Статьи о герметизме
|
|
|
Пантеон
|
|
Главные книги
|
|
Учения и практики
|
|
Символы герметизма
|
|
Гермети́зм
(
греч.
Ερμητισμός
; от
греч.
Ἑρμῆς
,
фр.
Hermétisme
,
англ.
Hermetism, Hermeticism
), также
герметика
(от
нем.
Hermetik
), или
гермети́ческая филосо́фия
—
синкретическое
религиозно
-
философское
,
магико
-
оккультное
,
теософское
учение.
Течение эпохи
эллинизма
и поздней
античности
, близкое по духу к
гностическим
, изучавшее
тексты
с
сакральными
знаниями, приписываемые полулегендарной личности — мудрецу
Гермесу Трисмегисту
, от имени которого и произошло название течения
.
Благодаря переводам текстов в XII и XV веках, в
Средние века
и период
Возрождения
герметизм становится
доктриной
(Ars Hermetica)
европейских
алхимиков
и влияет на развитие европейской философии
. Учение носило
эзотерический
(скрытый, открытый только избранным) характер и в практическом своём изложении сочетало элементы популярной
древнегреческой философии
,
халдейской астрологии
,
персидской магии
и древнеегипетской, позже греческой и арабской,
алхимии
. Герметизм оказал влияние на такие направления
эзотеризма
как
сабеизм
,
мандеизм
,
суфизм
,
розенкрейцерство
,
масонство
,
мартинизм
,
оккультизм
,
теософия
,
традиционализм
, некоторые направления
нью-эйдж
, а также на
кеметизм
и др.
В широком смысле
герметизм
, или
(англ.)
(
(
англ.
Hermeticism
), а также
герметическая философия
(
герметические науки
,
герметическое искусство
) — конгломерат
эзотерических
традиций Запада, включающих в себя
мистико
-
философские
,
алхимические
,
астрологические
,
магические
и
мантические
учения и тексты.
Согласно введённой терминологии
Антуаном Февром
, адепт учения Гермеса Трисмегиста именуется
герметицист
— этот термин относится к обоим понятиям, частному и общему; только контекст указывает, какое из них верное. В узком смысле иногда используется
герметист
или
герметик
.
Согласно собственной традиции, герметизм — это учение о высших
законах природы
, подчиняющейся как
принципу причинности
, так и принципу
аналогии
. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной
причинной связи
может дополняться
магическим
воздействием на
действительность
собственных
желаний
адепта
тайного учения.
Отсюда
герметический
—
и в обыденном смысле
— закрытый плотно, наглухо
.
Другое слово, связанное с понятием
герметизм
и вошедшее в общественное употребление, —
герменевтика
— имеет противоположное значение, как «искусство толкования» текстов.
Герметизм как религия
Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.
В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется богом, Единым или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как
христианство
,
буддизм
,
иудаизм
,
ислам
, и основную линию
язычества
, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.
Древние религиозные и философские тексты
Несмотря на то что многие герметические работы приписываются Гермесу Трисмегисту
, по словам
Климента Александрийского
, его авторству принадлежат сорок две работы, в то же время
Ямвлих
говорит о 365 000 герметических книг, но достоверных сведений о количестве герметических рукописей нет.
Сохранились и известны следующие трактаты:
Герметический корпус
— трактаты этого собрания были написаны с I по IV вв. н. э. Он состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса, иногда весь корпус называется по наименованию первого из трактатов —
Поймандр
. Отличительной чертой этого трактата является то, что в нём Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем для своих учеников Асклепия, Тата и Амона. Герметический корпус, вероятно в иной последовательности и более объёмный, в средние века находился в общине
сабеев
, в XI веке попал в Византийскую библиотеку и был заново собран
Михаилом Пселлом
, в 1464 году был привезён агентами
Козимо Медичи
, в 1471 был переведён с греческого языка на латынь
Марсилио Фичино
. До этого перевода из состава герметического корпуса пропал как минимум один трактат. Существуют также отдельные фрагменты и части герметических текстов, которые были обнаружены в цитатах
христианских и языческих апологетов
, в «Антологии»
Стобея
и в VI кодексе
Библиотеки Наг-Хаммади
.
