Вадим Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Вадим Дмитриевич Фалиле́ев (1879, село Маис , ныне Никольский район Пензенской области — 1950, Рим ) — русский художник-график и живописец.
Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе , затем, в 1899—1901 годах учился в Пензенском художественном училище , в 1902—1903 годах — в Киевской художественной школе княгини М. К. Тенишевой и в рисовальных классах Я. С. Гольдблата в Санкт-Петербурге. В 1903 году поступил в императорскую Академию художеств . С 1905 года изучал гравирование. В 1907 году перешел в класс гравюры под руководством В. В. Матэ .
Занимался офортом , ксилографией , линогравюрой , искусством силуэта. С 1906 г. участвовал в выставках объединений « Мир искусства » и « Союз русских художников ». Побывал в Мюнхене , Вене , Берлине и Париже . В 1910 году получил звание художника и право на заграничное пенсионерство. С 1911 года работал в Италии, осенью 1912 года вместе с женой, Е. Н. Качурой-Фалилеевой уехал в Париж, затем снова в Италию . Побывал во Флоренции , в Венеции , Риме и на острове Капри .
В 1913 г. вернулся в Петербург, работал в области книжной графики, затем в Москве, участвовал в выставках « Мира искусства ». В 1917 г. по заказу А. В. Щусева создал серию офортов и линогравюр, изображающих строительство Казанского вокзала , цикл офортов «Виды Рима», а также около 20 литографированных и 30 офортных портретов друзей и близких. Принимал участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве. В начале 1917 в Гравюрном кабинете Румянцевского музея прошла его первая персональная выставка.
В 1918 году был приглашен профессором в Строгановское художественное училище , одновременно преподавал в женском политехникуме. В 1920—1924 гг. был деканом графического факультета ГСХМ (с 1920 года ВХУТЕМАС). Читал лекции по технике гравирования, истории и эстетики книги. Был руководителем литографской мастерской ВХУТЕМАСа . С 1923 года — заведующим Гравюрным кабинетом Румянцевского музея.
Как художник испытал влияние Ф. Валлотона . Наряду с И. Н. Павловым и А. П. Остроумовой-Лебедевой много сделал для утверждения новых приемов цветной гравюры на дереве и линолеуме , однако Фалилееву не хватало художественной самостоятельности. По определению А. М. Эфроса работы Фалилеева отличаются «высокой техничностью и пониженной художественностью» .
Ретроспективное и натуралистическое течение Фалилеева противостояло новаторской школе В. А. Фаворского , который также работал во ВХУТЕМАСе .
В мае 1924 года Фалилеев с женой и дочерью эмигрировали в Швецию , в 1926 г. переехали в Берлин , в 1928 г. поселились в Риме . Фалилеев до конца жизни участвовал в художественных выставках, работал в театре.