между протоками дельты Кубани , в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе ). В конце X и в XI веке кафедра объединённой архиепископии Таматархи и Зихии находилась в Таматархе . В XII веке кафедра была возвращена в Никопсис.
Всего в Зихии известны четыре древние епархии, имевшие центры в Зихо́поле (Ζυγόπολις) или Зихи́и (Ζιχία), в Фанагории , Ни́копсисе (Νίκοψις) и Тама́тархе . Вероятно епархии в Зихополисе и Фанагории в скором времени были упразднены. По меньшей мере упоминания о них в позднее время не встречаются .
Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года вместе с епископом Боспора Иоанном.
В нотициях VII−VIII веков епархиями Зихии (επαρχία Ζηκχίας) названы три автокефальные архиепископии : Херсонская , Боспорская (επαρχία της αυτής (то есть Ζηκχίας) ο Βοσπόρου) и Никопская (επαρχία της αυτής ο Νικόψεως) , хотя, как утверждает Ю. А. Кулаковский , собственно епархией зихов из перечисленных могла быть названа только Никопсийская .
С Никопсисом церковь связывает предание об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита . Никопсис упоминается в « Житии апостола Андрея Первозванного », написанного Епифанием Монахом , совершившем паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году .
Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского , составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века . Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. Это « северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моря), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии » .
С конца X века и до конца XI существует объединённая архиепископия Таматархи и Зихии с центром в Таматархе . Однако при императоре Алексее I Комнине (1081−1118) и патриархе Евстратий (1081−1084) кафедры вновь были разделены, при этом центром Зихийской архиепископии стал Никопсис. Впоследствии епархии были вновь объединены в архиепископию Зихии и Матрахи. Епархиальным центром остался Никопсис.
В конце XIII века статус Зихийской епархии был повышен до митрополии . Так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г.
Что касается языка, на котором шло богослужение, то употребление местного наречия, по меньшей мере, встречалось достаточно широко. В начале XV века Иоганн Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру», по греческому вероучению «служат Богу на языках ясском или асском и зихском или черкесском».
Кроме епископа Дамиана, участвовавшего в соборе 536 года, известны имена ещё нескольких архиереев Зихов.
В 1984 и 1987 гг. при раскопках Тамани были найдены две свинцовые печати моливдовула , с надписью «Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии». он же дважды упомянут в константинопольских патриарших актах. Предположительно, Антоний занимал Зихскую кафедру в 40-х−начале 50-х гг. XI в.
В конце XI−начале XII вв. на «Тмутороканскую» кафедру был возведен русский епископ, монах Киево-Печерского монастыря Николай, поставленный, очевидно, Константинопольской патриархией .
Известна печать ещё одного архиерея зихов Константина. Она относится к XII веку.
В конце XII века известен Феодосий. К 1276 году относится сообщение о намерении митрополита Зихии посетить в Крыму переселенцев из Зихии.
В 1285 томос против униатского патриарха Иоанна Векка подписал митрополит Василий . В 1310 году митрополит Зихии был низложен за симонию. 1317—1318 годах митрополит Зихии и Матрахи упоминается в патриарших актах. В сороковые годы XIV века — митрополит Зихии Каллиник участвует в борьбе против паламитов .
В 1365 митрополит Зихии и Матрахи упоминается в патриарших актах. Под 1394 годом упоминается митрополит Никодим . Последним известным предстоятелем Зихской кафедры является упомянутый в 1396 году митрополит Иосиф.
Проповедь христианства среди зихов, по свидетельству многих источников, не приносила желаемых результатов. При этом чем дальше от побережья, тем скромнее были успехи проповеди . Так в начале IX века Епифаний Монах пишет, что зихи «народ жестокий и варварский, доныне наполовину неверующий». Католическая проповедь, начавшаяся после падения Константинополя в 1204 и развивавшаяся по мере проникновения итальянских республик в Северное Причерноморье, мало повлияла на быт и верования зихов. В 1395 году католический архиепископ Султании Иоганн Галонифонтибус , отмечает, что местное население отчасти соблюдает «греческие» обряды, но имеют и свои культы. Однако «своё» христианство адыги устойчиво сохраняли и во время господства в регионе Турции. Упоминания о священниках адыгах встречаются вплоть до XVI−XVII веков . Джорджо Интериано так описывает религиозный быт черкесов около 1500 года: «Знатные не ходят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви. По прошествии этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужения, которые в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви, не слезая с коня … Священники у них служат, по-своему употребляя греческие слова и начертания, не понимая их смысла» .