Interested Article - Николай (Саяма)

Архиепископ Николай (в миру Пётр Саяма Дайроку , яп. ぺトル 佐山 大麓 ; 22 ноября 1914 , Тайхоку , Японская империя 26 августа 2008 , Софийский монастырь , Тиба ) — епископ Русской православной церкви , титулярный архиепископ Раменский, викарий Московской епархии (1996—2008).

Биография

Родился 22 ноября 1914 года в городе Тайбэй, на острове Тайвань, входившем тогда в состав Японской империи , где на тот момент работал его отец, по специальности социолог, в месте с которым проживала и его семья . Вскоре после рождения сына, мать вместе с детьми вернулась в Японию и поселилась в городе Миядзу , близ Киото , где под влиянием православных родственников они приняли крещение: Дайроку получил имя Петр, мать — София, три старших сестры — Вера, Надежда и Любовь. Его отец исповедовал англиканство .

Прожив в Миядзу несколько лет, семья снова перебралась на Тайвань, но в 1926 году они окончательно возвращаются в Японию. На этот раз они смогли обосноваться в Токио, где Петр учился в средней школе и уже тогда имел твёрдое решение стать православным священником. В 1932 году он окончил школу, и поступил в респектабельный англиканский Университет св. Павла — Риккё дайгаку .

Однако три года спустя по рекомендации настоятеля Ёцуя о. Павла Морита, чувствовавшего влечение юноши к духовной стезе, перешел в православное училище, действовавшее на Суругадай — он оказался в числе его последних студентов — Тогда на курсе было всего три человека. В 1938 году он окончил обучение .

В феврале 1940 года он был призван в действующую армию и три года отслужил механиком-водителем в одном из японских танковых полков в Маньчжоу-го. Там же на материке он познакомился с сыном одного из руководителей компании « Nissan » и после демобилизации смог устроиться в конструкторский отдел этой компании, в котором состоял следующие 8 лет. За год до окончания войны был командирован в Маньчжурию на строительство нового завода; в 1945 года вместе с военными попал в плен и лишь через год был репатриирован .

После окончания Второй Мировой Войны большинство православных приходов в Японии оказались в юрисдикции русской «Северо-Американской митрополии».

Тогдашний управляющий Японской православной церковью епископ Ириней (Бекиш) смог договориться с руководством Северо-Американской митрополии о том, чтобы японские студенты могли обучаться в Свято-Владимирской духовной семинарии, где преподавали Георгий Флоровский , Николай Лосский , Александр Шмеман , позднее Иоанн Мейендорф . В сентябре 1954 года вместе с Кириллом Арихарой уехал в США, где поступил в Свято-Владимирскую семинарию .

Обучаясь на третьем курсе, в октябре 1956 года рукоположён во диакона целибатом, а в ноябре того же года — во пресвитера и назначен помощником настоятеля семинарской церкви .

В 1957 году, архепископ Ириней (Бекиш) в очередной раз посетил Америку, побывал в том числе в Свято-Владимирской семинарии, где преподаватели давали об о. Петре самые лестные отзывы. Предполагалось, что после выпуска студенты, чье обучение происходило из средств Японской Православной Церкви, немедленно возвратятся в Японию и приступят к церковному служению. Тем не менее, о. Петр, желая лучше познакомиться с мировой православной традицией, по окончании семинарии летом 1959 года предпочел отправиться в Грецию. Там он провел около двух лет, из них полтора года в Афинах; посетил также монастыри на Афоне .

В Японию Саяма возвратился только в феврале 1961 года, обладая уникальным для тогдашнего японского духовенства опытом и багажом знаний, однако новый предстоятель Церкви архиепископ Никон (де Греве) расценил его самовольную поездку в Грецию как нарушение послушания: о. Петра назначили настоятелем небольшой церкви в Кагосима на юге Японии .

К этим годам связь между Японией и Советским Союзом наладилась, и православно верующие японцы получили возможность переписываться с Московским Патриархатом . Летом того же года в Японии отмечалось 100-летие со дня прибытия в страну святителя Николая Японского , в связи с чем Японию посетил архиепископ Пермский и Соликамский Сергий (Ларин) . Во время этого визита при посредничестве Александра Манабэ священник Петр Саяма встретился с архиепископом Сергием и по его благословению перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата, начав служить в токийской церкви вместе с иереем Антонием Такай. Архиепископом Никоном он был запрещен 23 сентября .

В начале августа 1962 года по приглашению Московской Патриархии вместе с делегацией Японского благочиния впервые приехал в Москву и 1 сентября во время пребывания в Троице-Сергиевой Лавре был пострижен в монашество с именем Николай .

Осени 1965 года протоиерей Антоний Такай тяжело заболел и был прикован к постели. В связи с этим иеромонах Николай фактически возглавил благочиние Московского Патриархата в Японии. 3 января 1966 года протоиерей Антоний Такай умер в возрасте 92 лет .

28 августа 1966 года, во время своего второго посещения Советского Союза , в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) был возведён в сан архимандрита , приняв на себя официальное руководство Благочинием .

7 сентября 1966 года решением Священного Синода утверждён благочинным церквей Московского Патриархата в Японии .

После того, как архимандрит Николай возглавил Благочиние, делегации из СССР наконец получили возможность расширения в Японии актуальных тогда для Москвы экуменических и межрелигиозных контактов. В отличие от протоиерея Антония Такай, предпочитавшего обходиться без связей с инославными, архимандрит Николай (Саяма) оказался более открытым к сотрудничеству, что и неудивительно, учитывая опыт, полученный им в США: межправославные контакты были повседневной реальностью Свято-Владимирской семинарии .

