Interested Article - Симфония № 3 (Мясковский)

Симфония № 3 a-moll , op. 15 — сочинение в 2-х частях русского композитора Н. Я. Мясковского для оркестра тройного состава (шесть валторн ), завершённое в 1914 году до отправления композитора на фронт Первой мировой войны . Третья симфония относится к первому периоду творчества Мясковского — предвоенному, дореволюционному или периоду русского музыкального модернизма , считается наиболее зрелым произведением композитора времён Серебряного века . Впервые исполнена в Москве 14 (27) февраля 1915 года под управлением Э. А. Купера . Партитура напечатана в 1927 году издательством Музсектора Госиздата. Произведение посвящено Б. В. Асафьеву .

История создания

Первое упоминание о Третьей симфонии как о сочинении с трагическим уклоном встречается в дневниковой записи композитора от 8 февраля 1911 года. О завершении клавира Мясковский записал в дневнике: «1914 21/III — Окончил 3-ю (трагическую) симфонию в двух частях» . Работа над оркестровкой была окончена летом 1914 года после призыва Мясковского в армию с началом Первой мировой войны и перед его отправлением на фронт. В сентябре 1927 года композитор откорректировал голоса оркестра симфонии . Партитура и авторское переложение для фортепиано в 4 руки были опубликованы в 1927 году издательством Музсектора Госиздата. Также имеется переложение для 2-х фортепиано в 8 рук П. А. Ламма .

Части

Третья симфония Мясковского состоит из 2-х частей и длится около 45 минут:

  • I. Non troppo vivo, vigoroso
  • II. Deciso e sdegnoso

В творческом наследии композитора встречается ещё только одна двухчастная симфония — Седьмая .

Анализ и оценки

Ю. Д. Энгель в отзыве о первом исполнении Третьей симфонии писал в феврале 1915 года, что 34-летний Н. Я. Мясковский «не только настоящий композитор, но в смысле творческой потенциальности и настоящий симфонист», хотя не вполне «овладел тем высшим звуковым ясновидением», который свидетельствовал бы о воплощении его симфонического потенциала:

В этом композиторе прежде всего привлекает «нутро» — стихийная потребность души, вспоённой столь же Чайковским , сколько Скрябиным и Вагнером , высказать себя в звуках, а не только дать что-нибудь красивое или просто музыкально-«вкусное», как это часто ныне бывает. <…> И в колорите, и в гармонии, и в построениях он слишком склонен всё сгущать, обрывать и опять громоздить на . Так что в конце концов симфония его, богатая по музыкальному содержанию и сильная искренним пафосом, кажется одновременно и слишком однообразной, и недостаточно единой.

Трудно, впрочем, говорить о сложном симфоническом произведении, прослушав его только раз, да ещё в самый разгар сезонной сутолоки. Но даже при таких условиях сочинение Мясковского вызывает живую симпатию к композитору и производит впечатление большой победы «на путях» к тому симфоническому ясновидению .

Энгель Ю. Д. Опубликованная в газете « Русские ведомости » рецензия была перепечатана в журнале «Музыка», № 211 (21 февраля), 1915, с. 133—134 .

В ответ на сообщаемые Е. В. Копосовой-Держановской впечатления о премьере Н. Я. Мясковский писал с фронта, что при сочинении произведения более увлекался психологической подоплекой финала:

1-я часть симфонии мне не удалась — она рассудочна; в ней есть удачные моменты, особенно формально-технические, но психологически она не цельна, так как сочинялась более урывками и временами в холодноватом состоянии. <…> Но самый факт, что музыка финала Вас затронула, меня глубоко задевает, значит мне всё-таки удалось наконец заговорить музыкой… Если бы мне удалось ещё писать, то я надеюсь, что, наконец, стану настоящим композитором, а не музыкантствующим чиновником.

Письмо Н. Я. Мясковского Е. В. Копосовой-Держановской .

Официальное советское музыковедение в лице Ю. В. Келдыша оценивало Третью симфонию как самое пессимистичное сочинение Мясковского, основным тонусом которого было «оцепенение от безысходности» . С такой оценкой не соглашался А. А. Иконников , когда цитировал статьи Б. В. Асафьева, сравнивавшего Мясковского с Микеланджело . Иконников выделял внутренний динамизм в качестве достоинства раннего периода творчества композитора .

