Interested Article - Панчен-лама V

Лобса́нг Е́ше ( тиб. བློ་བཟང་ཡེ་ཤེས ; 1663—1737) — Панчен-лама V, тибетский религиозный и политический деятель.

Биография

Родился в семье хорошо известных и знатных родителей в местности Тобгьел в провинции Цанг . Его отца звали Дечен Гьялпо, мать — Сераб Долма. Вскоре он был признан воплощением Лобсанга Чокьи Гьялцена (1570—1662), четвёртого Панчен-ламы, и с торжественной церемонией был водворён в монастырь Ташилунпо .

Он принёс обеты послушника, когда ему было 8 лет (7 по западному исчислению возраста), в Лхасе Нгавангу Лобсангу Гьяцо , Великому Пятому Далай-ламе (1617—1682), тогда же ему было присвоено имя Лобсанг Еше. В возрасте двадцати лет он был рукоположён Кончог Гьялценом .

Когда ему было 32 года (в 1696 или 1697 году), он направил поздравительную делегацию в Пекин . Император Канси (1662—1723) пригласил его в Пекин, но он попросил освободить его из страха заразиться оспой .

Регент, пригласил Панчен-ламу V Лобсанга Еше руководить принятием первых монашеских обетов Шестым Далай-ламой в городе Нанкарце на озере Ямджо-Юмцо , где Панчен-лама назвал его Цанг Гьяцо. В октябре 1697 года Цангьян Гьяцо был возведён на престол в качестве шестого Далай-ламы .

В 1701 году Лхавзан-хан , союзный китайцам хан хошоутов , убил регента Далай-ламы Сангье Гьяцо. Это очень расстроило молодого Далай-ламу, который прервал учёбу и даже, посетив Лобсанга Еше в Шигадзе , отказался дать первоначальные монашеские обеты .

В 1713 году Лобсанг Еше получил письмо, написанное золотом на трёх различных языках — тибетском, монгольском и маньчжурском, от императора Канси , который послал ему большую тангку с его именем на ней .

Седьмой Далай-лама был возведён на трон во дворце Потала в 1720 году. Он дал обеты монаха-послушника под руководством Пятого Панчен-ламы Лобсанга Еше, который нарёк его Келсанг Гьяцо. В 1726 году он принял обеты полного посвящения (обеты гелонга ) также под руководством Лобсанга Еше .

В 1728 году император Юнчжэн (1723—1736) отправил алиха амбаня урегулировать границы между провинциями Уй и Цанг. В то время шла гражданская война, и китайцы попросили Панчен-ламу взять под контроль всю территорию между Хамбалой и горой Кайлаш . Панчен-лама отказывался несколько раз, ссылаясь на свой преклонный возраст, но в конец концов его убедили взять под контроль все земли Тибета, лежащие к западу от Панама и отказаться от владения Пагри , Гьянгдзе , Ярдошо и других мест в пользу правительства в Лхасе .

Он написал восемнадцать томов гимнов и наставлений, и скончался в 1737 году в возрасте 75 лет (74 по западному счислению).

Для его останков была построена гробница с позолоченным медным куполом, как и для его предшественника, только больше . Во время Культурной революции все гробницы Панчен-лам в Ташилунпо , от пятого до девятого, были уничтожены. Позднее они были восстановлены Десятым Панчен-ламой в виде огромной гробницы в монастыре Ташилунпо в Шигадзе , известной как Таши Лангяр .

Комментарии

  1. Алиха амбань (алегамба, алегомба, алехамба, алеханба, алихамба) (маньчж.) — глава приказа (палаты, министерства) .

Примечания

  1. Шакабпа В. Д. Тибет: Политическая история. — СПб.: Нартанг, 2003. — С. 131. ISBN 5-901941-10-1
  2. Dás, Sarat Chandra . 1882. The Lives of the Panchen Lamas. Reprinted in: Contributions on the Religion and History of Tibet, p. 118. (1970). Manjusri Publishing House, New Delhi.
  3. 10 июня 2007 года.
  4. 1 июля 2010 года.
  5. // Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы : [ рус. ] . — М. : Наука, 1990. — Т. 2: 1725—1727.
  6. Mayhew Bradley, Kohn Michael . Tibet. — 6th ed. — Lonely Planet, 2005. — P. 175. — ISBN 1-74059-523-8
Источник —

Same as Панчен-лама V