Interested Article - Герметизм

Статьи о герметизме
Гермес Трисмегист
Пантеон
Главные книги
Учения и практики
Символы герметизма

Гермети́зм ( греч. Ερμητισμός ; от греч. Ἑρμῆς , фр. Hermétisme , англ. Hermetism, Hermeticism ), также герметика (от нем. Hermetik ), или гермети́ческая филосо́фия синкретическое религиозно - философское , магико - оккультное , теософское учение.

Течение эпохи эллинизма и поздней античности , близкое по духу к гностическим , изучавшее тексты с сакральными знаниями, приписываемые полулегендарной личности — мудрецу Гермесу Трисмегисту , от имени которого и произошло название течения .

Благодаря переводам текстов в XII и XV веках, в Средние века и период Возрождения герметизм становится доктриной (Ars Hermetica) европейских алхимиков и влияет на развитие европейской философии . Учение носило эзотерический (скрытый, открытый только избранным) характер и в практическом своём изложении сочетало элементы популярной древнегреческой философии , халдейской астрологии , персидской магии и древнеегипетской, позже греческой и арабской, алхимии . Герметизм оказал влияние на такие направления эзотеризма как сабеизм , мандеизм , суфизм , розенкрейцерство , масонство , мартинизм , оккультизм , теософия , традиционализм , некоторые направления нью-эйдж , а также на кеметизм и др.

В широком смысле герметизм , или (англ.) ( англ. Hermeticism ), а также герметическая философия ( герметические науки , герметическое искусство ) — конгломерат эзотерических традиций Запада, включающих в себя мистико - философские , алхимические , астрологические , магические и мантические учения и тексты.

Согласно введённой терминологии Антуаном Февром , адепт учения Гермеса Трисмегиста именуется герметицист — этот термин относится к обоим понятиям, частному и общему; только контекст указывает, какое из них верное. В узком смысле иногда используется герметист или герметик .

Согласно собственной традиции, герметизм — это учение о высших законах природы , подчиняющейся как принципу причинности , так и принципу аналогии . Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

Отсюда герметический — и в обыденном смысле — закрытый плотно, наглухо .

Другое слово, связанное с понятием герметизм и вошедшее в общественное употребление, — герменевтика — имеет противоположное значение, как «искусство толкования» текстов.

Герметизм как религия

Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.

В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется богом, Единым или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство , буддизм , иудаизм , ислам , и основную линию язычества , поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.

Древние религиозные и философские тексты

Несмотря на то что многие герметические работы приписываются Гермесу Трисмегисту , по словам Климента Александрийского , его авторству принадлежат сорок две работы, в то же время Ямвлих говорит о 365 000 герметических книг, но достоверных сведений о количестве герметических рукописей нет.

Сохранились и известны следующие трактаты:

Герметический корпус — трактаты этого собрания были написаны с I по IV вв. н. э. Он состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса, иногда весь корпус называется по наименованию первого из трактатов — Поймандр . Отличительной чертой этого трактата является то, что в нём Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем для своих учеников Асклепия, Тата и Амона. Герметический корпус, вероятно в иной последовательности и более объёмный, в средние века находился в общине сабеев , в XI веке попал в Византийскую библиотеку и был заново собран Михаилом Пселлом , в 1464 году был привезён агентами Козимо Медичи , в 1471 был переведён с греческого языка на латынь Марсилио Фичино . До этого перевода из состава герметического корпуса пропал как минимум один трактат. Существуют также отдельные фрагменты и части герметических текстов, которые были обнаружены в цитатах христианских и языческих апологетов , в «Антологии» Стобея и в VI кодексе Библиотеки Наг-Хаммади .

