Interested Article - Крещенские купания

Мужчина купается у стен Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии РПЦ во время праздника Крещения Господня . Россия , Республика Татарстан , 19 января 2011 года.

Креще́нские купа́ния народная традиция , существующая в России , Белоруссии , Украине и в некоторых других странах, связанная с купанием в проруби (иордани) или в открытых водоёмах на праздник Крещения Господня ( Богоявления ) 6 (19) января . Массовое распространение традиция получила после распада СССР .

Традиция не является церковным обрядом и не предписывается церковным уставом . Придумали её не богословы , а простые люди, которые совершают этот обряд исключительно по собственной инициативе .

По мнению представителей Русской православной церкви , повсеместное представление людей об очищении от грехов посредством троекратного погружения в освящённую прорубь-иордань является ошибочным :

« Грех смывается покаянием . Только тот, кто раскаивается во грехе, то есть, во-первых, приходит на исповедь и, во-вторых, прилагает все силы, чтобы больше не грешить , получает прощение

История

Русский писатель Аполлон Коринфский в своей книге «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) писал: « Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зима собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках , — чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде ; купаются и просто — „для здоровья “. Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» . В день Крещения Господня многие мужчины окунались в прорубь для очищения от грехов, о чём свидетельствуют иностранные писатели и путешественники XVI—XVIII вв. Чаще всего окунались в специальную прорубь для стирки белья ниже по течению от иордани, где происходило водосвятие. Одна из причин возникновения народной традиции окунаться в прорубь — участие молодых парней в обряде изгнания нечистой силы, когда «…толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом». После этого «…грешные и смелые люди считали своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле „Иордани“ и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряженья и маски» .

В пятой главе романа-хроники « Соборяне » (1872) Николая Лескова в «Демикотоновой книге протопопа Туберозова» есть упоминание о купании в проруби помещицы Плодомасовой 6 января 1838 года на праздник Крещения Господня :

«7-е января. Госпожа Плодомасова вчера по водоосвящении прямо во всём, что на ней было, окунулась в прорубь . Удивился! Спросил, — всегда ли это бывает? Говорят: всегда, и это у неё называется „мовничать“. Экой закал предивный! Я бы, кажется, и жив от одной такой бани не остался».

В петрозаводской газете от 10 января 1870 года о крещенских купаниях сообщалось: «В праздник Крещения… был порядочный мороз. … Много охотников после водосвятия купались в иордани… Каждый год повторяются крещенские купания, несмотря ни на какой мороз, и обычай этот повсеместен в губернии . Наш народ так привык к этим своеобразным душам, что ему зимнее купание нипочём. Во всю зиму оно еженедельно повторяется» .

В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» (1913) С. В. Булгакова содержится прямое осуждение крещенских купаний :

«… В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

С. В. Булгаков . «Настольная книга для священно-церковно-служителей», 1913 год.

О крещенских купаниях православных в проруби реки Сунгари в межвоенном Харбине ( Китай ) упоминает священник Николай Падерин : «Ежегодно в праздник Крещения Господня в Благовещенский храм устремлялось почти всё православное население города . Отсюда в этот день после Божественной литургии на лёд реки Сунгари выходил объединённый крестный ход пяти ближайших церквей для совершения там Велико­го водосвятия . … Вот спускается с ледяной кафедры святитель и опускает святой Крест в прорубь реки Сунгари. … Несколько в стороне, в специально изготовленной проруби, десятки людей молодых и пожилых опускаются в освящённую воду с верой в её укрепляющее и исцеляющее болезни действие. Этот день считался поистине общегородским праздником и свидетельством православного торжества веры» .

Крещенские купания стали темой для дискуссий в СССР после того как 19 февраля 1949 года в газете « Правда » был опубликован фельетон «Саратовская купель» за авторством Ивана Рябова , где он характеризует состоявшееся 19 января того же года массовое купание верующих на Крещение в Саратове как «порнографическое действо» (некоторые купались без одежды), «глумление над людьми», «обряд, продиктованный идиотизмом старой жизни», в фельетоне были указаны имена и фамилии конкретных «жертв» обряда. Кроме того, представители местных органов власти прямо обвинялись в содействии «дикому обряду»: «Как не совестно землякам Чернышевского идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времён язычества и бога Ярилы ! … Граждане этого большого университетского, индустриального города возмущены тем, что произошло в церковный праздник на волжском льду» . Доцента экономического института И. Ф. Ломов на обсуждении фельетона на собрании первичной парторганизации упомянул: «На крещение каждый год бывало купание и по поводу этого ничего не писалось, а теперь об этом написана целая статья в „Правде“. Вероятно, ставка в отношении религии стала меняться». Священник Мигунов из Романовского района : «У меня и то купались человек 20 на реке, но никто не захворал… Указанные лица в фельетоне — это лица подставные, а что трёх лет девочка купалась — не верю!» . Запрещение на публичное отправление религиозных обрядов в конечном итоге сделали Крещенское купание редким и полузабытым обрядом. Народный обычай мог совершаться лишь в местах удалённых от поселений, например, на некоторых «святых источниках». В месте с тем, начиная с 1960-х годов, благодаря появлению «моржей» сложился позитивный образ зимнего купания, как оздоравливающей процедуры .