Асклепий
— латинский трактат, приписываемый
Гермесу Трисмегисту
, ранее ошибочно
Апулею
. Представляет собой диалог Гермеса Трисмегиста с Асклепием и содержит описание творения мира и иерархии богов. Для магии особое значение имеет фрагмент, где Трисмегист указывает на то, что человек может творить богов из изваяний (идолов), в которые можно заключать души демонов посредством церемоний. Греческий текст не сохранился, но цитируется
Лактанцием
, который передаёт название трактата как «Совершенное слово» (лат. Sermo Perfectus). Дошедший до настоящего времени латинский текст был написан до IV в. н. э., поскольку именно он цитируется
Августином
в трактате «
О граде Божьем
». В 1945 г. возле
Наг-Хаммади
среди гностических манускриптов был найден текст на коптском языке, который в некотором смысле можно считать переводом большой подборки из середины «Асклепия». Этот текст значительно отличается от латинского, но сходен с ним по содержанию и способу расположения.
— в герметических текстах IV в. н. э. Гермес и его близкие ученики упоминаются как уже ушедшие из этого мира. В диалогах теперь главные герои
Исида
, ученица Гермеса Трисмегиста (в египетской мифологии ученица или дочь бога
Тота
) и её сын
Гор
, чьи имена по традиции были заимствованы из египетской эллинизированной мифологии. Считается, что использование этих имен, наряду с упоминанием в текстах
Осириса
, было связано с возвращением популярности мистерий Исиды и Осириса. Также об этом свидетельствует
Табличка Бембо
, предположительно герметического происхождения, и
как пример культа Гора, связанного с культом Тота. До нас дошли следующие фрагменты герметических трактатов с участием Исиды и Гора: Дева, или зеница мира,
,
. Дева, или зеница мира — самый большой по объёму, а также имеет собственную концепцию
космологии
и
антропогонии
, отличную от концепций, изложенных в
Поймандре
.
Изумрудная скрижаль
Гермеса Трисмегиста
— небольшой текст, который является первоисточником известной
оккультной
аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Говоря по-другому, микромир подобен макромиру, то есть законы гравитации, строение атома, структура внутреннего мира атома подобны структуре строения тела человека и вселенной. Изумрудная скрижаль также намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил своё имя Трисмегист. Легенда сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена
Александром Великим
или
Аполлонием Тианским
в
Хевроне
, в гробнице Гермеса.
Средневековые герметические тексты
— алхимическое сочинение, ложно приписываемого пророку и философу Гермесу Трисмегисту. «Tractatus Aureus» можно перевести как «Золотой трактат». Среди многочисленных упоминаний имени и сочинений пророка есть множество фрагментов, связанных с алхимией, в частности в трудах
Зосима Панопольского
,
Синесия Киренский
, Олимпиодора (VI в.), а также у многих других авторов. По-французски этот трактат назывался «Les sept chaptires» (фр.) — «Семь глав» Гермеса состоит из семи частей, повествующих о делании философского камня
.
Пикатрикс
— средневековый манускрипт по
астрологии
, практической магии и талисманам, называемый также
гримуаром
; сборник текстов на арабском языке неизвестного автора или авторов, составленный в середине XI века, между 1047 и 1051 годами на территории Испании.
В 1256 году, по приказу кастильского короля
Альфонсо Мудрого
, сборник был переведён на испанский язык, а с него — на латынь. Латинский перевод способствовал распространению герметических идей в период средневековья, при том что никогда не публиковался; сохранился в нескольких рукописях XV—XVII веков, находящихся в европейских библиотеках. Арабский философ
Ибн Хальдун
(1332—1406), критически изучавший «Цель мудреца» («Пикатрикс»), назвал сборник самым полным и лучшим трактатом по магии, приписывая ошибочно авторство учёному-математику Масламе аль-Маджрити (ок. 950—1008). В Пикатриксе также существуют отсылки к трактатам позднеантичного герметизма, в частности к апокалипсису из Асклепия.