Асклепий — латинский трактат, приписываемый Гермесу Трисмегисту , ранее ошибочно Апулею . Представляет собой диалог Гермеса Трисмегиста с Асклепием и содержит описание творения мира и иерархии богов. Для магии особое значение имеет фрагмент, где Трисмегист указывает на то, что человек может творить богов из изваяний (идолов), в которые можно заключать души демонов посредством церемоний. Греческий текст не сохранился, но цитируется Лактанцием , который передаёт название трактата как «Совершенное слово» (лат. Sermo Perfectus). Дошедший до настоящего времени латинский текст был написан до IV в. н. э., поскольку именно он цитируется Августином в трактате « О граде Божьем ». В 1945 г. возле Наг-Хаммади среди гностических манускриптов был найден текст на коптском языке, который в некотором смысле можно считать переводом большой подборки из середины «Асклепия». Этот текст значительно отличается от латинского, но сходен с ним по содержанию и способу расположения.

— в герметических текстах IV в. н. э. Гермес и его близкие ученики упоминаются как уже ушедшие из этого мира. В диалогах теперь главные герои Исида , ученица Гермеса Трисмегиста (в египетской мифологии ученица или дочь бога Тота ) и её сын Гор , чьи имена по традиции были заимствованы из египетской эллинизированной мифологии. Считается, что использование этих имен, наряду с упоминанием в текстах Осириса , было связано с возвращением популярности мистерий Исиды и Осириса. Также об этом свидетельствует Табличка Бембо , предположительно герметического происхождения, и как пример культа Гора, связанного с культом Тота. До нас дошли следующие фрагменты герметических трактатов с участием Исиды и Гора: Дева, или зеница мира, , . Дева, или зеница мира — самый большой по объёму, а также имеет собственную концепцию космологии и антропогонии , отличную от концепций, изложенных в Поймандре .

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста — небольшой текст, который является первоисточником известной оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Говоря по-другому, микромир подобен макромиру, то есть законы гравитации, строение атома, структура внутреннего мира атома подобны структуре строения тела человека и вселенной. Изумрудная скрижаль также намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил своё имя Трисмегист. Легенда сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена Александром Великим или Аполлонием Тианским в Хевроне , в гробнице Гермеса.

Средневековые герметические тексты

— алхимическое сочинение, ложно приписываемого пророку и философу Гермесу Трисмегисту. «Tractatus Aureus» можно перевести как «Золотой трактат». Среди многочисленных упоминаний имени и сочинений пророка есть множество фрагментов, связанных с алхимией, в частности в трудах Зосима Панопольского , Синесия Киренский , Олимпиодора (VI в.), а также у многих других авторов. По-французски этот трактат назывался «Les sept chaptires» (фр.) — «Семь глав» Гермеса состоит из семи частей, повествующих о делании философского камня .
Пикатрикс — средневековый манускрипт по астрологии , практической магии и талисманам, называемый также гримуаром ; сборник текстов на арабском языке неизвестного автора или авторов, составленный в середине XI века, между 1047 и 1051 годами на территории Испании. В 1256 году, по приказу кастильского короля Альфонсо Мудрого , сборник был переведён на испанский язык, а с него — на латынь. Латинский перевод способствовал распространению герметических идей в период средневековья, при том что никогда не публиковался; сохранился в нескольких рукописях XV—XVII веков, находящихся в европейских библиотеках. Арабский философ Ибн Хальдун (1332—1406), критически изучавший «Цель мудреца» («Пикатрикс»), назвал сборник самым полным и лучшим трактатом по магии, приписывая ошибочно авторство учёному-математику Масламе аль-Маджрити (ок. 950—1008). В Пикатриксе также существуют отсылки к трактатам позднеантичного герметизма, в частности к апокалипсису из Асклепия.