Президент России Владимир Путин принял участие в крещенских купаниях на озере Селигер . Россия , Тверская область , 19 января 2018 года.

Как пишет общественно-политическое интернет-издание « Газета.Ru », «массово сигать в прорубь начали где-то в 1980-х, когда в стране возродился массовый интерес к церкви. Причём тогда это было нечто вроде диссидентского жеста: обошёл крестным ходом храм на Пасху , нырнул в иордань на Крещение — вроде как и показал фигу безбожному государству». По словам протоиерея Владимира Вигилянского : «Ни в исторической литературе о Древней Руси , ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лёд и купались» . По словам священника Филиппа Пономарёва: «в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы»

В январе 2016 года протоиерей Виталий Шинкарь из Молдавии говорил: «Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: „Купание в источниках“. Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России. Однажды я видел, как на Афоне , у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых всё происходящее, конечно, было серьёзным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания» . 19 января 2007 года крещенские купания были впервые проведены в Пекине .

В купаниях в иордани на Крещение Господне в Казахстане , вместе со славянами участвуют коренные жители, исповедующие ислам . 19 января 2016 года количество казахов, участвовавших в купании в проруби, в Астане , по некоторым данным, превысило количество славян .

С годами всё больше россиян приобщается к купанию в проруби: если в 2011 году о том, что никогда не участвовали в этом обряде, сообщали 80 % опрошенных, то в 2018 году — 73 %. В России в 2018 году принять участие в крещенских купаниях изъявили готовность 15 % опрошенных. Среди желающих преобладали мужчины (24 %), молодые люди от 25 до 34 лет (21 %), жители средних и малых городов (по 20 %), тогда как женщины (9 %), респонденты в возрасте 60 лет и старше проявляли меньший энтузиазм .

Отношение к традиции и критика

Со стороны Русской православной церкви

Несмотря на то, что крещенские купания связаны с церковным праздником Крещения Господня , многие представители Русской православной церкви воспринимают эту народную традицию критически.

20 января 2010 года митрополит Воронежский РПЦ МП Сергий (Фомин) , совершая водосвятие в строящемся городском храме Святителя Митрофана Воронежского на источнике, назвал крещенские купания «нецерковным обычаем», получившим распространение в последние годы .

20 января 2011 года епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин) в связи с распространением обычая написал статью с развёрнутой критикой крещенский купаний по ряду причин :

  1. «это неизбежный риск для здоровья»;
  2. «купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне»;
  3. «крещенское купание — это рассадник суеверия»;
  4. «крещенские купания для Русской православной церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении».

Профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов 16 января 2015 года отметил, что крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения Господня. Он отметил, что «если это совершается из спортивно-показательных побуждений, то это — род „ моржевания “, который следует порекомендовать только людям, которые получили справку от врача и физически здоровы. Ни в коем случае не следует рекомендовать подобного рода практики людям, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения или имеют принципиальные проблемы со здоровьем» .

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор (Исаев) 18 января 2017 года не благословил верующих вверенной ему епархии с центром в Димитровграде Ульяновской области купаться на Крещение в проруби. Традицию крещенских купаний он при этом осудил как опасную для жизни и не имеющую отношения к церкви :

«После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освящённая вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. Если бы это было так, я бы первый пошёл купаться в эту прорубь. Прощение грехов мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. А не то, что вот кто-то из вас залез в прорубь, а потом вылез из неё, да ещё и водки хряпнул по случаю того, что накупался. Какое прощение грехов? Простите меня конечно, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет.»

Диодор (Исаев) , епископ Мелекесский и Чердаклинский, 18 января 2017 года.

Протоиерей Георгий Митрофанов 7 февраля 2017 года заявил: «для подавляющего большинства приходящих в храмы до сих пор внешнее ритуально-обрядовое благочестие, я бы даже сказал, благолепие, является альфой и омегой церковной жизни. Чего стоят, например, эти богословски бессмысленные и нравственно кощунственные крещенские купания. В рядах этих купальщиков кого только не найдёшь» .

Вместе с тем, есть и те клирики, кто положительно относится к крещенским купаниям. 19 января 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что те, кто окунулись в крещенскую купель, «не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому», и из этой купели многие стали выходить «другими, почувствовав силу Божественной благодати». Также Патриарх Кирилл призвал не относиться с озлоблением к тому, что всё больше людей окунаются в купели в праздник Крещения . 19 января 2018 года епископ Кызыльский и Тувинский Феофан (Ким) сам нырнул в прорубь вместе с главой Республики Тыва Шолбаном Кара-оолом . Как отмечал протоиерей Виталий Шинкарь: «отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия — кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях. А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий — жидовско-масонской ересью, а четвёртый вообще во всем обвинил проклятую Америку» .

