Interested Article - Менгоцци-Колонна, Джироламо

Джироламо Менгоцци-Колонна ( итал. Gerolamo Mengozzi-Colonna , 1686, Феррара — 27 октября 1774, Венеция ) — итальянский живописец , известный своими « квадратурами » — декоративными росписями стен и потолков, создающими иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве.

Биография

По словам Антонио Мария Дзанетти , историографа венецианской школы , художник был родом из Тиволи , а вторая фамилия — дань уважения благородному семейству Колонна , для которого он работал в Риме в 1720-х годах .

Менгоцци был учеником живописцев-перспективистов Франческо Скала и Антонио Феличе Феррари в Эмилии-Романье . В 1716 году он переехал в Венецию , где начал сотрудничество, продолжавшееся более четырёх десятилетий, с Джованни Баттиста Тьеполо и его сыном Джандоменико . Джироламо Менгоцци жил в основном в Венеции, сначала сотрудничал со своим учителем Феррари, затем выполнил несколько архитектурных орнаментов во Дворце дожей и серию монохромных росписей в церкви Сан-Никола-да-Толентино , демонстрируя свой «перспективный стиль».

Как «квадратурист» ( лат. ad quadratum , от ср.- лат. quadratura — придание квадратной формы), он работал над созданием иллюзорных архитектонически-живописных конструкций, в которые затем Тьеполо «вставлял» написанные им фигуры. Название этого рода декоративных росписей происходит от характерных вертикалей и горизонталей архитектурных конструкций, прямоугольных и квадратных проёмов наподобие окон или воображаемых порталов, сквозь которые видны пейзажи, фигуры или сюжетные сцены .

Первым сотрудничеством Менгоцци с Тьеполо были работы по украшению зала на первом этаже виллы Бальони в Массанзаго; росписи представляли Миф о Фаэтоне на стенах и Триумф Авроры на потолке (1719—1720). Среди работ, выполненных совместно с Тьеполо в Венеции: «Апофеоз Святой Терезы» ​​для церкви Санта-Мария-дельи-Скальци (впоследствии художник позаботился и об отделке потолка).

Большую часть времени между 1720 и 1743 годами Менгоцци был членом венецианского братства живописцев (collegio dei pittori di Venezia). В 1724 году прибыл в Рим и поступил в Академию Святого Луки . По возвращении в Венецию в 1727 году он был принят в члены недавно созданной Академии изящных искусств , а к 1766 году стал её профессором.

В 1725—1728 годах он работал с Тьеполо в галерее Архиепископского дворца и в Капелле Святых Таинств в соборе Удине . Эта работа была заказана патриархом Аквилеи Дионисио Дольфино. Фрески Тьеполо «Сон Иакова», «Жертвоприношение Исаака», «Агарь в пустыне», «Рахиль и идолы», «Авраам и ангелы», «Сара и ангел» были выполнены в сотрудничестве с Менгоцци .

В 1754 году Менгоцци завершил архитектурную перспективу для сцен «Апофеоз святых Фаустино, Джовиты, Бенедетто и Сколастики» с фигурами, написанными Джандоменико Тьеполо в церкви Санти Фаустино и Джовита в Брешии. В 1757 году вместе с отцом и сыном Тьеполо он расписывал «квадратурой» стены Виллы Вальмарана-аи-Нани близ Виченцы . Позднее в том же году он сотрудничал со старшим Тьеполо в оформлении интерьеров Ка-Реццонико в Венеции, где Тьеполо и Менгоцци было поручено украсить комнаты для свадьбы Лудовико Реццонико и Фаустины Саворньян. На потолке «Салона аллегории» мы видим супругов на колеснице Аполлона , впереди которой стоит Купидон , с завязанными глазами и окруженный аллегорическими фигурами: три Грации, Слава, Мудрость, несущие знамя с гербами семей Реццонико и Саворньяна.

Между 1760 и 1762 годами Менгоцци и старший Тьеполо сотрудничали в росписи плафона центрального зала виллы Пизани в Стра .

Шедевром художника остаются росписи интерьеров Палаццо Лабиа в Венеции (1746—1747), в особенности Бального зала, или «Салона празднеств» (Salone delle Feste), на тему романтической истории консула Марка Антония и египетской царицы Клеопатры . Композиции «Встреча Антония и Клеопатры», «Пир Клеопатры» и другие написаны Тьеполо вместе с Менгоцци .

Джироламо Менгоцци работал сценографом для театров Сан-Самуэле и Сан-Джованни-Кризостомо (Святого Иоанна Златоуста) в Венеции, создавая композиции, близкие вкусу семьи Галли Бибьена . Он сотрудничал с Маркантонио Франческини в церкви Сан-Франческо д’Ассизи в Турине . В период с 1749 по 1750 год он также создавал декорации для Королевского театра в Турине, работал над украшением загородной резиденции правящей династии Савойского дома Палаццина ди Каччиа в Ступиниджи .

С отъездом Тьеполо в Испанию в 1762 году Менгоцци начал сотрудничество с Якопо Гуараной , учеником Тьеполо. Сын Менгоцци, Агостино (ок. 1725—1792), также стал известным квадратуристом. Среди учеников Менгоцци Старшего был Джованни Джакомо Монти.

Галерея

Примечания

  1. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 73 (2009) от 14 июня 2022 на Wayback Machine
  2. Власов В. Г. Квадратура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 404—405
  3. . Дата обращения: 28 июля 2012. Архивировано из 27 февраля 2014 года.
  4. Martineau J., Robison А. Frescoes in the Palazzo Labia by Tiepolo // The Glory of Venice: Art in the Eighteenth Century, 1994. — Р. 194 от 12 июня 2022 на Wayback Machine
Источник —

Same as Менгоцци-Колонна, Джироламо