Герметические трактаты Возрождения и Нового времени

— характерным памятником ренессансного герметизма является созданный в последнем десятилетии XV в. диалог «Кратер Гермеса». Его автор прямо декларировал согласие наставлений Гермеса Трисмегиста теперь уже с учением христианства, дабы иметь возможность прибегать к обоим источникам, и недвусмысленно отождествлял Христа с герметическим Поймандром (буквально — Пастырем мужей), предлагая в имени, а значит, и в речах одного подразумевать другого. Этот диалог был опубликован в 1505 г. в Париже вместе с другими герметическими текстами французским гуманистом и издателем Жаком Ле-февром д’Этаплем, ещё прежде, в 90-е годы XV в., составившим краткие комментарии к «Герметическому своду». Ссылки на труд Лаццарелли встречаются в сочинениях ряда мыслителей первой половины XVI в., особенно часто — у Агриппы Неттесгеймского . Сам Лаццарелли перевёл пятнадцатый трактат «Герметического свода», отсутствовавший в рукописи, которой пользовался Фичино; его опубликовал Симфориан Шампье в Лионе в 1507 г.

Верования герметистов

Герметизм объединяет в себе пантеизм , монотеизм , политеизм , панентеизм в пределах собственной системы верований, близок к таким учениям, как неоплатонизм и гностицизм . Учит, что существует Единый или Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе и мы сами. Также герметизм подписывается под такими убеждениями, как существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей.

Большинство верований герметистов вытекает из семи принципов, уже упомянутых в связи с Кибалионом, поэтому дополнительно отметим лишь представления о реинкарнации , поскольку в герметизме есть упоминание этого явления: «О сын, через сколько тел мы должны пройти, через сколько верениц демонов, через сколько повторений и циклов звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?»

Влияние герметизма на учения нового времени

Мэнли П. Холл , знаток оккультизма и герметизма, утверждал, что герметизм был предтечей трёх движений: движения иллюминатов , франкмасонства и движения розенкрейцеров .

Е. П. Блаватская , основатель теософского движения, относила герметическое учение к подлинным «эзотерическим учениям Гермеса , который — в качестве египетского ли Тота , греческого ли Гермеса — был у древних Богом Мудрости». С точки зрения Блаватской, «хотя и истолкованные некоторыми умными и пристрастными авторами как преподающие чистый монотеизм , герметические или трисмегистические книги являются, как бы то ни было, чисто пантеистическими » .

Герметические движения

Представители герметизма Возрождения

Исследователи герметизма

См. также

Примечания

  1. Маковцев, А. Герметизм как явление синкретической культуры // Начало. — СПб., 1996. — N 3/4. — С. 98-105
  2. от 20 мая 2017 на Wayback Machine — М.: Мысль, 2010.; Пахомов С. В. Герметизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И. Т. Касавин. 2009 — с. 308; от 12 декабря 2017 на Wayback Machine / Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. — Центр изучения древней философии и классической традиции. Новосибирск, 2007 Вып. 1 том 2; Сидоров А. И. Герметизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 112.; Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток — Запад. / Кирабаев Н. С. (ред.) — М.: Изд-во УДН, 1991 — С. 96
  3. «Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского Бога, жреца и мага -Тота Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом „Герметическом корпусе“… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убеждённость в божественной — нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая.» — Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. — М.: Мартис, 1997. — С. 57.
  4. Светлов Р. В. от 12 декабря 2017 на Wayback Machine // Summa. Культурология, философия, религиоведение (2015)
  5. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  6. Френсис А. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное образование, 2000
  7. Antoine Faivre. Renaissance Hermeticism and the Concept of Western Esotericism // Broek, R. van den. Gnosis and Hermeticism From Antiquity to Modern Times / SUNY Series in Western Esoteric Traditions — State University of New York Press, 1998 — pp. 109—112
  8. Antoine Faivre. Eternal Hermes From Greek God to Alchemical Magus. Phanes Press, 2003, p. 39
  9. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  10. Лена Силард. Герметизм и герменевтика. — СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2002; Гермес. Альманах по истории тайных наук. М.: Пресса, 1991, с. 3
  11. Морозов В. Н. Золотой трактат Гермеса // Гермес Трисмегист. Aureus Tractatus / Пер. В. Н. Морозов (Studia Culturae. Вып. 9. СПб., 2006). С. 291—314.
  12. Лодовико Лаццарелли. Диалог о высшем счастье человека, озаглавленный «Чаша Христа и кратер Гермеса» // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996 С. 224—232
  13. Блаватская Е. П. «Теософский словарь».— М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 640 с, илл. (Великие посвящённые). ISBN 5-04-007922-2
  14. .
  15. Легойда В. Р. // Журнал « Фома ». — 2004. — № 5 (22) . 2 июня 2014 года.

