Interested Article - Дан (Библия)

Дан ( ивр. דָּן ‎, Dan, Dān — «судья») — в Библии пятый из двенадцати сыновей патриарха Иакова , родившийся от Валлы , служанки Рахили ; родоначальник одного из Колен Израилевых .

Этимология

Согласно Книге Бытия , имя Дан происходит от дананни — «судил мне Бог», означающее, что по вере Рахиль она получила ребёнка в результате решения Бога ( Быт. ) .

Колено Даново

Колена Израилевы. Большинство названий дано в варианте Русского Синодального перевода.

От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек ( Чис. ).

По гипотезе И. Ядина , племя Дана было греческого происхождения — данайцами , которые позднее присоединилось к израильскому союзу племён.

Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав сын Ахисамахов был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии — походного Храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную . По завоевании Ханаана Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы ( Нав. ). Из Данова племени происходил богатырь Самсон , сражавшийся с филистимлянами ( Суд. ).

Стеснённые в своих владениях филистимлянами , данитяне вынуждены были искать себе нового места для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан , ставший впоследствии крайним северным пунктом земли Израильской .

Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами . Царь Соломон назначил ( 965 до н. э. ) знаменитого художника Хирама , происходившего по матери из Данова колена, строителем Иерусалимского Храма .

Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии израильский царь Иеровоам I ( 928 до н. э. — ) превратил его в культ золотого тельца .

Почитание в Православии

Праотцы Гад и Дан (справа). Фреска Дионисия из Ферапонтова монастыря

В Православии почитается в сонме святых как один из праотцов . Память о нём совершается в Неделю святых праотец (предпоследнее воскресенье перед праздником Рождества Христова ).

Библейские упоминания и антихрист

В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии , север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом ( Иер. ); раввинские источники рассматривают Дана как архетип зла . В апокрифе « » Дан изображается ненавидящим Иосифа , придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка . В апокрифе Дан изображается как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефыа .

В предсмертном благословении Иаков говорит: « Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад » ( Быт. ). Называние Дана «змеем» интерпретируют как связь Дана с Белиалом (например ).

Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова . Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана ( Иер. ).

Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света ( Откр. ). Возможно, это свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана упоминается колено Манассиево .

Примечания

  1. : Завет Дана 1; Завет Завулона 4; Завет Гада 1.
  2. : Завет Дана, 5.
  3. Ириней Лионский . Против ересей.
  4. Ипполит Римский . Христос и Антихрист.
Источник —

Same as Дан (Библия)