Томазий, Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиан Томазий ( Томазиус , нем. Christian Thomasius ; 1 января 1655 , Лейпциг , Германия — 23 сентября 1728 , Галле , Германия ) — немецкий философ и юрист , деятель Просвещения . Одним из первых среди немецких философов начал последовательно писать и выступать с лекциями по юриспруденции на немецком языке ( 1687 ), заложив основы немецкой философской терминологии . Основатель первого научного журнала «Ежемесячные беседы» ( die Monatsgespräche ) (1688—1690) на немецком языке для общего образования; принимал участие в создании Университета Галле ( 1694 ) . Внёс существенный вклад в изменение общественного мнения относительно охоты на ведьм и во многом способствовал началу её официального запрещения в Германии .
Христиан Томазий был старшим сыном лейпцигского профессора философии Якоба Томазия . Получив основательное домашнее образование под руководством отца, в 1669 году он поступил на философский факультет Лейпцигского университета и уже спустя несколько месяцев смог получить научную степень бакалавра, а в январе 1672 года — магистра ( magister atrium ). Под влиянием лекции своего отца о « De jure belli ac pacis » Гуго Гроция и «Jus naturae et gentium» Пуфендорфа , Христиан Томазий обратился к изучению юриспруденции, и с 1675 года обучался в университете Франкфурта-на-Одере под руководством Иоганна Фридриха Ретца и Самуэля Штрика. В 1678 году вышла его диссертационная работа «De Iure Circa Frumentum» , и в следующем году он получил степень доктора права, после чего некоторое время сам читал лекции по праву.
Вернувшись в 1679 году в Лейпциг, Томазий начал адвокатскую практику и в качестве приват-доцента читал лекции по естественному праву . Под воздействием трактата Пуфендорфа «Apologia pro se et suo libro» 1674 года он окончательно сменил свои прежние взгляды, решительно порвав с ортодоксальным и в целом церковно-фундированным пониманием естественного права . В 1681 году Томазий занял кафедру естественного права Лейпцигского университета — назначение, которое он, очевидно, понял как своего рода одобрение его взглядов и, вероятно, даже как карт-бланш для утверждения автономности научного дискурса на основе доказательных и разумных принципов, без учёта теологической проблематики. Отвергая зависимость светского начала от религиозного, прежде всего — в практической жизни, он провозглашал также новое понимание задачи и метода наук, фактически выступив против сложившегося статус-кво конфессиональной эпохи.
Первые признаки конфликтной ситуации проявились после того, как 31 октября 1687 года (в День Реформации ) Томазий анонсировал свою лекцию нем. «Discours Welcher Gestalt man denen Frantzosen in gemeinem Leben und Wandel nachahmen solle? ein Collegium über des Gratians Grund-Reguln/ Vernünfftig/ klug und artig zu leben» , прибив, подобно Лютеру , объявление на дверях университетской церкви . Хотя это было не первое немецкоязычное объявление и далеко не первая немецкоязычная лекция, как зачастую утверждается , однако открыто вызывающая форма его действий и призыв учиться у «французов», как и последовавшая лекция о недостатках аристотелевской этики , а также его резкие сатирические выпады против университетских коллег в его же газете «Ежемесячные беседы» , критика в адрес цензуры, налогообложения и призывы к толерантности в отношении пиетизма Франке , вызвали резко негативную реакцию сторонников лютеранской ортодоксии города, прежде всего Валентина Альберти , Августа Пфайфера и Иоганна Бенедикта Карпцова . Межрелигиозный спор в саксонской курфюршеской семье, в котором Томазий публично высказался против позиции лютеранских теологов (а тем самым и против мнения собственного факультета) и — с политической точки зрения — в пользу Курбранденбурга , поставили точку в его лейпцигской карьере: в марте 1690 года Томазий получил запрет на преподавание и публицистическую деятельность в Саксонии.
Покинув 15 марта Лейпциг, Христиан Томазий поселился в соседнем Галле , входившем в состав Бранденбург-Пруссии , и уже 4 апреля того же года получил титул курфюршесткого советника. В Галле он читал публичные лекции по юриспруденции и философии в местной рыцарской академии, заложив тем самым фундамент нового университета , открытого в 1694 году при его непосредственном содействии. В дальнейшем Томазий возглавлял юридический факультет университета и в 1707—1708 годах был также его проректором (титул ректора остался за курфюрстом, позднее прусским королём). Кроме прочего, он участвовал в реформе прусского всеобщего правового законодательства.