Литература

Переводы текстов

  • Арабские версии « Изумрудной скрижали » Гермеса Трисмегиста: Псевдо-Аполлоний, «Сирр аль-Халика»; Джабир ибн Хайян , «Китаб Устукус аль-Усс ас-Сани»; Псевдо-Аристотель, «Сирр аль-Асрар» / Пер. с араб. и коммент. В. А. Розова // Бладел, К. ван. Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки. — СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2022. С. 373—376
  • Асклепий. Герметический апокалипсис // Конец света. — М., 1998. — С. 303—305
  • Герметическая космогония / Пер. с англ. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петерб. востоковедение, 2001
  • Герметический венок из роз. — К.: Пор-Рояль, 2008
  • Герметическая коллекция. Том I. Книги 1-3 / Уэсткотт У. У. / Пер. И. Бузлов. — Нижний Н.: Magic-Kniga, 2020.
  • Герметический свод / Пер. А. К. // Вестник теософии. — СПб., 1911. — № 7—11.
  • Герметический свод. Асклепий / Пер. О. Ф. Кудрявцев // Чаша Гермеса: Гуманист. мысль эпохи Возрождения и герметич. традиция. — М., 1996. — С. 40—57
  • Гермес Трисмегист. Высокий герметизм / Пер. с др. греч. и лат. Л. Ю. Лукомский. — СПб.: Петерб. востоковедение; Азбука, 2001.
  • Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Пер. сост. и комент. К. Богуцкий. — М.: Алетейа; Киев: Ирис, 1998. (Переизд. М.: Нов. Акрополь, 2012).
  • Золотой трактат Гермеса / Пер. В. Н. Морозов // Гермес Трисмегист. Aureus tractatus. — СПб., 2006. — С. 291—314. — (Studia culturae; Вып. 9).
  • Камбриэль, Луи-Поль-Франсуа. Курс герметической философии или алхимии в девятнадцати уроках / Пер. с фр. И. Калиберда. — Издат. решения, 2019. — 242 с. — ISBN 978-5-4496-8860-6
  • Книга магов / Сост. В. Рохмистров. — СПб.: Амфора, 2009. — (Александрийск. б-ка).
  • Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога. Пимандер. В пер. на лат. Марсилио Фичино Флорентийского. 1471 г. / Пер. и коммент. М. Русборн.. — М.: Либроком, 2010.
  • Книга рун (Liber Runarum) / Пер. с лат. и коммент. Е. Кузьмина. — СПб.: Изд-во «Академия исследования культуры», 2020. — 72 с. (Из кодекса латинской герметики).
  • Лиможон де Сен-Дидье А. Т. Герметический триумф, или Победоносный философский камень / Пер. с фр. И. Калиберда. — М.: Издат. решения, 2017. — 202 с. — ISBN 978-5-4485-0074-9
  • Мид Дж. Р. С. Трижды Величайший Гермес. — М.: Алетейа, 2000.
  • Огдоада и Эннеада / Пер. А. Ровнер // Антология гнозиса. — СПб., 1994. — Т. 1. — С. 165—180.
  • Пернети Дом Антуан-Жозеф . Мифо-герметический словарь. — К.: ИП Берёза, 2012.
  • Пикатрикс / Пер. с лат., предисл. И. В. Харуна. — Нижний Новгород: ИП Москвичев А. Г., 2015. — 432 с. — ISBN 978-5-9906390-0-3
  • Поймандр / Пер. с греч.: А. В. Семушкин // Человек как философская проблема. — М., 1991. — C. 249—255.
  • Поймандр. Апокалипсис Асклепия / Пер. с греч. и лат.: Н. В. Шабуров // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект. традициях I—XIV вв. — М., 1996. — C. 20—26.
  • Рэйкенборг Я, ван. Египетский первоначальный гнозис. Т. 1—4. — М.: Rozekruis pers, 2002—2003
  • Рэйкенборг Я., ван. Изумрудная скрижаль и герметический свод Гермеса Трисмегиста. — Т 1—2. — М.: Амрита-Русь, 2004.
  • Фестюжьер, Андре-Жан. Откровение Гермеса Трисмегиста. — I. Астрология и оккульт. знания. — М.: Велигор, 2018. — 624 с. — ISBN 978-5-88875-624-9
  • Средневековый герметический трактат / Вступ. ст., пер. с лат. В. Н. Морозова, М. В. Семиколенных, А. А. Элкера // Вестн. Ленингр. гос. ун-та имени А. С. Пушкина . — 2011. — Т. 2. — С. 35—40
  • Страсбургская космогония / Пер. с греч. Ф. Ф. Зелинский // Соперники христианства. — М., 1996 — С. 87—92
  • // Русская апокрифическая студия. — 2001—2005.
  • / Пер. с англ. и лат. А. Сибалакова. — 2009.