Герметические трактаты Возрождения и Нового времени
— характерным памятником ренессансного герметизма является созданный в последнем десятилетии XV в. диалог «Кратер Гермеса». Его автор
прямо декларировал согласие наставлений
Гермеса Трисмегиста
теперь уже с учением христианства, дабы иметь возможность прибегать к обоим источникам, и недвусмысленно отождествлял Христа с герметическим Поймандром (буквально — Пастырем мужей), предлагая в имени, а значит, и в речах одного подразумевать другого. Этот диалог был опубликован в 1505 г. в Париже вместе с другими герметическими текстами французским гуманистом и издателем Жаком Ле-февром д’Этаплем, ещё прежде, в 90-е годы XV в., составившим краткие комментарии к «Герметическому своду». Ссылки на труд Лаццарелли встречаются в сочинениях ряда мыслителей первой половины XVI в., особенно часто — у
Агриппы Неттесгеймского
. Сам Лаццарелли перевёл пятнадцатый трактат «Герметического свода», отсутствовавший в рукописи, которой пользовался Фичино; его опубликовал Симфориан Шампье в
Лионе
в 1507 г.
Верования герметистов
Герметизм объединяет в себе
пантеизм
,
монотеизм
,
политеизм
,
панентеизм
в пределах собственной системы верований, близок к таким учениям, как
неоплатонизм
и
гностицизм
. Учит, что существует Единый или Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе и мы сами. Также герметизм подписывается под такими убеждениями, как существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей.
Большинство верований герметистов вытекает из семи принципов, уже упомянутых в связи с Кибалионом, поэтому дополнительно отметим лишь представления о
реинкарнации
, поскольку в герметизме есть упоминание этого явления: «О сын, через сколько тел мы должны пройти, через сколько верениц демонов, через сколько повторений и циклов звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?»
Влияние герметизма на учения нового времени
Мэнли П. Холл
, знаток оккультизма и герметизма, утверждал, что герметизм был предтечей трёх движений: движения
иллюминатов
,
франкмасонства
и движения
розенкрейцеров
.
Е. П. Блаватская
, основатель
теософского
движения, относила герметическое учение к подлинным «эзотерическим учениям
Гермеса
, который — в качестве египетского ли
Тота
, греческого ли Гермеса — был у древних Богом Мудрости». С точки зрения Блаватской, «хотя и истолкованные некоторыми умными и пристрастными авторами как преподающие чистый
монотеизм
, герметические или трисмегистические книги являются, как бы то ни было, чисто
пантеистическими
»
.
Герметические движения
Представители герметизма
Возрождения
Исследователи герметизма
См. также
Примечания
-
Маковцев, А. Герметизм как явление синкретической культуры // Начало. — СПб., 1996. — N 3/4. — С. 98-105
-
от 20 мая 2017 на
Wayback Machine
— М.: Мысль, 2010.; Пахомов С. В. Герметизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И. Т. Касавин. 2009 — с. 308;
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
/ Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. — Центр изучения древней философии и классической традиции. Новосибирск, 2007 Вып. 1 том 2; Сидоров А. И. Герметизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 112.; Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток — Запад. / Кирабаев Н. С. (ред.) — М.: Изд-во УДН, 1991 — С. 96
-
↑
«Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского Бога, жреца и мага -Тота Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом „Герметическом корпусе“… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убеждённость в божественной — нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая.» —
Гайденко П. П.
Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. — М.: Мартис, 1997. — С. 57.
-
Светлов Р. В.
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
// Summa. Культурология, философия, религиоведение (2015)
-
//
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. —
СПб.
, 1907—1909.
-
Френсис А. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное образование, 2000
-
Antoine Faivre. Renaissance Hermeticism and the Concept of Western Esotericism // Broek, R. van den. Gnosis and Hermeticism From Antiquity to Modern Times / SUNY Series in Western Esoteric Traditions — State University of New York Press, 1998 — pp. 109—112
-
Antoine Faivre. Eternal Hermes From Greek God to Alchemical Magus. Phanes Press, 2003, p. 39
-
//
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. —
СПб.
, 1907—1909.
-
Лена Силард. Герметизм и герменевтика. — СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2002; Гермес. Альманах по истории тайных наук. М.: Пресса, 1991, с. 3
-
Морозов В. Н. Золотой трактат Гермеса // Гермес Трисмегист. Aureus Tractatus / Пер. В. Н. Морозов (Studia Culturae. Вып. 9. СПб., 2006). С. 291—314.
