Маргарита Французская (королева Англии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я I ( 18 февраля 1516 , дворец Плацентия , Лондон — 17 ноября 1558 , Сент-Джеймсский дворец , Лондон ) — первая коронованная королева Англии и Ирландии с 1553 года, королева-консорт Испании с 16 января 1556 года, старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской . Также известна как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри , англ. Bloody Mary ), Мария Католичка .
Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине (есть памятник на родине мужа — в Испании ), её имя ассоциируется с кровавыми расправами, день её смерти (и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I ) отмечали в стране как национальный праздник. [ источник не указан 668 дней ]
До рождения Марии Тюдор все дети Генриха VIII и Екатерины Арагонской умирали во время внутриутробного развития или сразу после родов, и появление на свет здоровой девочки вызвало большую радость в королевской семье.
Девочку окрестили в монастырской церкви близ дворца Гринвич спустя три дня, нарекли её в честь любимой сестры Генриха — королевы Франции Марии Тюдор .
Первые два года жизни Мария переезжала из одного дворца в другой. Связано это было с эпидемией английского пота , которой опасался король, перебираясь все дальше и дальше от столицы.
Свита принцессы в эти годы состояла из леди-наставницы, четырёх нянек, прачки, капеллана, постельничего и штата придворных. Все они одевались в цвета Марии — голубой и зелёный.
К осени 1518 года эпидемия отступила, и двор возвратился в столицу и к своей привычной жизни .
В это время во Франции на престол вступил Франциск I . Ему не терпелось доказать свою силу и могущество, для чего он стремился заключить дружеский союз с Генрихом через брак Марии и французского дофина Франциска .
Переговоры завершились к осени 1518 года. Мария должна была выйти замуж по достижении дофином четырнадцатилетнего возраста. Среди условий было и такое: если у Генриха не появится наследника мужского пола, корону наследует Мария. Однако в такую возможность Генрих не верил, так как ещё надеялся на рождение сына (королева Екатерина была на последних сроках беременности), к тому же казалось немыслимым, что править страной будет женщина. Но в ноябре 1518 года Екатерина Арагонская родила мёртвого ребёнка, и Мария продолжала оставаться основной претенденткой на английский престол.
Детство Марии проходило в окружении большой свиты, соответствующей её положению. Однако родителей она видела весьма редко.
Её высокое положение слегка пошатнулось, когда любовница короля Элизабет Блаунт родила мальчика ( 1519 ). Его нарекли Генрихом , ребёнок был почитаем как имеющий королевское происхождение. Ему приставили свиту и даровали титулы, соответствующие наследнику престола.
План воспитания принцессы был составлен испанским гуманистом Вивесом . Принцесса должна была научиться правильно говорить, освоить грамматику и читать по-гречески и по- латыни . Огромное значение уделялось изучению творчества христианских поэтов, а ради развлечения ей рекомендовали читать рассказы о женщинах, пожертвовавших собой, — христианских святых и античных девах-воительницах . В свободное время она занималась верховой ездой и соколиной охотой. Однако в её образовании было одно упущение — Марию совершенно не готовили к управлению государством.
В июне 1522 года ко двору Генриха прибыл император Священной Римской империи Карл V . В честь него были устроены богатые празднества, к этой встрече готовились несколько месяцев. На ней был подписан договор о заключении помолвки между Марией и Карлом (помолвка с французским дофином была расторгнута).
Жених был старше невесты на шестнадцать лет (Марии в ту пору было только шесть). Однако если Карл воспринимал этот союз как дипломатический шаг, то Мария испытывала к своему жениху романтические чувства и даже посылала ему небольшие подарки.
В 1525 году , когда стало понятно, что Екатерина не сможет родить наследника, Генрих всерьёз задумался о том, кто станет следующим королём или королевой. Если его незаконнорождённому сыну были дарованы титулы раньше, то Мария получила титул принцессы Уэльской . Этот титул всегда носил наследник английского престола. Теперь ей необходимо было осуществлять управление своими новыми владениями на месте.
Уэльс ещё не был частью Англии, а только зависимой территорией. Управлять ею было задачей не из простых, так как валлийцы считали англичан завоевателями и ненавидели их. Принцесса выехала в свои новые владения в конце лета 1525 года с огромной свитой. Её резиденция в Ладлоу представляла королевский двор в миниатюре. На Марию были возложены обязанности творить правосудие и выполнять церемониальные функции.