Исследования

  • Антисери Д., Реале Дж. Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации // Западная философия от истоков до наших дней: От Возрождения до Канта. — СПБ.: Пневма, 2002.
  • Богатырёва Е. Д. Герметическая философия и её влияние на западное общество: постановка вопроса /Mixtura verborum '2004: Пространство симпозиона: Сб. ст. / Под общ. ред. С. А. Лишаева. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2004.
  • Бойко А. В. Место магии в герметической традиции позднего средневековья // Проблема ценностей общества и личности в философии. — Курган, 2002. — С. 8—13
  • Бойко А. В. Ранние традиции изучения герметизма // Методологические проблемы изучения культурных феноменов. — Курган, 2006. — С. 15—24
  • Бутузов, Глеб. Герметическая традиция в России и Украине XVIII века // Cauda Pavonis. — Spring, 2000. — № 19-1.
  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. — М., 1997. — С. 88—141.
  • Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. — М., 1999. — 864 с.
  • Герметизм — сокровенное учение Египта / Вступ. ст. и коммент. Е. Лазарева // Наука и религия. — 1993. — № 10. — С. 40—41
  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: Три аспекта генезиса науки нов. времени // Философско-религиозные истоки науки. — М., 1997. — С. 88—141.
  • Визгин В. П. Герменевтическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Френсис А. Йейтс // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.2013. № 1. С. 92—100.
  • Гайденко П. П. Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы // Наука и искусство в пространстве культуры. — СПб., 2004. — Вып. 1. — С. 7—29Издательство "Академия исследования культурыИздательство "Академия исследования культурыИздательство "Академия исследования культуры
  • Йейтс Ф. А. = Yates F. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. University of Chicago Press , 1964. — М. , 2000. — 528 с.
  • Йонас Г. «Поймандр» Гермеса Трисмегиста. // Гностицизм. (Религии гнозиса) — СПб.: Лань, 1998.
  • // . — Минск: БГПУ , 2001.
  • Косарева Л. М. Герметизм и формирование науки: реферативный сборник. — М.: ИНИОН АН СССР, 1983. — 242 с.
  • Косарева Л. М. Проблема герметизма в западных исследованиях генезиса науки. // Вопросы истории естествознания и техники . — 1985. — № 3. — С. 128—135.
  • Кудрявцев О. Ф. Герметизм // Культура Возрождения: Энцикл: В 2 т. — Т. 1: А—К. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 427—424.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — Кн. I. — М.: Иск-во . 1992. — С. 225—241.
  • Лешкевич Т. Г. Герметизм — тайная мудрость древних // Эзотерическая философия от герметизма к теософии. — Ч. 1. Герметизм и «герметич. науки». — Ростов-на-Дону: Фолиант. 2002.
  • Луняев Е. В. Герметизм в культуре: опыт изучения // Фундаментальные проблемы культурологии. — СПб., 2008. — Т. 3. — С. 151—175.
  • Маак, Фердинанд. «Золотая цепь Гомера. Пособие, необходимое при изучении литературы Гермеса» / Пер. с нем. Е. Н. Гельфрейх. — Издат. решения, 2018. — 68 с. — (Сер.: «Масон. б-ка»). — ISBN 978-5-4493-3751-1