-
Лодовико Лаццарелли. Диалог о высшем счастье человека, озаглавленный «Чаша Христа и кратер Гермеса» // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996 С. 224—232
-
Блаватская Е. П.
«Теософский словарь».— М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 640 с, илл. (Великие посвящённые).
ISBN 5-04-007922-2
-
.
-
Легойда В. Р.
// Журнал «
Фома
». — 2004. —
№ 5 (22)
.
2 июня 2014 года.
Литература
Переводы текстов
-
Арабские версии «
Изумрудной скрижали
» Гермеса Трисмегиста: Псевдо-Аполлоний, «Сирр аль-Халика»;
Джабир ибн Хайян
, «Китаб Устукус аль-Усс ас-Сани»; Псевдо-Аристотель, «Сирр аль-Асрар» / Пер. с араб. и коммент. В. А. Розова // Бладел, К. ван. Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки. — СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2022. С. 373—376
-
Асклепий. Герметический апокалипсис // Конец света. — М., 1998. — С. 303—305
-
Герметическая космогония / Пер. с англ. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петерб. востоковедение, 2001
-
Герметический венок из роз. — К.: Пор-Рояль, 2008
-
Герметическая коллекция. Том I. Книги 1-3 / Уэсткотт У. У. / Пер. И. Бузлов. — Нижний Н.: Magic-Kniga, 2020.
-
Герметический свод / Пер. А. К. // Вестник теософии. — СПб., 1911. — № 7—11.
-
Герметический свод. Асклепий / Пер. О. Ф. Кудрявцев // Чаша Гермеса: Гуманист. мысль эпохи Возрождения и герметич. традиция. — М., 1996. — С. 40—57
-
Гермес Трисмегист. Высокий герметизм / Пер. с др. греч. и лат. Л. Ю. Лукомский. — СПб.: Петерб. востоковедение; Азбука, 2001.
-
Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Пер. сост. и комент. К. Богуцкий. — М.: Алетейа; Киев: Ирис, 1998. (Переизд. М.: Нов. Акрополь, 2012).
-
Золотой трактат Гермеса / Пер. В. Н. Морозов // Гермес Трисмегист. Aureus tractatus. — СПб., 2006. — С. 291—314. — (Studia culturae; Вып. 9).
-
Камбриэль, Луи-Поль-Франсуа.
Курс герметической философии или алхимии в девятнадцати уроках / Пер. с фр. И. Калиберда. — Издат. решения, 2019. — 242 с. —
ISBN 978-5-4496-8860-6
-
Книга магов / Сост. В. Рохмистров. — СПб.: Амфора, 2009. — (Александрийск. б-ка).
-
Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога. Пимандер. В пер. на лат. Марсилио Фичино Флорентийского. 1471 г. / Пер. и коммент. М. Русборн.. — М.: Либроком, 2010.
-
Книга рун (Liber Runarum) / Пер. с лат. и коммент. Е. Кузьмина. — СПб.: Изд-во «Академия исследования культуры», 2020. — 72 с. (Из кодекса латинской герметики).
-
Лиможон де Сен-Дидье А. Т.
Герметический триумф, или Победоносный философский камень / Пер. с фр. И. Калиберда. — М.: Издат. решения, 2017. — 202 с. —
ISBN 978-5-4485-0074-9
-
Мид Дж. Р. С.
Трижды Величайший Гермес. — М.: Алетейа, 2000.
-
Огдоада и Эннеада / Пер. А. Ровнер // Антология гнозиса. — СПб., 1994. — Т. 1. — С. 165—180.
-
Пернети Дом Антуан-Жозеф
. Мифо-герметический словарь. — К.: ИП Берёза, 2012.
-
Пикатрикс / Пер. с лат., предисл. И. В. Харуна. — Нижний Новгород: ИП Москвичев А. Г., 2015. — 432 с. —
ISBN 978-5-9906390-0-3
-
Поймандр
/ Пер. с греч.: А. В. Семушкин // Человек как философская проблема. — М., 1991. — C. 249—255.
-
Поймандр. Апокалипсис Асклепия / Пер. с греч. и лат.: Н. В. Шабуров // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект. традициях I—XIV вв. — М., 1996. — C. 20—26.
