Interested Article - Энсапа Лобсан Дондуп, Панчен-лама III

Энсапа Лобсан Дондуп ( тиб. དབེན་ས་པ་བློ་བཟང་དོན་གྲུབ་ , 1505—1566) — тибетский буддийский религиозный подвижник, посмертно признанный третьим Панчен-ламой .

Энсапа Лобсан Дондуп родился в 1505 году в месте под названием Энса (Wensa) в Лхокхе (Lhaku) в провинции Цанг . Его отца звали Сонам Дордже, мать — Пэл Дзомкьи. Его имя в детстве было Гомпо Кьяб . Он происходил из того же рода, что и Второй Панчен-лама, Сонам Чокланг . Когда он был маленьким ещё мальчиком, у него многократно возникали видения Будды Шакьямуни . Согласно традиционным источникам, Энсапа обладал также даром ясновидения и мог предсказать, что гости собираются навестить его семью даже, когда они ещё были в дороге во многих днях езды от цели путешествия .

Энсапа встретил своего первого учителя, Дже Кьябчок Пэлсанга, настоятеля монастыря Энса, когда был ещё очень юн. Считается, что Энсапа был исключительно способным учеником, быстро перегнавшим по знаниям и глубине понимания всех своих сверстников. Кроме того, согласно преданию, Энсапа обладал огромной, спонтанной и естественной верой в учение Цонкапы Лобзанга Дракпа (1357—1419) и молился, дабы иметь возможность воплощать его сущность. Для достижения этой цели он в одиннадцать лет принял рукоположение в качестве начинающего монаха в монастыре Чокор Удинг. Дракпа Дондуп из служил настоятелем этого монастыря, а Цултрим Ринченпа был наставником Энсапы. Ему было дано имя Лобсан Дондуп .

Вскоре после этого Лобсан Дондуп отправился в монастырь Дрепунг (Дэпун), где изучал « Ламрим » и другие философские тексты. Там он получил наставления по высшим тантрическим практикам йоги , в частности от Лхарипа Дракпа Дондруба . Энсапа мог прочесть наизусть всё «Совершенствование мудрости в восемь тысяч строф», одну из частей Праджняпарамиты , как на тибетском, так и на санскрите . Его сотоварищи-монахи, которые никогда не слышали разговорный санскрит, думали, что он был одержим духами . Когда ему было семнадцать лет во время эпидемии оспы в Лхасе, он заболел этой опасной болезнью, но остался жив. Позднее он стал учеником сиддха Чокьи Дордже (Chokyi Dorje) (1457—?) и получил от него подробные наставления по устной традиции Цонкапы, заняв его место держателя линии [ неизвестный термин ] устной традиции Гандена . Чокьи Дордже передал устное предание линии Цонкапы из Ганден Махамудры , которое Цонкапа, как говорят, получил от самого Манджушри , вместе с основным текстом Трулпай Легбам Ченмо. От Чокьи Доржe Гьялцена Энсапа получил наставления передачи и разрешение для Нарнтаг Гьяца и наставления по медитации Атиша , , среди других тантрических учений .

Чокьи Дордже пригласил его присоединиться к нему в отшельническое убежище Гармо Чо Дзонг в Таши Дзонге, к западу от Шигадзе . Энсапа отправился в Гармо Чо Дзонг после того, как вылечился от оспы, и там Чокьи Дордже полностью передал ему устные традиции Ламрим и Ганден. Позднее оттуда Энсапа отправился для медитации в пещеру, известную как Пема Чан (или Пема O), где он занимался осмыслением этих и других учений, переданными ему Чокьи Дордже. Там он жил в стиле индийского сиддха, покрывая своё тело пеплом и сидя в «семиконечной» позе в течение нескольких дней подряд. Ходили слухи, что там он в то время также участвовал в сексуальной йоге с супругой . Также, в возрасте двадцати лет, он практиковал в ретрите Гиедва Гьюнг (Gyelwa Gyung) в Drakgyawo .

Энсапа дал своё первое учение Дхармы в ретрите Пема O, и с тех пор преподавал по всей земле, проживая в различных монастырях Гелуг в Цанге и У, включая монастырь Дрепунг, где в возрасте тридцати трёх лет он принял полные обеты от Гендюна Гьяцо (1476—1542), который после смерти был признан вторым Далай-ламой. В Ташилунпо в Шигадзе он встретился c Лекпа Дондрубом, с которым вёл сотрудничество. В монастыре Сэра он получил дополнительные наставления и посвящения от Гендуна Гьяцо. Вернувшись в Цанг, он учился у Панчен-Джангчуб Лодро, Нгари Лочен Намгьел и Лекпай Лодро .

Энсапа Лобсан Дондуп был современником Далай-ламы III , но насколько известно, между Далай-ламой III и третьим Панчен-ламой никаких контактов не было. Есть мнение, что Энсапа был настоятелем в Дрепунге и Сэра .

Главным учеником Панчен-ламы был Санггье Еше, который стал основным продолжателем его учения .

В 1566 году Энсапа скончался. Считается, что во время кремации его тела было много чудесных знамений, в том числе радуги и дождь из цветов, падающих с неба. Его останки были погребены в монастыре Энсa. Приблизительно в 1641 году его признали реинкарнацией Лобзанга Чокьи Гьялцена (1570—1662), которому был присвоен титул Панчен-ламы пятым Далай-ламой, Нгавангом Лобзангом Гьяцо (1617—1682). Лобсану Дондупу, таким образом, был посмертно присвоен титул третьего Панчен-ламы .

Полное собрание его сочинений ( тиб .: gsung 'bum ) состоит из двух томов, в частности, известны его комментарии к «Шести йог Наропы» .

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 апреля 2013. 10 сентября 2014 года.
  2. Кычанов Е. И. , Мельниченко Б. Н. от 19 января 2013 на Wayback Machine // от 19 апреля 2018 на Wayback Machine . — М.: Восточная литература, 2005. — С. 103—113.
  3. Цитата: "There has been some speculation that he also engaged in sexual yoga with a consort at this time." от 10 сентября 2014 на Wayback Machine


Источник —

Same as Энсапа Лобсан Дондуп, Панчен-лама III