  • Майе Ж.-П. О философском значении «Определений» Гермеса Трисмегиста // Ежегодник Армянского отделения Философского общества СССР, 1985. — Ереван, 1986. — С. 202—214. — На армян. яз. Рез. на рус.яз.
  • Манандян X. Определения Гермеса Трисмегиста Асклепию // Вестник Матенадарана. — 1956. — № 3. — С. 287—314. — На армян. яз.
  • Маковцев А. Герметизм как явление синкретической культуры // Начало. — СПб., 1996. — № 3/4. — С. 98—105.
  • Мун, Беверли. Библиотека Наг Хаммади. Дискурс о восьмом и девятом // Антология гнозиса. Т. 1. — СПб., Медуза, 1994.
  • Пантелеев А. Д. Два сокровенных знания: герметизм и гностицизм // Религиоведение и востоковедение. — СПб., 2005. — C. 253—258.
  • Герметизм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: Канон+, Реабилитация. И. Т. Касавин, 2009 — С. 308—309.
  • Пингри Д. // Pingree D. From Hermes to Jabir and «The Book Of The Cow» Magic and the Classical Tradition. — London; Turin, 2006. — P. 19—28.
  • Польщиков Н. М. Некоторые формы «порогового» дискурса и гностико-герметическая традиция // Кануны и рубежи. — М., 2002. — Ч. 1. — С. 128—148.
  • Пути Гермеса: Междунар. симпозиум. — М.: ВГБИЛ, 2009.
  • Пути Гермеса. Обзор выставок во Флоренции Венеции Амстердаме и Москве. — Амстердам: In de Pelikaan; Москва: Колофон, Серия Гермес 15, 2008.
  • Ребрик В. В. Герметизм и христианство: точки соприкосновения // Мера. — СПб., 1994. — № 2. — С. 14—24.
  • Святополк-Четвертынский И. Введение в герметизм // Наука и религия. — М., 1993. — № 12. — С. 48—51.
  • Семушкин А. В. Основные философемы герметизма // Вестн. / Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: История и философия. — 1995. — № 2. — С. 86—94.
  • Сидоренко Н. И. История философии науки: Герметизм и гностицизм: Лекция. — М.: ГРЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  • Сидоров А. И. Герметизм // Философский энциклопедический словарь . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 112. — 840 с.
  • Странден Д. Герметизм: Сокровен. философия египтян. — СПб., 1914.
  • Чаша Гермеса: Гуманистич. мысль эпохи Возрождения и герметич. традиция. — М., 1996. — 336 с.
  • Шабуров Н. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Сорокин Р. В. Проблема взаимоотношения герметизма и христианства в отечественной историографии // Время, событие, исторический опыт в дискурсе современного историка: XVI чт. памяти чл.-кор. АН СССР С. И. Архангельского, 15—17 апр. 2009 г. — Нижний Новгород, 2009. — С. 190—196
  • Софронова Л. В. Герметизм и ренессансное учение о единстве древности. // Жебелевские чтения-4: Тез. докл. науч. конф., 30 окт. — 1 нояб. 2002 г. — СПб., 2001.
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. I. Астрология и Оккультные Знания. — М.: Велигор, 2018, 624 с. ISBN 978-5-88875-624-9
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. II. Астрология и Оккультные Знания. Книга 2. Космический Бог. — М.: Велигор, 2019, 544 c. ISBN 978-5-88875-693-5
