Interested Article - Байынды, Елизавета Байыровна

Елизавета Байыровна Байынды ( тув. Елизавета Байыр кызы Байынды ; род. 9 января 1951) — художница-камнерез, заслуженный художник Тувинской АССР (1991), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992).

Биография

Родилась 9 января 1951 году в селе Ак-Дуруг Улуг-Хемского района Тувинской автономной области в семье аратов . В 1967 году поступила на художественное отделение Кызылского училища искусств , после успешного окончания стала работать художницей-камнерезом, два года работала методистом по прикладному искусству в Доме народного творчества, потом камнерезом в сувенирном цехе Кызылской мебельной фабрики. В 1978 году её направили на повышение квалификации в Абрамцевское художественно-промышленное училище в городе Хотьково Московской области , где она получила диплом с отличием. Она стала достойной ученицей и продолжательницей творческого наследия своего отца Байыра Сарыговича Байынды , известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина . В 1980 году Е. Б. Байынды была принята в члены Союза художников СССР , стала работать народным мастером-камнерезом в Тувинских художественно-производственных мастерских при Союзе художников Тувы, по совместительству преподавала в Кызылской детской художественной школе (ныне ДХШ им. Нади Рушевой) и . В 1991 году её было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Тувинской АССР». В 1992 году стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области культуры и искусства.

Творчество

Первая работа из камня — бюст тувинки сделан Е. Байынды во время учёбы в 1974 году . Участие на IV-ом всероссийском художественном смотре «Советская Россия» в 1976 году в Москве стало для неё значительным. Е. С. Байынды стала постоянно участвовать на республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках таких, как «Сибирь Социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Молодость России», «Анималисты России», «По родной стране», «Народное искусство России», «Сибирь», «Россия» и зарубежных странах — Канада , США , Монголия , Япония . Её камнерезные работы изображают одиночные фигуры животных (лошадей, козлов, сарлыков, арзыланов, быков, баранов, верблюдов). Затем стала придавать фигурам определённое движение, выделяя характер и повадки конкретных зверей. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в творчестве Елизаветы Байыровны появилась серия всадников — «Всадник» (1979), «Стремительная всадница» (1980), «Всадник революции» (1984).С середины 1980-х до конца 1990-х в творческой деятельности Е. Б. Байынды создавалисьновые жанровые композиции в малой пластике: «Друзья» (1986), «Упрямый верблюд» (1988), «До встречи» (1989), «Громовержец-дракон, змея и обезьяна» (1989), «Наше детство» (1990). и др . Лучшие её камнерезные скульптуры представлены в художественных музеях Красноярска , Читы , Иркутска , Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга , Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства г. Москвы, Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва и частных художественных коллекциях.

Награды и звания

Литература

  • Байынды Е. Б. Арзылан // Вторая художественная выставка «Защитникам Отечества посвящается» : Каталог. — М., 1995. — С. 39
  • Тюлюш Е. Б. Арзылан. Верблюд. Дерующиеся козлы // Молодые художники Сибири : Каталог. — Омск, 1978.
  • Тюлюш Е. Б. Стремительная всадница: (Ил) // Червонная С. М. Тыва Республиканын чурукчулары = Художники Республики Тыва. — СПб, 1995. — С.157.

Примечания

  1. Мелодия в камне : Биобиблиогр.указ. /Нац. б-ка им. А. С. Пушкина; Сост. Л. М. Чадамба. — Кызыл : РИО НБ, 1998.-
  2. . Дата обращения: 8 декабря 2017. 25 июня 2020 года.
  3. . Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 26 июня 2020 года.
Источник —

Same as Байынды, Елизавета Байыровна