В 1527 году Генрих поостыл в своей любви к Карлу. Помолвка между ним и Марией была расторгнута незадолго до отъезда Марии в Уэльс. Теперь его интересовал союз с Францией. Марию можно было предложить в жёны самому Франциску I или одному из его сыновей. Мария вернулась в Лондон. Она достаточно подросла, чтобы блистать на балах.
Летом 1527 года Генрих решил аннулировать брак с Екатериной, Мария при этом становилась незаконной дочерью короля и теряла свои права на корону.
Следующие несколько лет Мария была для Генриха средством давления на королеву, Екатерина не признавала недействительности брака, а Генрих, угрожая ей, не позволял видеться с дочерью.
После самовольного развода Генриха жизнь Марии нисколько не улучшилась. Он вновь женился, его новой супругой стала Анна Болейн , а Мария была отправлена на услужение к мачехе, которая пыталась наладить отношения с падчерицей, но всякий раз получала отказ. Но вскоре Анна Болейн была казнена за ложную супружескую измену и Генрих VIII взял в жёны тихую и спокойную Джейн Сеймур . Она родила королю сына Эдуарда , но вскоре умерла от родильной горячки.
Теперь король менял жён очень быстро. После Джейн была Анна Клевская , затем Екатерина Говард , а последней — Екатерина Парр . Жизнь Марии теперь зависела от того, какие отношения складывались у неё с новыми жёнами короля.
После смерти Генриха Мария всё ещё не была замужем, хотя ей исполнился 31 год. Она была второй претенденткой на престол после Эдуарда — сына Генриха и Джейн Сеймур. Эдуарду было девять, когда он взошёл на престол. Он был слабым и болезненным мальчиком. Регентами при нём стали герцог Сомерсет и . Они опасались, что в случае, если Мария выйдет замуж, то с помощью супруга попробует захватить престол. Её старались держать вдали от двора и всячески настраивали малолетнего короля против старшей сестры.
Основной зацепкой для трений было нежелание Марии — преданной католички — переходить в протестантскую веру , которую исповедовал король Эдуард.
В начале 1553 года у Эдуарда обнаружились симптомы прогрессирующей стадии туберкулёза . Ослабевшего подростка заставили подписать закон о наследии. По нему королевой становилась Джейн Грей , старшая дочь герцога Саффолка . Мария и её единокровная сестра Елизавета — дочь Анны Болейн — из претендентов на престол исключались.
После смерти Эдуарда королевой действительно стала шестнадцатилетняя Джейн Грей . Во время кризиса престолонаследия Мария сумела избежать расправы и бежала в Восточную Англию. Военная операция против Марии не увенчалась успехом. Джейн Грей не имела широкой поддержки в английской элите и сумела удержаться на троне всего 9 дней, после чего корона перешла к Марии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генрих VII
1457—1509 |
|
Елизавета
Йоркская 1466—1503 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Яков IV
Стюарт 1473—1513 |
|
Маргарита
Тюдор 1489—1541 |
|
Арчибальд
Дуглас 1489—1557 |
|
Артур
Тюдор 1486—1502 |
|
Екатерина
Арагонская 1485—1536 |
|
Генрих VIII
1491—1547 |
|
Анна
Болейн ок.1507—1536 |
|
Джейн
Сеймур ок.1508—1537 |
|
|
|
Мария
Тюдор 1496—1533 |
|
Чарльз
Брэндон ок.1484—1545 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мария
де Гиз 1515—1560 |
|
Яков V
Стюарт 1512—1542 |
|
Маргарита
Дуглас 1515—1578 |
|
Мэтью
Стюарт 1516—1571 |
|
|
|
|
|
1516—1558 |
|
Елизавета I
1533—1603 |
|
Эдуард VI
1537—1553 |
|
Фрэнсис
Брэндон 1517—1559 |
|
Генри
Грей 1517—1554 |
|
Элеонора
Брэндон 1519—1547 |
|
Генри
Клиффорд 1517—1570 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Мария
Стюарт 1542—1587 |
|
|
|
|
|
Генри Стюарт
(лорд Дарнли) 1545—1567 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Джейн
Грей ок.1537—1554 |
|
Катерина
Грей 1540—1568 |
|
Мария
Грей ок.1545—1578 |
|
Маргарита
Клиффорд 1540—1596 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Яков VI Стюарт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: Наследники Эдуарда VI по завещанию Генриха VIII: первой очереди второй очереди. Скончавшиеся по 6 июля 1553 года включительно и их супруги
После правления Генриха VIII, объявившего себя главой Церкви и отлучённого папой римским, в стране было разрушено больше половины церквей и монастырей. После Эдуарда, чьи приближённые разворовали казну, на долю Марии выпала сложная задача. Ей досталась бедная страна, которую необходимо было возрождать из нищеты.
