Interested Article - Оскар (кинопремия)

Премия Американской академии кинематографических искусств и наук ( англ. Academy Awards , букв. «премия Академии»), с 1940-х годов известная как «О́скар» ( англ. Oscar ), — американская кинопремия, созданная в 1929 году и традиционно вручаемая деятелям киноискусства за их вклад в создание кинофильмов . Церемония награждения проводится ежегодно в Лос-Анджелесе , в театре « Долби », и транслируется в прямом эфире в десятках стран мира .

Награда, задуманная главой американской киностудии « Metro-Goldwyn-Mayer » Луисом Бартом Майером в 1929 году для поощрения деятелей кино, внёсших значительный вклад в кинематограф США и его развитие, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире.

Правила её вручения и принципы голосования неоднократно изменялись. Регламент выбора победителей не раз подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции — невзирая на это, «Оскар» остаётся самой значительной и престижной кинопремией в мире .

История создания

Предыстория: основание Академии

Идея создания первой киноакадемии США появилась у могущественного главы компании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера в ноябре 1926 года . Основной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки, когда девять ключевых кинокомпаний страны и пять союзов подписали «Базовое соглашение киностудий» . Однако это соглашение относилось только к техническим работникам, а креативные группы, режиссёры, сценаристы и актёры всё ещё соблюдали условия стандартных контрактов .

Незадолго до того, как монтажёры, композиторы, художники-постановщики и прочие работники кино основали собственные гильдии, Майер решил вступить в дело и в декабре 1926 года встретился с тремя лидерами отрасли: актёром Конрадом Найджелом , режиссёром Фредом Нибло и главой Ассоциации кинопродюсеров США . Все они задумали разработку организации, которая выступала бы посредником в различных трудовых конфликтах и улучшала реноме Голливуда во всём мире путём помощи офису Хейса в контроле спорного контента на киноэкране .

При поддержке коллег Майер назначил самого себя главой комитета по отбору членов будущей организации . 11 января 1927 года он пригласил 36 лидеров отрасли на официальное собрание в отеле « » . Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводства . Тем не менее его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации . Вскоре Академия стала официально именоваться « Академией кинематографических искусств и наук » .

4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией . Произошло это, когда правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус . Тогда же тридцать шесть её членов избрали первых должностных лиц: актёр Дуглас Фэрбенкс стал президентом, а сценарист — секретарём . За счёт собственной киностудии Майер созвал 300 человек на банкет, организованный в отеле « » . Там Фэрбенкс произнёс длительную речь, в ходе которой подчеркнул, что киноэкран и все зрители находятся под огромным и тревожным облаком цензуры и презрения .

«Награды за заслуги»

Между тем шла подготовка к первой церемонии награждения «Наградами за заслуги» ( англ. Merit Awards ) . Фэрбенкс заострил внимание членов Академии на том, что эта премия будет высочайшим достижением из тех, которых только можно достичь в кинопрофессии . В июле 1928 года комитет «Отличительных наград» предложил следующую систему голосования :

  1. Каждый член будет голосовать в той номинации, к которой имеет отношение по долгу службы (актёр — в мужской и женской роли, режиссёр — в режиссёрской работе).
  2. Коллегия судей из каждого профессионального отдела подсчитает голоса.
  3. И, наконец, центральный совет судей с одним человеком от каждого профессионального отдела выберет победителей.

Сразу же возникли споры по поводу того, какого рода фильмы должны быть отмечены . Первым скандальным решением Академии было выдвинуть в нескольких номинациях одну из первых звуковых лент в мире, премьера которой произвела эффект разорвавшейся бомбы — « Певец джаза » . На тот момент существовало две самые престижные категории, ни в одной из которых «Певец джаза» не мог быть номинированным: «Лучшее производство» («наиболее выдающейся кинокартине, объединившей все лучшие элементы») и «Уникальное художественное исполнение» («лучшей продюсерской компании или отдельному продюсеру») .

15 февраля 1929 года, накануне первой церемонии вручения , центральный совет судей заседал всю ночь . В конце концов, они решили наградить статуэткой за уникальное художественное исполнение драму Кинга Видора « Толпа » . Однако Луис Майер был категорически против ввиду слишком мрачного тона фильма . Кроме того, он боялся обвинений в фаворитизме, так как созданием «Толпы» занималась его MGM . Он же предложил наградить картину Фридриха Мурнау (на тот момент уважаемого в Голливуде режиссёра) « Восход солнца » . Судьи прислушались к Майеру и уже на следующий день, в специальном бюллетене, выпускаемом Академией, были опубликованы результаты голосования .