7 октября 1967 года Священный Синод принял решение о воссоздании Православной духовной миссии в Японии и назначил её начальником архимандрита Николая с возведением его в сан епископа Токийского и Японского .

9 декабря 1967 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Николая во епископа Токийского и Японского . Чин наречения совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) , епископ Архангельский и Холмогорский Никон (Фомичёв) , епископ Тульский и Белевский Варфоломей (Гондаровский) , епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) , епископ Тихвинский Михаил (Мудьюгин) , епископ Подольский Гермоген (Орехов) , епископ Смоленский и Вяземский Гедеон (Докукин) . Речь при наречении была произнесена архимандритом Николаем по-английски .

10 декабря 1967 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде, где некогда был хиротонисан равноапостольный Николай , теми же иерархами хиротонисан во епископа Токийского и Японского .

18 марта 1968 года епископ Николай подал в Токийский окружной суд иск по поводу незаконного присвоения Японской Православной Церковью (в американской юрисдикции) земельного участка и кафедрального собора на Суругадай. Уже через три дня, как и надеялись Манабэ и Ёсимура, на недвижимое имущество Николай-до на время судебного разбирательства был наложен арест: Японская Церковь отныне могла лишь использовать собор для совершения богослужений, но не имела права продавать или сдавать в аренду землю и здания, находящиеся на этой территории. 26 марта по этому поводу состоялась пресс-конференция, на которой епископ Николай объявил, что возбуждает суд для того, чтобы "призвать Японскую Православную Церковь Христа, которая по политическим причинам действует по желанию раскольнической церкви, как можно скорее вернуться в лоно истинно Православной Церкви .

В 1968 году епископ Николай определением Священного Синода включён в состав делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей в Уппсале . В этом же году он участвовал от Русской Православной Церкви на III Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге . В 1969 году включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

С 10 апреля 1970 года, когда приходы бывшие ранее в юрисдикции «Американской митрополии» составили Японскую Православную Автономную Церковь , владыка Николай стал епископом Можайским (титулярным), викарием Московской епархии и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Японии.

Как представитель Русской Православной Церкви он участвовал во Всемирной Конференции «Религия и Мир» в Киото 16-22 октября 1970 года, 16 сентября 1971 года был включён в состав делегации от Русской Церкви на IV Всехристианский Мирный Конгресс в Праге 30 сентября — 3 октября 1971 года, а 17 апреля 1975 года был назначен членом делегации Московского Патриархата на V Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Найроби .

16 июля 1984 года был возведён в сан архиепископа .

25 декабря 1986 года освобожден от должности настоятеля Патриаршего Подворья в Токио и пребывал на покое по собственному прошению, будучи настоятелем устроенного на земле его дачи в посёлке Мацуо Покровского, а затем Софийского, монастыря .

По некоторым данным в начале 1990-х годов архиепископ Николай вместе со своим монастырём перешёл в ведение Константинопольского Патриархата , но вскоре возвратился под омофор Русской Православной Церкви.

С 16 мая 1996 года — архиепископ Раменский, викарий Московской епархии.

В 2003 году в резиденции владыки Николая в префектуре Тиба был образован Софийский монастырь, и сюда из Южно-Уссурийска были командированы мать Ксения и мать Магдалина.

В июне 2008 года не прибыл на по болезни

Скончался 26 августа 2008 года на 94-м году жизни, являясь старейшим архиереем Русской Православной Церкви . Архиепископ Николай был отпет в Мацуовском Софийском монастыре епископами Сендайским Серафимом (Цудзиэ) и Уссурийским Сергием (Чашиным) , а затем погребен на иностранном кладбище Иокогамы .

Сочинения

  • Речь при наречении во епископа Токийского и Японского 9 декабря 1967 года // Журнал Московской Патриархии. — М., 1968. — № 2. — С. 5-7.
  • «К отделившимся братьям» (воззвание), ЖМП. 1969, № 2, с. 21-22.

Награды

Примечания

  1. , с. 210.
  2. , с. 12.
  3. , с. 211.
  4. , с. 190.
  5. , с. 212.
  6. , с. 213.
  7. , с. 223.
  8. Определения Священного Синода [1966.09.07: утвердить благочинным церквей Московского Патриархата в Японии архим. Николая (Саяма)] // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. — № 1. — С. 2
  9. , с. 226.
  10. Определения Священного Синода [1967.10.07: назначить начальником Духовной Миссии в Японии архим. Николая (Саяму) с возведением его в сан епископа Токийского и Японского] // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. — № 11. — С. 5-6.
  11. , с. 228.
  12. , с. 5.
  13. , с. 7.
  14. , с. 230.
  15. 6 февраля 2015 года.
  16. . Дата обращения: 13 ноября 2019. 13 ноября 2019 года.
  17. Патриаршие награды [орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени награждены: епископ Можайский Николай, архиепископ быв. Дюссельдорфский Алексий, архиепископ Владимирский и Суздальский Владимир, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон, архимандрит Иероним, архиепископ Калининский и Кашинский Алексий, проф. Н. Д. Успенский, протопресвитер В. Боровой, митрополит Псковский и Порховский Иоанн, архиепископ быв. Аргентинский Платон, архиепископ Пермский и Соликамский Николай] // Журнал Московской Патриархии. М., 1980. — № 5. — С. 9.

Литература

Ссылки

  • от 11 сентября 2011 на Wayback Machine // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • от 31 января 2011 на Wayback Machine
Источник —

Same as Николай (Саяма)