За первые полгода на престоле Мария казнила 16-летнюю Джейн Грей, её мужа, Гилфорда Дадли , отца, Генри Грея , и свёкра — Джона Дадли . Будучи по натуре не склонной к жестокости, Мария долго не могла решиться отправить на плаху свою родственницу. Мария понимала, что Джейн была лишь пешкой в чужих руках и вовсе не стремилась стать королевой. Вначале суд над Джейн Грей и её мужем планировался как пустая формальность — Мария рассчитывала сразу же помиловать молодую чету. Но судьбу «королевы девяти дней» решил начавшийся в январе 1554 года мятеж Томаса Уайатта . Джейн Грей и Гилфорд Дадли были обезглавлены в Тауэре 12 февраля 1554 года.
Она вновь приблизила к себе тех людей, которые совсем недавно были против неё, зная, что они в состоянии помочь ей в управлении страной. Она начала восстановление в государстве католической веры, реконструкцию монастырей. Вместе с тем на период её правления пришлось большое число казней протестантов.
С февраля 1555 года в Англии запылали костры. Всего было сожжено около трёхсот человек, среди них ярые протестанты, иерархи церкви — Кранмер , Ридли, Латимер и другие, на совести которых была как Реформация в Англии, так и раскол внутри страны. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед костром, соглашался принять католичество. Впоследствии в правление Елизаветы I было придумано прозвище её сестре — Мария Кровавая.
Летом 1554 года Мария вышла замуж за Филиппа — сына Карла V . Он был на двенадцать лет моложе своей жены. По брачному договору, Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рождённые от этого брака, становились наследниками английского трона. В случае преждевременной смерти королевы Филипп должен был вернуться назад в Испанию.
Народ невзлюбил нового мужа королевы. Хотя королева пыталась через парламент провести решение о том, чтобы считать Филиппа королём Англии, но парламент ей в этом отказал.
Испанский король был напыщен и высокомерен; свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. На улицах стали происходить кровавые стычки между англичанами и испанцами.
В 1557 году в Европу пришла «лихорадка» ( англ. ague или fever ) вирусной природы , ставшая самой страшной эпидемией XVI столетия . В Англии её пик, сопоставимый по смертности с потерями от чёрной смерти , пришёлся на осень урожайного 1558 года: на южном побережье страны «лихорадкой» переболело более половины населения . Известные тогда чума и английский пот поражали людей быстро и беспощадно; новая болезнь была длительной, вялотекущей, а её исход — непредсказуемым . Смертность была особенно велика среди приезжих из континентальной Европы, дворянства и духовенства , а самыми известными жертвами «лихорадки» стали кардинал Поул и сама королева .
В конце августа 1558 года от «лихорадки» слегла двадцатилетняя камеристка Марии (будущая герцогиня Фериа), а когда она выздоровела — пришёл черёд Марии . С первыми проявлениями болезни королева удалилась в Сент-Джеймсский дворец . Современные историки описывают течение болезни по-разному: Дэвид Лодс считает, что после августовского приступа наступила ремиссия , за которой в октябре последовало смертельное обострение ; Линда Портер считает, что Мария медленно и неотвратимо угасала в течение всей осени . К концу октября она слегла окончательно и поняла, что ей не выжить . Люди, на которых она обычно опиралась, уже не могли помочь ей: кардинал Поул страдал той же «лихорадкой», а в октябре в Лондон пришли вести о смерти Карла V и его сестры . Филипп, занятый похоронами отца и войной во Фландрии , помочь нелюбимой супруге не мог, да и не собирался: его интересовала лишь бескровная передача английской короны Елизавете и сохранение дружественных отношений с новой королевой .
Несмотря на упадок сил и вражду с сестрой, Мария тоже беспокоилась за судьбу страны . 28 октября она утвердила завещание в пользу пока не называемой преемницы и отрешила Филиппа от каких-либо прав на Англию . 8 ноября, когда Мария уже впала в бессознательное состояние, её посланники передали Елизавете устное благословение королевы . Рано утром 17 ноября Мария ненадолго пришла в сознание, отслушала католическую мессу и вскоре тихо скончалась . В тот же день, узнав о смерти королевы, умер и кардинал Поул .
