Вершилова, Пелагея Альбертовна
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дон Дие́го и Пелаге́я» — советский художественный фильм в жанре комедии режиссёра Якова Протазанова , вышедший на всесоюзный экран в 1928 году . Снят по сценарию А. Зорича , основанному на его же фельетоне «Дело Пелагеи Дёминой», опубликованном в газете « Правда ». Единственная кинолента, в которой снялся Осип Брик .
Начальник маленькой железнодорожной станции Яков Иванович Головач (Анатолий Быков) вместо исполнения своих обязанностей увлечён чтением приключенческого романа о «кавалере и повесе» доне Диего. Отождествляя себя с одним из героев романа, Яков Иванович сражается «на шпагах» с воображаемым противником. Это вызывает смех местных жителей, пришедших торговать с пассажирами очередного поезда. Увидев, что одна из зрительниц «поединка» — пожилая крестьянка — переходит пути (это запрещено, но обычно на запрет никто не обращает внимания), сконфуженный начальник тут же составляет протокол о нарушении старухой Пелагеей Дёминой (Мария Блюменталь-Тамарина) железнодорожных правил. Пелагею вызывают в суд, где после патетической речи Якова Ивановича («Сегодня, гражданин судья, она перешла рельсы, завтра она поезд с детьми под откос пустит, а потом и вовсе кассу ограбит!») приговаривают к трём месяцам заключения. Волнуясь за жену и не справляясь один с хозяйством, муж Пелагеи (Владимир Михайлов) пытается что-то предпринять, но ни местный «юрисконсульт» — сторож волисполкома (Владимир Попов), ни поп с попадьёй, ни приехавший из города член общества изучения деревни (Михаил Жаров) не горят желанием помочь старику, ограничиваясь бесполезными советами. В дело вмешивается комсомольская ячейка, которой, преодолев бюрократизм уездных чиновников, удаётся добиться пересмотра дела и освобождения Пелагеи. Благодарные старик со старухой решают тоже записаться «в камсамолы».
Актёр | Роль |
---|---|
Мария Блюменталь-Тамарина | старуха Пелагея Дёмина |
старик муж Пелагеи Дёминой | |
начальник станции «Дон Диего» (Яков Иванович Головач) | |
Иван Юдин | комсомолец Миша |
И. (полное имя не известно) Левкоева | комсомолка Наташа |
Михаил Жаров | член общества изучения деревни Михаил Иванович |
Владимир Попов | сторож волисполкома Мироша |
Актёр | Роль | примечания |
---|---|---|
Александр Громов | учраспред | |
Даниил Введенский | сторож | |
Б. Гусев | милиционер | |
Елена Тяпкина | попадья | |
Иван Пельтцер | секретарь ОУ | |
Сергей Ценин | чиновник | |
Вера Марецкая | девушка в суде | |
Лев Фенин | приятель начальника участка службы путей | |
Николай Ивакин | комсомолец | |
Мария Шленская | глухая старуха | |
Осип Брик | докладчик о вреде бюрократизма | единственная роль в кино |
Степан Борисов | тюремный надзиратель |
Студия «Межрабпом-Руси» делила создаваемые фильмы на две группы: так называемые «боевики» — фильмы с хорошим финансированием и звёздными актёрами по известным первоисточникам для повсеместного проката «первым экраном» и рядовые фильмы с более скромными затратами «для низового демократического зрителя». Фильм «Дон Диего и Пелагея» относился к рядовым, однако был хорошо принят критикой , и в настоящее время считается одной из значительных комедий 1920-х годов и удачей Протазанова.
Критики откликнулись на фильм многочисленными рецензиями (положительными С. А. Ермолинского в «Правде», Н. Д. Волкова в «Известиях», отрицательной Э. М. Арнольди в сборнике «Пять искусств: Временник» и др.). Фильм был признан критиками удачной комедией, но «не столько комедией положений (как „ Два друга, модель и подруга “), сколько сатирической комедией нравов», наследницей традиций Н. В. Гоголя и А. В. Сухово-Кобылина. При этом и положительные, и отрицательные рецензии подчёркивали, что комедия в сущности не столько смешная, столько печальная и даже злая (в одной из газет был приведён отзыв зрителя, назвавшего фильм трагедией). Анализируя реакцию критиков и зрителей (в том числе современных), киновед П. А. Багров определяет «Дона Диего…» как первую в отечественном кино картину в жанре «грустной комедии», в дальнейшем развитом в том числе режиссёрами Д. Рондели , Э. Шенгелаей , Г. Данелией.
В дальнейшем комедия не была забыта, в частности в своих работах в 1960—1970-х годов ей уделяют внимание киноведы Н. А. Лебедев , (оценивая положительно) и Р. Н. Юренев (отзываясь смешанно) .