Со стороны врачей

Врачи и учёные предупреждают о ряде опасностей, угрожающих купающимся в ледяной воде :

«Если в воду окунуться мгновенно, может быть спазм сосудов всего тела, мышц, кожи, подкожной клетчатки. Из-за этого увеличивается циркуляция крови, и сердце просто-напросто может не справиться с этим потоком. И тогда случается беда в виде стенокардического приступа , инфаркта , инсульта , а у кого-то и остановка сердца может быть. В таких случаях снова завести сердце бывает очень тяжело…»

Врач - кардиолог Фаина Лобжанидзе сообщает, что «от погружения в ледяную воду, от перепада температур может остановиться сердце — внезапная аритмогенная смерть действительно возможна. Там два варианта: либо случается спазм голосовых связок, и человек задыхается, либо возникает опасная аритмия . Понимаете, в перегретом из-за жары и физических нагрузок теле сосуды расширены, а в холодной же воде происходит резкий спазм. Из-за сужения сосудов кровь внезапно возвращается к сердцу, моментально повышается артериальное давление » .

Также могут обостриться имеющиеся заболевания, возникнуть большие проблемы с ОРВИ , простатитом , с детородными органами (воспалительные заболевания яичников или придатков , непроходимость труб ). Купание в ледяной купели может повлечь бесплодие у обоих полов, импотенцию , гломерулонефрит , гематурию и почечную недостаточность , особенно у детей, у которых очень тонкая жировая прослойка .

См. также

Примечания

  1. от 17 января 2021 на Wayback Machine « РИА Новости » // ria.ru (14 января 2021 года)
  2. от 6 июня 2020 на Wayback Machine « РИА Новости » // ria.ru (16 января 2015 года)
  3. от 17 января 2021 на Wayback Machine «РИА Новости» // ria.ru (16 января 2021 года)
  4. Мария Городова . от 20 февраля 2017 на Wayback Machine Интернет-портал « Российской газеты » // rg.ru (19 января 2017 года)
  5. от 15 января 2021 на Wayback Machine // interfax.ru (15 января 2021 года)
  6. от 2 марта 2021 на Wayback Machine Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви // eparchia.patriarchia.ru (16 января 2021 года)
  7. Коринфский А. А. .
  8. Долин В. А. Взаимодействие традиций и новаций в современном российском православии // Слово и культура без границ: аксиологический аспект. — Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. — С. 165.
  9. Н. С. Лесков . от 16 января 2017 на Wayback Machine Проект «Собрание классики» // az.lib.ru
  10. в « Книгах Google »
  11. Николай Падерин , священник. . АНО «Православие и мир» // pravmir.ru (25 июля 2012). Дата обращения: 4 декабря 2019. 26 мая 2019 года.
  12. в « Книгах Google »
  13. Николай Жуков . (недоступная ссылка) от 17 декабря 2014 на Wayback Machine . Газета « Литовский курьер » № 4 (674) // old.kurier.lt
  14. А. И. Мраморнов . Научный богословский портал « Богослов.ru » (17 января 2009). Дата обращения: 19 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  15. Соколов Ю. В. // Синергия наук. — 2019. — № 32 . — С. 1319—1326 .
  16. . // gazeta.ru (19 января 2017). Дата обращения: 4 декабря 2019. 5 марта 2020 года.
  17. . pravoslavie.ru (18 января 2015). Дата обращения: 19 февраля 2017. 17 декабря 2016 года.
  18. Мария Строганова. АНО «Православие и мир» // pravmir.ru (18 января 2016). Дата обращения: 4 декабря 2019. 26 мая 2019 года.
  19. от 26 мая 2019 на Wayback Machine // pravoslavie.ru (19 января 2007 года)
  20. Лейла Темирханова. . // nur.kz (20 января 2016). Дата обращения: 4 декабря 2019. 30 июня 2016 года.
  21. . Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // wciom.ru (19 января 2018). Дата обращения: 4 декабря 2019. 9 февраля 2022 года.
  22. // credo.press (20 января 2010 года)
  23. Евтихий , епископ Домодедовский. // «Русская неделя» ( pravoslavie.ru ). — 2011. — 20 января. 10 ноября 2019 года.
  24. Сергей Болотов, журналист . от 20 февраля 2017 на Wayback Machine Интернет-издание « Ридус » // ridus.ru (18 января 2017 года)
  25. от 11 июня 2017 на Wayback Machine АНО «Православие и мир» // pravmir.ru (7 февраля 2017 года)
  26. . // interfax.ru (19 января 2015). Дата обращения: 27 января 2020. 27 января 2020 года.
  27. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine Официальный портал Республики Тыва // gov.tuva.ru (19 января 2018 года)
  28. Елизавета Викторова. . Сайт «Общественный контроль» // ok-inform.ru (17 января 2017). Дата обращения: 4 декабря 2019. 4 декабря 2019 года.
  29. Татьяна Рессина. Официальный сайт газеты « Аргументы и факты » // aif.ru (18 января 2011). Дата обращения: 4 декабря 2019. 4 декабря 2019 года.
  30. Андрей Зобов. . Официальный сайт газеты « Комсомольская правда » // stav.kp.ru (9 июля 2019). Дата обращения: 30 ноября 2019. 13 июля 2019 года.
  31. Анна Золкина. . Информационное агентство «Омск здесь» // omskzdes.ru (18 января 2019). Дата обращения: 4 декабря 2019. 4 декабря 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Крещенские купания