Interested Article - Рыкалова, Аграфена Гавриловна

Аграфе́на Гаври́ловна Рыка́лова ( 1805 28 мая 1840 , Москва ) — актриса Московских Императорских Театров ( Малый театр ), жена Василия Васильевича Рыкалова , урождённая Степанова, сестра известного комика Петра Гавриловича Степанова , с которым была всю жизнь очень дружна — именно он подготовил «в артистки» её дочь, свою племянницу Надежду . Да и со дня свадьбы она с мужем жили в семье Степановых. А когда брат на пару с товарищем открывал костюмерный магазин (подробнее см. ст. Степанов, Пётр Гаврилович ), она отдала в общее дело тысячу рублей, которые хранились у неё от бенефиса после смерти мужа . По тем временам — огромные деньги, средняя зарплата в день составляла приблизительно 1 рубль. [ источник не указан 1113 дней ]

Аграфена Гавриловна происходила из театральной семьи. Отец работал кассиром в театре Медокса , где познакомился и подружился со многими театральными деятелями.

На Московской сцене дебютировала в начале ноября 1821 года в роли Эдельмоны (совр. Дездемона) в « Отелло ».

Об её дебюте сохранилась статья в «Вестнике Европы», — хотя в её время журналы писали только о выдающихся сценических деятелях или о каком-либо особенно интересном спектакле и не имели постоянного отдела театральной критики. Это внимание к дебютантке надо отнести не столько к её сценическому дарованию, которое хотя и подавало тогда довольно большие надежды, но впоследствии оказалось не особенно блестящим; будет более верно предположить, что восторженная статья театрального критика «Вестника Европы» была вызвана главным образом замечательной внешностью артистки: она была высока, стройна, имела свежее лицо с правильными чертами, резко обозначенными, прелестную улыбку и чёрные большие глаза, «способные выразить все оттенки чувства», как говорил о ней автор статьи.

По словам П. Н. Арапова , «она была очень интересна собой и занимала роли первых любовниц как в драмах, так и в комедиях, хотя, как артистка, она далеко не была выдающейся, и дарование её во много раз было ниже дарования её мужа; однако, о ней осталось довольно много сведений и воспоминаний».

Роли: Эдельмона (или Дездемона) в «Отелло», Офелия (« Гамлет »); Луиза (« Коварство и любовь »), Доримена (« Мещанин во дворянстве »), Леонора (« Школа мужей » Мольера ), Амалия (« Разбойники »).

Она очень рано овдовела, дирекция Императорских театров помогла, устроив ей бенефис (пьеса « Буря », по другим источникам — в бенефис 22 апреля 1827 года шла пьеса Мольера в переделке А. А. Шаховского «Сицилиец» ), но основные материальные трудности упали на её брата Петра Гавриловича , с которым она проживала, оставшись в той же квартире после кончины родителей.

« Ежегодник императорских театров » отмечает:

Аграфена Гавриловна принадлежала к тем сценическим деятелям, для которых театр не заменяет собою всю жизнь; она, напротив, не любила сцены, хотя и родилась, и воспиталась в театральной среде. Не обладая выдающимся талантом, она, однако, могла бы занимать одно из первых мест в труппе, благодаря внешним данным.

На сцене пробыла почти 20 лет, намного пережив своего мужа. Скончалась она 28 мая 1840 года, всего на 35 году, и погребена на Ваганьковом кладбище ; могила утрачена. Сообщая Каратыгину о её смерти, Д. Т. Ленский между прочим писал: «Умерла А. Г. Рыкалова; актриса она была незавидная, но женщина прелестная и по душе, и по наружности» .

Примечания

  1. . — 1898.
  2. . Дата обращения: 1 апреля 2010. 5 марта 2016 года.
  3. . Дата обращения: 1 апреля 2010. 5 марта 2016 года.

Ссылки

  • [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-553-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия]
  • Сиротинин А. Н. // Русский архив, 1887. — Кн. 2. — Вып. 7/8. — С. 371—610.
Источник —

Same as Рыкалова, Аграфена Гавриловна