Название

Впервые слово «Оскар» было использовано на 6-й церемонии вручения премии . По сей день точно не известно, кто дал ей это прозвище . Версии разнятся:

  • Актриса Бетт Дейвис неоднократно заявляла, что она была первым человеком, кто прозвал статуэтку «Оскаром», так как она напоминала ей её тогдашнего супруга Хармона Оскара Нельсона .
  • Библиотекарь , позже принявшая на себя полномочия исполнительного секретаря Академии, рассказывала, что следующий случай произошёл с ней прямо в её первый день работы, в 1931 году . После того, как она впервые взяла в руки статуэтку, она посмотрела на неё очень пристально, и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» (Оскар Пирс, на самом деле, был её троюродным братом, а не дядей) . Обозреватель Сидни Сколски, присутствовавший при этом, написал об этом в своей газете, в самом конце упомянув: «Сотрудники Академии ласково кличут свою знаменитую статуэтку „Оскаром“» .
    • Однако, согласно Сколски, он был первым использовавшим это слово по следующей причине: «Я устал писать о безликой статуэтке в своей статье. Я хотел дать парню имя не только для того, чтобы было легче писать, но и дабы предоставить ему личность. Я подумал, что „Оскар“ не будет слишком величавым, коими являлись церемонии» .

Сама статуэтка была создана скульптором Джорджем Стэнли , а её дизайн разработан художником-постановщиком кинокомпании MGM Седриком Гиббонсом . Гиббонс сделал набросок рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч . Согласно легенде, он набросал эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. В качестве модели он выбрал Эмилио Фернандеса . Пять отверстий на основании катушки представляли собой пять отделов Академии: продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников . Поначалу «Оскары» печатались на листах, после чего изготавливались в золоте . Стэнли воплотил дизайн Гиббонса в глине, а Алекс Смит отливал статуэтки из сплава олова и меди, после чего золотил . Статуэтка «Оскар» в высоте достигает 33,5 сантиметра и весит примерно 3,5 —3,85 кг. Она изготавливается из покрытого золотом сплава британия и покоится на постаменте из чёрного мрамора.

Сценаристка Фрэнсис Марион , выигравшая «Оскары» за фильмы « Казённый дом » и « Чемпион », вспоминала в своих мемуарах, что тогда статуэтка выглядела немного дилетантски, однако она видела в ней идеальный символ кинобизнеса:

Могущественное атлетическое тело сжимает блестящий меч с половиной своей головы — той половиной, где содержатся мозги. Те, кто никогда не выигрывал „позолоченную честь“, уничижительно обращаются к нему „Оскар“ .

Во время Второй мировой войны вместо металлических статуэток использовались гипсовые, так как металл нужен был на фронте . После окончания военных действий Академия вернулась к золоту . Победители награждались премией безо всяких взносов, из-за чего Академия была вынуждена делать дополнительные дубликаты на случай потери, кражи или продажи .

Чтобы избежать дефицита, Академия, помимо собственного производства, ежегодно заказывала 50 статуэток в компании Southern California Trophy , изготовлявшей статуэтки в 1930—2015 годах . Хотя всего существует 24 номинации, бывали случаи, когда премия по результатам голосования разделялась между двумя актёрами, сценаристами или техниками , кроме того, есть почётные «Оскары», вручающиеся за общие заслуги в области кинематографа . Подсчёт максимального числа наград, которые могут быть вручены, стартует сразу же после объявления номинаций в .

Номинации

История

В первый год существования премии руководство Академии сообщило всем членам, что проголосовать они должны до 15 августа 1928 года . Пятью коллегиям судей, по одной из каждого отдела Академии, было поручено рассмотреть все номинации . Десять номинантов, получивших наибольшее количество голосов, были специально отобраны, а в шорт-лист попало всего трое . Затем центральный совет судей определял победителей, чьи имена были названы в срочном порядке . В те времена лауреаты премии назывались заранее, до церемонии вручения .

Победа Мэри Пикфорд в номинации «Лучшая женская роль» за фильм « Кокетка », который видели тогда всего несколько человек, вызвала разочарование сообщества и возмущение кинокритиков . Как говорили, Пикфорд выиграла только из-за того, что обладала статусом звезды немого кино , хотя другие номинанты ( Рут Чаттертон , « Мадам Икс » и Джинн Иглс , « Письмо »), выглядели более достойными награды .