Исполнения

  • 1915 — 14 (27) февраля первое исполнение в Москве в седьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества (РМО) под управлением Э. А. Купера
  • 1916 — 14 июня в концертном зале Павловского вокзала под управлением А. П. Асланова , в том же концерте С. С. Прокофьев сыграл свой Второй концерт для фортепиано с оркестром
  • 1923 — премьера в Варшаве под управлением Гжегожа Фительберга
  • 1928 — 22 апреля в Москве в концерте Ассоциации современной музыки под управлением Штефана Штрассера . Место для проведения репетиций и концерта предоставил Всеволод Мейерхольд в руководимом им театре . К этому исполнению в журнале «Современная музыка» (1928, № 27) был опубликован тематический анализ сочинения . О. П. Ламм воспоминала, когда дирижёр «исполнил симфонию, в зале воцарилось то молчание, которое всегда бывает признаком глубокого волнения слушателей. Штрассер оказался чудесным, тонким музыкантом, <…> симфония имела очень большой успех» . Мясковский писал Прокофьеву , что остался доволен тем исполнением: «Повезло мне с 3-й симфонией, — её экспромтом (вместо 8-й, материал которой не попал и сюда) сыграл венгерский дирижёр Ст. Штрассер — и сыграл очень хорошо: музыкально и эмоционально. Я удивился, что старушка прозвучала ещё очень свежо и впечатлительно» . В. Я. Шебалин также выделял Штрассера в ряду интерпретаторов симфоний Мясковского
  • 1933/34 — впервые в Ленинграде симфония была исполнена в самом начале 1930-х годов оркестром Ленинградской филармонии под управлением А. В. Гаука
  • 1935 — 4 ноября в Москве в концерте по радио из произведений Н. Я. Мясковского под управлением Г. Себастьяна, когда кроме Третьей симфонии исполнялись Серенада op. 32, № 1 и фрагменты из Одиннадцатой симфонии

Записи

Примечания

  1. , Меньшова В. Я. Творческая летопись Н. Я. Мясковского, с. 394.
  2. , Полный перечень произведений Н. Я. Мясковского, с. 423.
  3. , Меньшова В. Я. Творческая летопись Н. Я. Мясковского, с. 396.
  4. , с. 358.
  5. , Энгель Ю. Д. [О 3-й симфонии], с. 118—119.
  6. , Копосова-Держановская Е. В. Памяти друга, с. 192—193.
  7. , с. 65.
  8. , Комментарий 1 к письму 110, с. 496.
  9. , Комментарий 1 к письму 148, с. 501.
  10. , 173. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому. 23 июля 1923 года, Этталь, с. 161.
  11. , 201. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву. 24 октября 1924 года, Москва, с. 202.
  12. , Комментарий 4 к письму 264, с. 524.
  13. , Ламм О. П. Воспоминания о Н. Я. Мясковском, с. 212—213.
  14. , 264. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву. 30 мая 1928 года, Москва, с. 280.
  15. , Шебалин В. Я. Из воспоминаний о Николае Яковлевиче Мясковском, с. 259.
  16. , Гаук А. В. О Николае Яковлевиче, с. 244—245.
  17. , Комментарий 2 к письму 405, с. 546.
  18. . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 6 ноября 2017. 20 апреля 2018 года.
  19. . Русский диск. Дата обращения: 6 ноября 2017. 4 октября 2017 года.
  20. . MusicBrainz. Дата обращения: 6 ноября 2017.

Литература

  • Иконников А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — Изд. 2-е доп. и перераб.. — М. : Советский композитор, 1982. — 448 с. — 10 000 экз. (1-е издание 1966)
  • Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Мясковский Н. Я. ; Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна . — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1959. — Т. 1. — 360 с. — 1450 экз.
  • Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Мясковский Н. Я. ; Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна . — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1960. — Т. 2. — 590 с. — 1450 экз.
  • С. С. Прокофьев , Н. Я. Мясковский. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского ; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М. : Советский композитор, 1977. — 600 с.

Ссылки

Источник —

Same as Симфония № 3 (Мясковский)