-
Рэйкенборг Я, ван.
Египетский первоначальный гнозис. Т. 1—4. — М.: Rozekruis pers, 2002—2003
-
Рэйкенборг Я., ван.
Изумрудная скрижаль и герметический свод Гермеса Трисмегиста. — Т 1—2. — М.: Амрита-Русь, 2004.
-
Фестюжьер, Андре-Жан.
Откровение Гермеса Трисмегиста. — I. Астрология и оккульт. знания. — М.: Велигор, 2018. — 624 с. —
ISBN 978-5-88875-624-9
-
Средневековый герметический трактат
/ Вступ. ст., пер. с лат. В. Н. Морозова, М. В. Семиколенных, А. А. Элкера //
Вестн. Ленингр. гос. ун-та имени А. С. Пушкина
. — 2011. — Т. 2. — С. 35—40
-
Страсбургская космогония / Пер. с греч. Ф. Ф. Зелинский // Соперники христианства. — М., 1996 — С. 87—92
-
// Русская апокрифическая студия. — 2001—2005.
-
/ Пер. с англ. и лат. А. Сибалакова. — 2009.
Исследования
-
Антисери Д., Реале Дж.
Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации // Западная философия от истоков до наших дней: От Возрождения до Канта. — СПБ.: Пневма, 2002.
-
Богатырёва Е. Д.
Герметическая философия и её влияние на западное общество: постановка вопроса /Mixtura verborum '2004: Пространство симпозиона: Сб. ст. / Под общ. ред. С. А. Лишаева. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2004.
-
Бойко А. В.
Место магии в герметической традиции позднего средневековья // Проблема ценностей общества и личности в философии. — Курган, 2002. — С. 8—13
-
Бойко А. В.
Ранние традиции изучения герметизма // Методологические проблемы изучения культурных феноменов. — Курган, 2006. — С. 15—24
-
Бутузов, Глеб.
Герметическая традиция в России и Украине XVIII века // Cauda Pavonis. — Spring, 2000. — № 19-1.
-
Визгин В. П.
Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. — М., 1997. — С. 88—141.
-
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. — М., 1999. — 864 с.
-
Герметизм — сокровенное учение Египта / Вступ. ст. и коммент. Е. Лазарева // Наука и религия. — 1993. — № 10. — С. 40—41
-
Визгин В. П.
Герметизм, эксперимент, чудо: Три аспекта генезиса науки нов. времени // Философско-религиозные истоки науки. — М., 1997. — С. 88—141.
-
Визгин В. П.
Герменевтическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Френсис А. Йейтс // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.2013. № 1. С. 92—100.
-
Гайденко П. П.
Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы // Наука и искусство в пространстве культуры. — СПб., 2004. — Вып. 1. — С. 7—29Издательство "Академия исследования культурыИздательство "Академия исследования культурыИздательство "Академия исследования культуры
-
Йейтс Ф. А.
= Yates F. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition.
University of Chicago Press
, 1964. —
М.
, 2000. — 528 с.
-
Йонас Г.
«Поймандр» Гермеса Трисмегиста. // Гностицизм. (Религии гнозиса) — СПб.: Лань, 1998.
-
//
. — Минск:
БГПУ
, 2001.
-
Косарева Л. М.
Герметизм и формирование науки: реферативный сборник. — М.: ИНИОН АН СССР, 1983. — 242 с.
-
Косарева Л. М.
Проблема герметизма в западных исследованиях генезиса науки. //
Вопросы истории естествознания и техники
. — 1985. — № 3. — С. 128—135.
-
Кудрявцев О. Ф.
Герметизм // Культура Возрождения: Энцикл: В 2 т. — Т. 1: А—К. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 427—424.
-
Лосев А. Ф.
История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — Кн. I. — М.:
Иск-во
. 1992. — С. 225—241.
-
Лешкевич Т. Г.
Герметизм — тайная мудрость древних // Эзотерическая философия от герметизма к теософии. — Ч. 1. Герметизм и «герметич. науки». — Ростов-на-Дону: Фолиант. 2002.
-
Луняев Е. В.