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. II. Астрология и Оккультные Знания. Книга 3. Космический Бог. — М.: Велигор, 2020, 464 c. ISBN 978-5-88875-741-0
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. IV. Доктрины Души. — М.: ТД Велигор, 2020. 464 с.: ил. ISBN 978-5-88875-781-9
  • Фестюжьер А.-Ж. Откровение Гермеса Трисмегиста. V. Неведомый бог и гнозис. — М.: Велигор, 2021, 458 с. ISBN 978-5-88875-912-7
  • Фомин О. Образы герметического языка и алхимический бестиарий // Языки культур: Образ — понятие — образ. — СПб., 2009. — С. 349—360.
  • Шабуров Н. В. «Герметический корпус» и проблемы нехристианского гностицизма // Россия и гнозис: Материалы конф., 25—26 марта 1997 г. — М.: Рудомино, 1998.
  • Шабуров Н.В . Историография античного герметизма // Россия и гнозис: Материалы конф., 23 марта 1999 г. — М.: Рудомино, 2000.
  • Шабуров Н.В Герметизм глазами христианских богословов IV—V вв. // Религиоведение. — Благовещенск, 2011. — № 3. — С. 11—21.
  • Шабуров Н. В. Философия и миф в герметическом корпусе: (Corpus hermeticum I, VII, IX) // Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. — М.: Институт философии АН СССР, 1989.
  • Яворский Д. Р. Проблема целостности в ренессансном герметизме: (Социокультур. аспекты) // Человек в современных философских концепциях. — Волгоград, 2007. — Т. 2. — C. 607—610.
на других языках
  • Kevin van Bladel. The Arabic Hermes From Pagan Sage to Prophet of Science, Oxford University Press, 2009
  • Boylan P. М. A. Thoth the Hermes of Egypt. A Study of some aspects of theological Thought in ancient Egypt. — Oxford — London — New-York, 1922.
  • Broek R. van den, Hanegraaff W. J., Gnosis and Hermeticism from Antiquity to Modern Times. New York, 1998
  • Bull Christian H. Ancient Hermetism and Esotericism //Aries — Journal for the Study of Western Esotericism 15, Brill, 2015 — p. 109—135
  • Chambers J.D. Hermes Trismegistus. The theological and philosophical works. 1882
  • Copenhaver B.P. Hermes Theologs: the Sienese Mercury and Ficino’s hermetic demons // Humanity and divinity in Renaissance and Reformation. — Leiden etc., 1993. — P. 149—182
  • Ebeling Florian. The Secret History of Hermes Trismegistus. Cornell University Press, 2007
  • Festugiere A.-J. Corpus Hermeticum. T. 1-4 — Paris, 1945—1954
  • Festugière A.-J. La Révélation d’Hermès Trismégiste, vols. 1-4, Paris, 1950—1954
  • Festugière A.-J. Hermétisme et mystique païenne. Paris. 1967. Le -Logos' hermetique. — REG LV, 1942.
  • Festugière A.-J. Hermetica. // Harvard Theological Review, 1938
  • Fowden G. The Egyptian Hermes: A Historical Approach to the Late Pagan Mind. Cambridge, 1986
  • Gatti H. Giordano Bruno and Renaissance Science, , 1999.
  • Gatti H. Frances Yates’s Hermetic Renaissance in the Documents Held in the Warburg Institute Archive, in: . V., No 2. pp. 193—210, 2002a.
  • Gatti H. The Natural Philosophy of Giordano Bruno. Midwest Studies In Philosophy, V. 26, Issue 1, pages 111—123, 2002b.
  • Gonzalez Blanco A. «Hermetism: A Bibliographic Approach», ANRW II 17.4, 1984
