Нидана
— в
буддизме
— звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее. Эта цепь удерживает человека в мире
страданий
, и разорвать её можно только усилием воли, прекратив создание предпосылок для новых рождений.
В буддизме наиболее часто упоминаются двенадцать звеньев:
Неведенье (
авидья
). Мы не осознаём истинную природу ума. Мы верим в реально существующего «Себя».
Зарождение привычек и шаблонов разума (
санскар
, или
санкхар
). Эта неосведомлённость приводит к беспокоящим эмоциям, которые вызывают действия. Эти искажающие действия оставляют отпечатки в потоке нашего сознания (
карма
). В соответствующих условиях эти отпечатки проявятся и сформируют наше будущее существование.
Распознавание объектов, сознание (
виджняна
, или
винняна
). Поток сознания несёт отпечатки и позволяет созревать.
Присваивание наименований и придание форм (
намарупа
). Привычки от прежних существований заставляют нас считать «Себя» составленными из тела (формы) и ментальных действий (имя).
Пробуждение шести органов восприятия, базовое восприятие (
шадаятана
). Оно является частью формы и действует в качестве дверей во внешний мир.
Связь с предметами (
спарша
, или
пхасса
). В этом звене устанавливается контакт между сознанием и объектом.
Ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (
ведана
). Контакт с приятными объектами приводит к приятным ощущениям, контакт с неприятными объектами приводит к неприятным ощущениям.
Желание достигать или избегать, привязанность (
тришна
, или
танха
). Ощущения приводят к привязанности.
Привязанности и деятельность (
упадана
). Мы пытаемся получить предметы нашего желания или пытаемся избежать их. Это приводит к дальнейшим отпечаткам в сознании.
Воплощение, рождение (
бхава
). После смерти отпечатки в сознании ведут к новому существованию.
Рождение (
джати
). Согласно отпечатков (
карма
) мы принимаем рождение.
Старение (
джара
) и смерть (
марана
). После рождения мы становимся всё старше и старше и, наконец, умираем.
Эта цепь причин и следствий покрывает весь цикл материального существования.
Литература
Жуковская Н. Л.
(рус.)
. Дата обращения: 11 июня 2012.
3 июля 2012 года.