Результатом скандала стала реформа номинаций «Оскара» и изменение процесса голосования : теперь номинантов в шорт-лист отбирали представители всех отделов Академии, а за победителя голосовал весь её членский состав . Тем не менее, эта процедура также подверглась критике, когда в 1935 году актриса Бетт Дейвис не была номинирована за актёрский прорыв в фильме « Бремя страстей человеческих » . Критики были в восторге от её перевоплощения, статья в журнале Life резюмировала: «Дейвис показала лучшее перевоплощение из тех, что когда-либо воплощались на киноэкране американской актрисой» . Однако мрачная тональность фильма повлияла на кассовые сборы — в итоге почти никто из членов Академии не смотрел картину . Журнал The Hollywood Reporter был настолько ошеломлён такой несправедливостью, что решил не стоять в стороне . Академия была забросана письмами от голливудских знаменитостей с требованием дать актрисе заслуженный шанс . Бетт Дейвис поддержала и потенциальная конкурентка Норма Ширер , номинированная за фильм « Барретты с Уимпол-стрит » .

Через несколько дней после того, как были объявлены номинанты, президент Академии Говард Эстабрук сделал следующее заявление: «…комитет принял решение изменить правила голосования, чтобы дать человеку неограниченную возможность сделать свой личный выбор» . В феврале 1935 года членам Академии, путём вписывания дополнительного кандидата, было официально разрешено выбирать того, кто впечатлил их больше всего . Сразу же после сообщения о том, что Бетти Дейвис всё-таки вошла в шорт-лист и может посетить грядущую церемонию, остальные номинантки за лучшую женскую роль, включая победительницу Клодетт Кольбер , отказались прийти на мероприятие .

Основные номинации

В настоящее время премия «Оскар» вручается по 23 основным номинациям:

Специальные номинации

Помимо основных номинаций, «Оскары» также вручаются в шести специальных номинациях. Их обладатели определяются специально созданным комитетом Академии и вручаются вне основной церемонии.

Устаревшие номинации

В первые годы существования Оскара режиссёры номинировались по двум категориям — лучший режиссёр драмы и лучший режиссёр комедии . Аналогично, на «лёгкую» и «серьёзную» подразделялась и работа композиторов. С 1930-х по 1960-е годы премии за лучший фильм, а также лучшую работу художника и дизайнера по костюмам отдельно вручались за чёрно-белое и цветное кино. Также в разные годы существовали и номинации, которые затем были упразднены:

Правила

Голосование

Американская киноакадемия состоит, по данным на начало 2018 года, из более чем 7000 членов с правом голоса, разделённых по 17 различным гильдиям . Самой многочисленной гильдией является актёрская (1311 голосующих участников). Каждая гильдия голосует по своей категории (актёры выбирают лучшую актрису, лучшего актёра, лучшую актрису второго плана, лучшего актёра второго плана и т. д.). Специальные группы голосования вне Киноакадемии создаются для выбора номинантов и победителей в категориях «лучший документальный фильм», «лучший фильм на иностранном языке», «лучший грим», «лучшие короткометражные фильмы», «лучший монтаж звука» и «лучшие специальные эффекты».

Все члены Киноакадемии голосуют только по одной категории — «лучшая картина».

Номинирование

Официальное название Премия академии за заслуги ( англ. Academy Awards of merit ). Премия отмечает выдающиеся заслуги и вклад в искусство за создание фильмов, находившихся в кинопрокате календарного года, за который вручается премия, согласно правилам в указанных номинациях. Согласно правилам, премию могут получить фильмы, находившиеся в кинопрокате на территории округа Лос-Анджелес не менее семи дней подряд в календарный год, за который вручается премия. Например, 80-я церемония вручения премии проводилась в 2008 году и в качестве номинантов премии могли рассматриваться картины, бывшие в прокате с 1 января по 31 декабря 2007 года.

  • Номинантами могут стать картины длительностью не менее 40 минут (кроме случая короткометражных картин), снятые в следующих форматах:

Стандарты по разнообразию

В 2020 году Американская киноакадемия ввела стандарты по разнообразию ( англ. diversity standards ), вводящие квоты для людей из недопредставленных групп , таких как афроамериканцы , представители ЛГБТ и женщины. Стандарты созданы по образцу аналогичных стандартов Британского института кино , введённых в 2020 году для премии BAFTA

Стандарты состоят из 4 частей :

  • A. наличие представителей меньшинств среди актёров или в тематике фильма;
  • B. наличие представителей меньшинств среди съёмочной группы фильма;
  • C. предоставление представителям меньшинств стажировок в компании-производителе фильма;
  • D. наличие представителей меньшинств среди руководства компании.