  • Jasnow, Richard Lewis; Karl-Theodor Zauzich . The Ancient Egyptian Book of Thoth: A Demotic Discourse on Knowledge & Pendant to Classical Hermetica. Wiesbaden, 2005
  • Joosse P. An example of medieval Arabic Pseudo-Hermetism: Thetale of Salaman and Absal // J. of Semitic studies. — Manchester, 1993. — Vol. 38, N 2. — P. 279—293
  • Hanegraaff Wouter J. Altered States of Knowledge: The Attainment of Gnōsis in the Hermetica. // The International Journal of the Platonic Tradition 2, Btill, 2008 — pp.128-163
  • Hanegraaff Wouter J. Better than Magic Cornelius Agrippa and Lazzarellian Hermetism // Magic, Ritual, and Witchcraft Volume 4, Number 1, University of Pennsylvania Press, 2009 — pp. 1-25
  • Hanegraaff Wouter J. and Pijnenburg Joyce, Hermes in the Academy: Ten Years’ Study of Western Esotericism at the University of Amsterdam. University Amsterdam Press, 2009
  • Hanegraaff Wouter J. How Hermetic was Renaissance Hermetism? // Aries — Journal for the Study of Western Esotericism 15, Brill, 2015 — pp. 179—209
  • Mahe J. P. Hermetisme en Haute-Egypte. Vol 1-2 — Quebec, 1978. — 1982.
  • Louis Menard. Hermès Trismégiste. Paris. 1807
  • McMullin E. Bruno and Copernicus, Isis, V. 78, 1987.
  • Nock A. D., Festugière A.-J. éds. Corpus Hermeticum, 4 vols. Paris, 1980
  • Pietschmann R. Hermes Trismegistos nach agyptischen, griechischen und orientalischen Uberlieferungen. — Leipzig, 1875.
  • Reitzenstein R. Poimandres. Studien zur griechisch-agyptischen und frtihchristlichen Literatur. 1904.
  • Ruska J. Tabula Smaragdina. Ein Beitrag zur Geschichte der hermetischenLiteratur. — Heidelberg, 1926.
  • Clement Salaman, Dorine Van Oven, William D. Wharton, Jean-Pierre Mahe. The Way Of Hermes. New Translations of The Copus Henneticum and The Definitions of Hermes Trismegistus to Asclepius. London, Inner Traditions International, 2000
  • Salaman Clement. Asclepius The Perfect Discourse of Hermes Trismegistus. Bloomsbury Publishing Plc., 2007
  • Scott Walter (and A. S. Ferguson). Hermetica. The Ancient Greec and Latin Writings, which Contain Religious and Philosophic Teachings Ascribed to Hermes Trismegistus. 4 vols. — Oxford, 1924—1936.
  • Waite Arthur Edmund. The Hermetic Museum. London, 1893.
  • Westcott W.W. Collectanea Hermetica vol 1-10. 1893—1896
  • Westman R. S. Magical Reform and Astronomical Reform: the Yates Thesis Reconsidered, in Hermeticism and the Scientific Revolution, University of California Press , Los Angeles 1977.
  • Zielinski T. Hermes und die Hermetik: 1. «Das hermetische Corpus» в «Archiv fur Religionswissenschaft», 8, Leipzig, 1905, с. 321—372; II.
  • Zielinski T. «Der Ursprung der Hermetik» // Archiv fur Religionswissenschaft, Leipzig, 9, 1906, s. 25-60.
  • Zielinski T. «Cosmogonie de Strasbourg», в «Scientia», Paris — Milan, 1939, с. 63-69, 13-121.

Ссылки

Тексты
  • на сайте Русского герметического общества
Религиозные деятели о герметизме
Исследовательские организации и проекты
  • & — Encyclopedia Hermetica: A Big History
  • & — проект оцифровки герметических книг.
Журналы
Источник —

Same as Герметизм