Герметизм в культуре: опыт изучения // Фундаментальные проблемы культурологии. — СПб., 2008. — Т. 3. — С. 151—175.
-
Маак, Фердинанд.
«Золотая цепь Гомера. Пособие, необходимое при изучении литературы Гермеса» / Пер. с нем. Е. Н. Гельфрейх. — Издат. решения, 2018. — 68 с. — (Сер.: «Масон. б-ка»). —
ISBN 978-5-4493-3751-1
-
Майе Ж.-П.
О философском значении «Определений» Гермеса Трисмегиста // Ежегодник Армянского отделения Философского общества СССР, 1985. — Ереван, 1986. — С. 202—214. — На армян. яз. Рез. на рус.яз.
-
Манандян X.
Определения Гермеса Трисмегиста Асклепию // Вестник Матенадарана. — 1956. — № 3. — С. 287—314. — На армян. яз.
-
Маковцев А.
Герметизм как явление синкретической культуры // Начало. — СПб., 1996. — № 3/4. — С. 98—105.
-
Мун, Беверли.
Библиотека Наг Хаммади. Дискурс о восьмом и девятом // Антология гнозиса. Т. 1. — СПб., Медуза, 1994.
-
Пантелеев А. Д.
Два сокровенных знания: герметизм и гностицизм // Религиоведение и востоковедение. — СПб., 2005. — C. 253—258.
-
Герметизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: Канон+, Реабилитация. И. Т. Касавин, 2009 — С. 308—309.
-
Пингри Д.
// Pingree D. From Hermes to Jabir and «The Book Of The Cow» Magic and the Classical Tradition. — London; Turin, 2006. — P. 19—28.
-
Польщиков Н. М.
Некоторые формы «порогового» дискурса и гностико-герметическая традиция // Кануны и рубежи. — М., 2002. — Ч. 1. — С. 128—148.
-
Пути Гермеса: Междунар. симпозиум. — М.: ВГБИЛ, 2009.
-
Пути Гермеса. Обзор выставок во Флоренции Венеции Амстердаме и Москве. — Амстердам: In de Pelikaan; Москва: Колофон, Серия Гермес 15, 2008.
-
Ребрик В. В.
Герметизм и христианство: точки соприкосновения // Мера. — СПб., 1994. — № 2. — С. 14—24.
-
Святополк-Четвертынский И.
Введение в герметизм // Наука и религия. — М., 1993. — № 12. — С. 48—51.
-
Семушкин А. В.
Основные философемы герметизма // Вестн. / Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: История и философия. — 1995. — № 2. — С. 86—94.
-
Сидоренко Н. И.
История философии науки: Герметизм и гностицизм: Лекция. — М.: ГРЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
-
Сидоров А. И.
Герметизм
//
Философский энциклопедический словарь
. —
М.
:
Советская энциклопедия
, 1983. — С. 112. — 840 с.
-
Странден Д.
Герметизм: Сокровен. философия египтян. — СПб., 1914.
-
Чаша Гермеса: Гуманистич. мысль эпохи Возрождения и герметич. традиция. — М., 1996. — 336 с.
-
Шабуров Н. В.
//
Новая философская энциклопедия
/
Ин-т философии РАН
; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета
В. С. Стёпин
, заместители предс.:
А. А. Гусейнов
,
Г. Ю. Семигин
, уч. секр.
А. П. Огурцов
. — 2-е изд., испр. и допол. —
М.
:
Мысль
, 2010. —
ISBN 978-5-244-01115-9
.
-
Сорокин Р. В.
Проблема взаимоотношения герметизма и христианства в отечественной историографии // Время, событие, исторический опыт в дискурсе современного историка: XVI чт. памяти чл.-кор. АН СССР С. И. Архангельского, 15—17 апр. 2009 г. — Нижний Новгород, 2009. — С. 190—196
-
Софронова Л. В.
Герметизм и ренессансное учение о единстве древности. // Жебелевские чтения-4: Тез. докл. науч. конф., 30 окт. — 1 нояб. 2002 г. — СПб., 2001.
-
Фестюжьер А.-Ж.
Откровение Гермеса Трисмегиста. I. Астрология и Оккультные Знания. — М.: Велигор, 2018, 624 с.
ISBN 978-5-88875-624-9
-
Фестюжьер А.-Ж.