В 2022 и 2023 годах фильмам, претендующим на «Оскар» в категории «Лучший фильм», нужно будет предоставить отчёт о соблюдении этих стандартов; с 2024 года для участия в этой категории они должны соответствовать хотя бы двум из четырёх стандартов . Для соревнования в других категориях выполнение стандартов не требуется .

Например, для соответствия стандарту A достаточно наличия одного афроамериканского актёра на главных ролях (например, как в фильме « Джокер », в котором преимущественно белые актёры, но возлюбленную главного героя играет Зази Битц , наполовину афроамериканка), а для соответствия стандарту B достаточно наличия среди руководителей отделений съёмочной группы двух представителей меньшинств (например, как в фильме « Ирландец », где пробами руководила женщина Эллен Льюис, а кинооператором был мексиканец Родриго Прието ) .

При этом и старые, уже снятые фильмы могут соответствовать достаточному числу стандартов: а именно, стандарты C и D относятся не к самому фильму, а к киностудии, и им соответствует большинство современных крупных киностудий Голливуда . Как отмечает « The New York Times », стандарты по разнообразию мало что изменят с точки зрения фильмов, претендующих на «Оскар»; они играют роль мотивации, чтобы киностудии обратили больше внимания на вопросы разнообразия .

Церемонии награждения

Впервые церемония награждения премии по версии Американской киноакадемии «Оскар» состоялась в 1929 году на закрытом банкете Академии в отеле « Рузвельт » в Лос-Анджелесе . В 1930 году состоялась первая радиотрансляция церемонии, а в 1953 — первая телевизионная трансляция . Начиная с 2002 года церемония проводится в театре « Долби » (до 2012 года носил название «Кодак»). Около 70 лет подряд церемония проводилась в конце марта—начале апреля. Однако, начиная с 2004 года, совет Академии сдвинул церемонию на конец февраля—начало марта, решив, что такое расписание в лучшей мере сохраняет интерес к церемонии среди других кинематографических премий и фестивалей .

Красная дорожка

Красная дорожка носит церемониальный характер, здесь проходит дефиле кинозвёзд, приглашённых на церемонию, и демонстрирующих драгоценности и наряды « от-кутюр ». Её длина — около 150 метров, ширина — около 10. Она состоит из нескольких рулонов, каждый весом 135 кг, а её общий вес — пять тонн. Ковёр доставляется к кинотеатру за четыре дня до церемонии на двух больших грузовиках. Чтобы расстелить дорожку, соединить между собой её части, скрыть стыки и разровнять, требуются 21 человек и два дня работы. Сразу после окончания церемонии дорожку начинают убирать — на это уходит всего 4 часа. В другое время года в пик туристического сезона на несколько дней перед кинотеатром расстилается дублёр Красной дорожки, куда разрешается проходить для фотографирования. Эту вольность в Лос-Анджелесе стали допускать, следуя примеру устроителей Каннского фестиваля .

Большие статуи «Оскара» высотой от 2,5 до 8 метров и весом до 550 килограммов, устанавливаемые вдоль красной ковровой дорожки, делаются из стекловолокна , облицованного тонкими листами алюминия и покрытого специальной жёлтой краской, которая лучше смотрится в свете софитов, чем золотая.

Критика

Несмотря на известность премии «Оскар» в кинематографическом мире, её политика и выбор неоднократно подвергались критике. Отмечается, что мнение голосующих членов Академии не всегда можно назвать беспристрастным, так как с началом сезона голосования они подвергаются давлению со стороны кинокомпаний в виде активной рекламной кампании фильмов-претендентов .

«Oscar bait» и жанровая предвзятость

Режиссёр Стив Маккуин со статуэткой «Лучший фильм», полученной за « 12 лет рабства ». Несколько членов киноакадемии признались, что голосовали за фильм из-за его темы, даже не посмотрев его.

