Interested Article - Итальянская манера

Атрибутируется Джорджоне или Тициану . Сельский концерт. В этом произведении с живописью импасто уже проявилась новая манера

Итальянская манера ( итал. maniera moderna или итал. maniera giorgionesca ) — метод масляной живописи , зародившийся в Италии в XV веке и вытеснивший фламандскую манеру живописи. Новый способ живописи появился прежде всего в середине столетия у венецианских художников, своим развитием он обязан Джорджоне и Тициану . Получившая распространение сначала по всей Италии, а потом и остальной Европе, «итальянская манера» сыграла значительную роль в эволюции европейского станковизма .

Темпера и живопись треченто

Для живописи треченто , подчиненной определенному канону, яичная темпера была наиболее подходящей техникой. Работа локальным цветом на условных фонах, создание четких контуров, больших цветовых поверхностей, гладкое письмо — все эти задачи художники решали с помощью красок, стертых на яичном желтке. Те же самые тенденции были характерны и для монументальной , фресковой живописи, которая оказывала в Италии сильное влияние на станковую. Однако с течением времени вкусы изменились, живопись стала более реалистичной, художники стремились к созданию иллюзии глубины пространства и большей живописности в передаче изображаемых предметов, светотеневых эффектов, воздушной среды. В этих условиях технических возможностей темперной живописи уже не хватало .

Светотень при письме темперой передавалась мелкими штрихами — не столько живописным, сколько графическим приёмом. Изображения людей, выполненные подобным способом, вступали в конфликт с пространством, построенным по-новому, с применением законов перспективы .

Переходный период

Техника масляной живописи была известна итальянским художникам с XIV века. Так, Ченнино Ченнини в своем трактате «Книга об искусстве» (Il Libro dell’Arte) подробно рассказывает о работе маслом. По утверждению , художникам Неаполя масляные краски были известны уже в 1300 году. Гиберти говорит о Джотто (который некоторое время служил в Неаполе придворным художником), что тот работал маслом .

Ранее считалось, что в Италии масло сразу сменило темперную живопись. Однако исследования картин художников XIV—XV веков, проведенные в последние десятилетия XX века показали, что периоду господства масляных красок предшествовал длительный период работы в смешанной технике, когда изображение создавалось при помощи чередования многочисленных слоёв красок, растёртых как на яичном желтке, так и на масле .

Масло, появление новой манеры

« Битва при Сан-Романо ». Ок. 1450. Паоло Уччелло, работая над картиной, применял лессировки масляной краской

В конце XIV века развитию европейской живописи было дано новое направление. Как писал Вазари, художники до того времени, придерживавшиеся способа письма темперой, начало которому положил Чимабуэ , приходили к пониманию того, что необходима новая манера :

«… живописи темперой не хватала некой мягкости и живости, которые если бы только их удалось найти, придали бы больше изящества рисунку и большую красоту колориту и облегчили достижения большего единства в сочетании цветов…»

Масляные краски позволяли писать быстро, ими можно было работать по-сырому несколько дней, легко смешивая краски и сплавляя мазки в единое целое, достигать глубоких и прозрачных теней .

Впервые масляное связующее появилось в итальянской живописи в XIII веке, однако пока только в соединении с одним пигментом — резинатом меди. В следующем столетии тонкий слой масляной краски уже наносился по гипсовому грунту (в качестве связующего) или как имприматура (свинцовыми белилами, стёртыми на масле) . В XV веке масло используется как связующее особенно часто, однако художники обычно чередовали слои темперы, масляных красок а иногда и эмульсии желтка в масле. Масло и темперу комбинировали Паоло Уччелло , Боттичелли , Пьеро делла Франческа (начиная с 1460-х годов), Рафаэль и Леонардо да Винчи , маньеристы (в особенно сложном сочетании). Известны немногие картины XVI века, исполненные исключительно в масляной технике .

Примечания

  1. , с. 179.
  2. , с. 170.
  3. , с. 180.
  4. Толщина слоя имприматуры достигала 10—20 мкм.
  5. , с. 180—181.


Литература

Источник —

Same as Итальянская манера