Скончавшийся 23 сентября 1728 года, Христиан Томазий был похоронен на городском кладбище Галле Stadtgottesacker .
Как мыслитель, Томазиус никогда не достигал той высоты, на которую поднялись оба его великих предшественника — Гроциус и Пуфендорф. Но его деятельность имеет громадное значение; в ней впервые обнаруживаются плодотворные черты немецкого просвещения, стремление приблизить науку к жизни и освободить её от схоластического шаблона, отрицание авторитетов, вера в силу справедливости и разума, требование религиозной терпимости .
Томазиус едва ли не первый из немцев решился громко заявить, что пора философии перестать быть служанкой богословия , что её нужно понимать как общеполезную светскую мудрость. Предметом философии должен быть человек с его моральным миром; ближайшая её задача — не ученость, а образование, её орган — здравый смысл. Начал Томазиус с защиты точки зрения Пуфендорфа против нападок лейпцигского профессора Альберти; но и тут он не следовал рабски за учителем. Его концепция принципа человеческого общежития шире, чем у Пуфендорфа. Отказываясь сводить его исключительно к физической необходимости, к эгоистическому расчёту, словом — к материальным условиям существования, Томазиус видит более возвышенный его источник: любовь , соединенную с разумом , — другими словами, тот вид любви, который в противоположность эгоизму может быть отождествлен с общежительностью. Позднее, под влиянием Локка , центр тяжести системы Томазиуса был перенесен с общественной точки зрения на индивидуалистическую. Принципом человеческой деятельности он теперь провозглашает стремление к счастью, к личному благу. Но это стремление большею частью проявляется в извращенных формах — сластолюбии, корысти, честолюбии; борьба этих форм нарушает как внутренний (душевный) мир отдельного человека, так и внешний мир между людьми. Он может быть восстановлен мудрым человеком с помощью двух средств: совета и приказания.
Отсюда — вся практическая философия Томазиуса делится на этику, трактующую об honestum, политику, трактующую о decorum, и естественное право, трактующее о justum . В первом случае действует только совет (формула: quod vis ut alii sibi faciant, tute tibi facies , то есть делай для себя то, что ты желаешь, чтобы другие делали для себя); во втором — и совет, и приказание (формула: quod vis ut alii tibi faciant, tu ipsis facies , то есть делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали тебе); в третьем — только приказание (формула: quod tibi non vis fieri, alteri ne faceris , то есть не делай другим того, чего сам себе не желаешь). Таким образом, господствующей чертой естественного права является императивный и вместе с тем отрицательный характер его норм. Отсюда вытекает принципиальное разграничение права и нравственности — этот наиболее капитальный вклад, сделанный Томазиусом в науку. У Томазиуса это разграничение было далеко не исключительно теоретическим положением: оно в значительной степени отражает общественные условия эпохи. Первая стадия истории немецкого протестантизма закончилась провозглашением принципа cuius regio, eius religio , ставившего религиозные убеждения под контроль власти. Разграничивая право и нравственность, Томазиус признал единственным источником последней внутреннее сознание человека, не зависимое от велений власти. Наоборот, юридические нормы регулируют внешние обязанности и только их; в этой сфере государство может пускать в ход приказания; в нравственной области единственное орудие воздействия — совет. Из требования свободы совести вытекает протест Томазиуса против пережитков средневековья — против процессов о колдовстве, против пытки и прочего.
В противоположность Гоббсу , требовавшему закрепощения совести и полного подчинения её государству, Томазиус провозглашает независимость человека в наиболее ценной стороне его жизни. В этом отношении заслуга Томазиуса очень велика. Ему пришлось рубить просеки в дремучем лесу предрассудков, суеверий, слепой веры в авторитеты и вообще всяческих остатков средневековья . Христиан фон Вольф , Андреас Рюдигер , Моисей Мендельсон , Лессинг , сам Кант — все они в большей или меньшей степени пользовались идеями Томазиуса, обосновывая их по-своему и создавая для них более широкую аудиторию.