Часто отмечают , что киноакадемия имеет ярко выраженные предпочтения по жанрам и темам. В связи с этим есть понятие oscar bait — фильм, снятый с расчётом на получение «Оскара» . На главные «Оскары», особенно за лучший фильм, чаще всего номинируют фильмы в жанре драмы . По статистике, 89 % «лучших фильмов» и 85 % номинантов относятся к нему . Особенно часто награждают биографические драмы . Начиная с 2010 года семь «лучших фильмов» были основаны на биографиях и реальных событиях, в 2015 и 2016 году такие картины даже составляли половину номинантов на лучший фильм, а в 2019-м и 2021-м — более половины ; актёров за такие фильмы тоже номинируют значительно чаще .

Картины же в таких жанрах как фантастика , ужасы , боевик , как правило, получают награды только за спецэффекты и иные технические достижения . Поэтому киноакадемию часто обвиняют в предвзятом отношении к этим жанрам. Среди победителей в номинации «Лучший фильм» за всю историю только одно классическое фэнтези: « Властелин колец: Возвращение короля » и нет классических научно-фантастических фильмов (также в двух недавних победителях, « Форма воды » и « Всё везде и сразу », есть фантастические элементы). Приключенческие фильмы , боевики или вестерны не выигрывали «Лучший фильм» с 1992 по 2022 годы (исключением опять же стал «Всё, везде и сразу»). Исторические эпосы, такие как «Бен-Гур» и «Гладиатор», в прошлом часто получали «Оскары», но в XXI веке окончательно уступили лидерство драмам и биографиям . Комедии часто получали «Оскары» в середине XX века, но в конце XX-начале XXI века почти исчезли из претендентов на лучший фильм .

Киноакадемики отдают предпочтение фильмам, рассказывающим о социальных проблемах, правах меньшинств, расизме, исторических трагедиях. Так, в 2014 году двое членов киноакадемии признались, что голосовали за фильм « 12 лет рабства » из-за его антирасистской темы, хотя сам фильм не видели . Холокост считается излюбленной темой киноакадемии : 21 фильм об этой трагедии получил «Оскар», 25 были номинированы . В 2010-е часты стали награждения и номинации фильмов, затрагивающих тему жизни чернокожих: « 12 лет рабства », « Лунный свет » и « Зелёная книга » завоевали награду «Лучший фильм», а супергеройский боевик « Чёрная пантера » неожиданно был на неё номинирован, хотя прежде ни один фильм в этом жанре такой чести не удостаивался.

Журнал The Hollywood Reporter в 2014 и 2015 году провёл анонимный опрос членов жюри «Оскара» и обнаружил, что большинство из них смотрит не все номинированные фильмы, а некоторые даже голосуют за фильмы, которые не смотрели .

Связь премии «Оскар» и кинопроката

Специалисты отмечают снижающийся уровень требований к номинантам, а также то, что финансовые показатели проката фильма оказывают влияние на голоса членов Академии. Победители и номинанты становятся калифами на час и не имеют вневременной ценности. Картины, которые должны быть отмечены вниманием Киноакадемии благодаря художественным достоинствам, оказываются незаслуженно забытыми . Для фильма получение «Оскара», как правило, приносит значительные прибыли. Выбор киноакадемии имеет большое значение для прокатной судьбы картины, а также последующих продаж на DVD / Blu-ray победа может означать разницу между прибылью и банкротством . После избрания картины « Артист » лауреатом премии, количество проданных билетов возросло на 41 %. Прокатный успех картины « Жизнь Пи » (около $593 млн), с весьма необычным сюжетом на грани артхауса , специалисты прямо связывают с успехами в гонке за «Оскарами» . По оценке Айры Калб ( CBS ), цена выигрыша в номинации «Лучший фильм» — это в среднем около $14 млн дополнительной выручки фильма . После того, как премию завоевал фильм « Влюблённый Шекспир », его кассовые сборы возросли ещё на 100 млн долларов.

Аналитикам известно, что индикатором успеха в борьбе за «Оскар» является предваряющая церемония вручения « Золотого глобуса ». Продюсер и журналист ( англ. ) из New York Times назвал «Золотой глобус» — «маркетинговым инструментом». Рекламный бюджет фильмов, ориентированный только на «Оскар», с 2000-х годов исчисляется миллионами долларов. Маркетинговый бюджет лидеров номинаций 2013 года картин « Линкольн » и « Операция „Арго“ », ориентированный конкретно на завоевание «Оскара», оценивался в 10 млн долларов .