Откровение Гермеса Трисмегиста. II. Астрология и Оккультные Знания. Книга 2. Космический Бог. — М.: Велигор, 2019, 544 c.
ISBN 978-5-88875-693-5
-
Фестюжьер А.-Ж.
Откровение Гермеса Трисмегиста. II. Астрология и Оккультные Знания. Книга 3. Космический Бог. — М.: Велигор, 2020, 464 c.
ISBN 978-5-88875-741-0
-
Фестюжьер А.-Ж.
Откровение Гермеса Трисмегиста. IV. Доктрины Души. — М.: ТД Велигор, 2020. 464 с.: ил.
ISBN 978-5-88875-781-9
-
Фестюжьер А.-Ж.
Откровение Гермеса Трисмегиста. V. Неведомый бог и гнозис. — М.: Велигор, 2021, 458 с.
ISBN 978-5-88875-912-7
-
Фомин О.
Образы герметического языка и алхимический бестиарий // Языки культур: Образ — понятие — образ. — СПб., 2009. — С. 349—360.
-
Шабуров Н. В.
«Герметический корпус» и проблемы нехристианского гностицизма // Россия и гнозис: Материалы конф., 25—26 марта 1997 г. — М.: Рудомино, 1998.
-
Шабуров Н.В
. Историография античного герметизма // Россия и гнозис: Материалы конф., 23 марта 1999 г. — М.: Рудомино, 2000.
-
Шабуров Н.В
Герметизм глазами христианских богословов IV—V вв. // Религиоведение. — Благовещенск, 2011. — № 3. — С. 11—21.
-
Шабуров Н. В.
Философия и миф в герметическом корпусе: (Corpus hermeticum I, VII, IX) // Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. — М.: Институт философии АН СССР, 1989.
-
Яворский Д. Р.
Проблема целостности в ренессансном герметизме: (Социокультур. аспекты) // Человек в современных философских концепциях. — Волгоград, 2007. — Т. 2. — C. 607—610.
-
на других языках
-
Kevin van Bladel.
The Arabic Hermes From Pagan Sage to Prophet of Science, Oxford University Press, 2009
-
Boylan P. М. A.
Thoth the Hermes of Egypt. A Study of some aspects of theological Thought in ancient Egypt. — Oxford — London — New-York, 1922.
-
Broek R. van den, Hanegraaff W. J.,
Gnosis and Hermeticism from Antiquity to Modern Times. New York, 1998
-
Bull Christian H.
Ancient Hermetism and Esotericism //Aries — Journal for the Study of Western Esotericism 15, Brill, 2015 — p. 109—135
-
Chambers J.D.
Hermes Trismegistus. The theological and philosophical works. 1882
-
Copenhaver B.P.
Hermes Theologs: the Sienese Mercury and Ficino’s hermetic demons // Humanity and divinity in Renaissance and Reformation. — Leiden etc., 1993. — P. 149—182
-
Ebeling Florian.
The Secret History of Hermes Trismegistus. Cornell University Press, 2007
-
Festugiere A.-J.
Corpus Hermeticum. T. 1-4 — Paris, 1945—1954
-
Festugière A.-J.
La Révélation d’Hermès Trismégiste, vols. 1-4, Paris, 1950—1954
-
Festugière A.-J.
Hermétisme et mystique païenne. Paris. 1967. Le -Logos' hermetique. — REG LV, 1942.
-
Festugière A.-J.
Hermetica. // Harvard Theological Review, 1938
-
Fowden G.
The Egyptian Hermes: A Historical Approach to the Late Pagan Mind. Cambridge, 1986
-
Gatti H.
Giordano Bruno and Renaissance Science,
, 1999.
-
Gatti H.
Frances Yates’s Hermetic Renaissance in the Documents Held in the Warburg Institute Archive, in:
. V., No 2. pp. 193—210, 2002a.
-
Gatti H.
The Natural Philosophy of Giordano Bruno. Midwest Studies In Philosophy, V. 26, Issue 1, pages 111—123, 2002b.
-
Gonzalez Blanco A.