Влиятельный критик Роджер Эберт так писал об «Оскаре»:

Весь процесс выбора пристрастен и зависим от успеха картины. Аутсайдеры кассовых сборов редко номинируются и никогда не выигрывают. Я потерял веру в «Оскар» в тот же год, когда стал критиком — в год, когда не выиграли « Бонни и Клайд »

интервью журналу Playboy

Рекорды премии

Вход в кинотеатр «Kodak Theatre»

Примечания

  1. (англ.) . 1tvnet.ru . Дата обращения: 23 ноября 2013. 27 ноября 2013 года.
  2. . РИА Новости (22 января 2009). Дата обращения: 23 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  3. Кьеран Тёрнер-Дэйв. (англ.) . The Independent (4 января 2013). Дата обращения: 23 ноября 2013. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  4. , p. 40.
  5. , p. 41.
  6. , p. 42.
  7. , p. 39.
  8. . 27 сентября 2007 года.
  9. , p. 49.
  10. , p. 50.
  11. . Дата обращения: 29 мая 2020. 27 января 2021 года.
  12. . 15 июля 2012 года. glavkinotorg.ru
  13. (15 февраля 2018). Дата обращения: 12 февраля 2019. 17 апреля 2018 года.
  14. от 10 ноября 2013 на Wayback Machine (Дата обращения: 18 января 2009)
  15. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // Vanity Fair
  16. от 9 сентября 2020 на Wayback Machine | Oscars.org | Academy of Motion Picture Arts and Sciences
  17. от 10 сентября 2020 на Wayback Machine // The New York Times
  18. Jim Hilliker. (англ.) . tripod.com (23 февраля 2012). Дата обращения: 29 февраля 2016. 18 января 2021 года.
  19. от 22 декабря 2013 на Wayback Machine (Дата обращения: 4 марта 2018)
  20. . Дата обращения: 26 марта 2020. 26 марта 2020 года.
  21. от 8 января 2011 на Wayback Machine (Дата обращения: 30 октября 2008)
  22. Rossman, Gabriel; Schilke, Oliver. (англ.) // (англ.) : journal. — 2014. — February ( vol. 79 , no. 1 ). — P. 86—108 . — doi : . 6 апреля 2016 года.
  23. Sullivan, Meg University of California, Los Angeles (14 января 2014). Дата обращения: 12 марта 2014. 24 июля 2014 года.
  24. BBC . от 28 апреля 2018 на Wayback Machine
  25. VanAirsdale, S.T. (2012-12-26). . Slate . из оригинала 4 марта 2014 . Дата обращения: 10 марта 2014 .
  26. . Дата обращения: 19 декабря 2016. 30 января 2017 года.
  27. . Дата обращения: 19 декабря 2016. 10 января 2010 года.
  28. от 11 июля 2021 на Wayback Machine | PEOPLE.com
  29. от 11 июля 2021 на Wayback Machine — The Wrap
  30. Мир фантастики . от 21 ноября 2016 на Wayback Machine
  31. IB Times. от 17 марта 2017 на Wayback Machine
  32. Dayle McClintock, Tor.com. от 16 мая 2017 на Wayback Machine
  33. The Huffington Post . от 20 декабря 2016 на Wayback Machine
  34. от 3 января 2017 на Wayback Machine . J. Hoberman, Special to the Los Angeles Times. February 19, 2012
  35. . Дата обращения: 2 января 2017. 5 февраля 2017 года.
  36. . Дата обращения: 2 января 2017. 3 января 2017 года.
  37. . Дата обращения: 2 января 2017. 3 января 2017 года.
  38. . Дата обращения: 21 апреля 2020. 23 апреля 2020 года.
  39. от 22 октября 2008 на Wayback Machine (Дата обращения: 30 октября 2008)
  40. от 15 июня 2013 на Wayback Machine (Дата обращения: 6 марта 2013)
  41. от 4 июля 2014 на Wayback Machine (Дата обращения: 6 марта 2013)
  42. от 4 июля 2013 на Wayback Machine (Дата обращения: 6 марта 2013)
  43. от 8 марта 2013 на Wayback Machine (Дата обращения: 6 марта 2013)
  44. (Дата обращения: 8 февраля 2010)

Литература

  • Эмануэль Леви. All About Oscar: The History and Politics of the Academy Awards. — The Continuum International Publishing Group, 2003.
  • Lundén E. C. Fashion on the Red Carpet A History of the Oscars®, Fashion and Globalisation : [ англ. ] . — Edinburgh University Press , 2021. — 272 p. — ISBN 978-1-4744-6180-1 .

Ссылки

ссылка на KML Оскар на Google Earth (1958—2008) (файл меток KMZ для Google Earth )

Источник —

Same as Оскар (кинопремия)