«Hermetism: A Bibliographic Approach», ANRW II 17.4, 1984
-
Jasnow, Richard Lewis; Karl-Theodor Zauzich
. The Ancient Egyptian Book of Thoth: A Demotic Discourse on Knowledge & Pendant to Classical Hermetica. Wiesbaden, 2005
-
Joosse P.
An example of medieval Arabic Pseudo-Hermetism: Thetale of Salaman and Absal // J. of Semitic studies. — Manchester, 1993. — Vol. 38, N 2. — P. 279—293
-
Hanegraaff Wouter J.
Altered States of Knowledge: The Attainment of Gnōsis in the Hermetica. // The International Journal of the Platonic Tradition 2, Btill, 2008 — pp.128-163
-
Hanegraaff Wouter J.
Better than Magic Cornelius Agrippa and Lazzarellian Hermetism // Magic, Ritual, and Witchcraft Volume 4, Number 1, University of Pennsylvania Press, 2009 — pp. 1-25
-
Hanegraaff Wouter J.
and Pijnenburg Joyce, Hermes in the Academy: Ten Years’ Study of Western Esotericism at the University of Amsterdam. University Amsterdam Press, 2009
-
Hanegraaff Wouter J.
How Hermetic was Renaissance Hermetism? // Aries — Journal for the Study of Western Esotericism 15, Brill, 2015 — pp. 179—209
-
Mahe J. P.
Hermetisme en Haute-Egypte. Vol 1-2 — Quebec, 1978. — 1982.
-
Louis Menard.
Hermès Trismégiste. Paris. 1807
-
McMullin E.
Bruno and Copernicus, Isis, V. 78, 1987.
-
Nock A. D., Festugière A.-J.
éds. Corpus Hermeticum, 4 vols. Paris, 1980
-
Pietschmann R.
Hermes Trismegistos nach agyptischen, griechischen und orientalischen Uberlieferungen. — Leipzig, 1875.
-
Reitzenstein R.
Poimandres. Studien zur griechisch-agyptischen und frtihchristlichen Literatur. 1904.
-
Ruska J.
Tabula Smaragdina. Ein Beitrag zur Geschichte der hermetischenLiteratur. — Heidelberg, 1926.
-
Clement Salaman, Dorine Van Oven, William D. Wharton, Jean-Pierre Mahe.
The Way Of Hermes. New Translations of The Copus Henneticum and The Definitions of Hermes Trismegistus to Asclepius. London, Inner Traditions International, 2000
-
Salaman Clement.
Asclepius The Perfect Discourse of Hermes Trismegistus. Bloomsbury Publishing Plc., 2007
-
Scott Walter (and A. S. Ferguson).
Hermetica. The Ancient Greec and Latin Writings, which Contain Religious and Philosophic Teachings Ascribed to Hermes Trismegistus. 4 vols. — Oxford, 1924—1936.
-
Waite Arthur Edmund.
The Hermetic Museum. London, 1893.
-
Westcott W.W.
Collectanea Hermetica vol 1-10. 1893—1896
-
Westman R. S.
Magical Reform and Astronomical Reform: the Yates Thesis Reconsidered, in Hermeticism and the Scientific Revolution,
University of California Press
, Los Angeles 1977.
-
Zielinski T.
Hermes und die Hermetik: 1. «Das hermetische Corpus» в «Archiv fur Religionswissenschaft», 8, Leipzig, 1905, с. 321—372; II.
-
Zielinski T.
«Der Ursprung der Hermetik» // Archiv fur Religionswissenschaft, Leipzig, 9, 1906, s. 25-60.
-
Zielinski T.
«Cosmogonie de Strasbourg», в «Scientia», Paris — Milan, 1939, с. 63-69, 13-121.
Ссылки
-
Тексты
-
-
-
на сайте Русского герметического общества
-
Религиозные деятели о герметизме
-
Исследовательские организации и проекты
-
-
-
-
&
— Encyclopedia Hermetica: A Big History
-
&
— проект оцифровки герметических книг.
-
-
Журналы
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
Античные гностики
|
|
|
Ранний гностицизм
|
|
Персидский гностицизм
|
|
Средневековый гностицизм
|
|
Современный гностицизм
|
|
Гностические тексты
|
|
Гностические Евангелия
|
|
Основные идеи
|
|
Схожие статьи
|
|