По другим версиям, Мария I cкончалась от метастазов рака брюшной полости (кишечника или матки), по своей терминальной стадии течения и клинической картины заболевания похожих на умирание от свирепствовавшей тогда в Англии "лихорадки", и было ошибочно принято эскулапами как "смерть от инфекции". [ источник не указан 509 дней ]
Спустя два часа после кончины Марии, был созван парламент с объявлением о том, что Елизавета сейчас является «королевой сего королевства».
Елизавета, поддерживаемая знатью и парламентом , немедленно приняла управление страной. Тщательно спланированная и организованная церемония похорон Марии, стоившая казне 7763 фунта , состоялась лишь 13—14 декабря 1558 года . Гроб захоронили в капелле Генриха VII Вестминстерского аббатства . В 1606 году по воле Якова I в ту же могилу перезахоронили скончавшуюся в 1603 году Елизавету , и с тех пор единокровные сёстры лежат под одним надгробием, на котором установлена единственная скульптура — Елизаветы . Латинская эпитафия на могиле гласит: «Союзницы на троне и в могиле, сёстры Елизавета и Мария лежат здесь в надежде на воскрешение» ( лат. Regno consortes et urna, hic obdormimus Elizabetha et Maria sorores, in spe resurrectionis ) .
В молодости Марию Тюдор изображали Ганс Гольбейн-младший и «Мастер Джон» , в 1550 году , в период её правления — Ганс Эворт , написавший три разных портрета, и Антонис Мор . В отличие от многочисленных , выполненных в броском национальном английском стиле, портреты Эворта и Мора в той или иное мере воспроизводят манеру Тициана и принадлежат не новому времени , но уже завершающейся эпохе Возрождения .
Самый ранний из надёжно атрибутированных портретов Марии написал в 1544 году «мастер Джон». На этом портрете 28-летняя Мария всё ещё красива, но её лучшие годы уже позади. Невыразительные глаза, опущенные вниз уголки рта — признаки душевных страданий, перенесённых в 1530-е годы . Эти же черты, запечатлённые на позднейших портретах, определили восприятие образа Марии историками. Джеффри Элтон считал, что на них изображена «желчная и ограниченная» женщина, полная противоположность своим отцу и сестре . Пенри Уильямс писал, что Мария Эворта и Мора — «хмурая, блёклая и подавленная [женщина], лишённая искры образа Божия » и королевского величия ; это «обыкновенная женщина, способная завоевать наши симпатии, но не внушающая почтения» .
Самым выразительным из прижизненных изображений королевы является портрет в технике кьяроскуро , написанный Антонисом Мором по заказу Карла V в 1554 году, вскоре после бракосочетания с Филиппом (в 1557 году этот портрет был воспроизведён в анонимном парном изображении Филиппа и Марии ). Мор, придворный живописец Карла и Филиппа, не был ничем связан с английским обществом и не был заинтересован в лакировке образа Марии; вероятно, что натурализм его картины была продиктован самим заказчиком . На портрете Мора Мария, уже немолодая женщина, сидит в естественной позе, её лицо ярко освещено, черты лица — неправильные . Брошь на шее Марии, украшенная — свадебный подарок Габсбургов, роза в её правой руке — эмблема дома Тюдоров и одновременно эмблема девы Марии , а потому, возможно, и намёк на ожидаемую беременность королевы . Если это предположение верно, то Мария на этом портрете — не самостоятельный правитель, а лишь супруга короля из дома Габсбургов .
В правление Марии ходили лубочные карикатуры, изображавшие «кровавую» королеву в образе самки со множеством сосков, выкармливающих епископов, попов и испанцев . Историк XVIII века Томас Карт писал, что в дома вельмож и самой королевы тайно подбрасывали прокламации, на которой Мария была изображена «голой, тощей, морщинистой и усохшей, с дряблыми и невероятно отвисшими грудями…» Анонимные авторы поясняли читателю, что королева выглядит так потому, что толпящиеся у трона испанцы обобрали её, оставив лишь кожу да кости .
Прижизненные скульптурные портреты Марии в профиль выполнил придворный медальер Габсбургов ( исп. Jacome da Trezzo, Jacometrezzo ), приезжавший в Лондон в 1554 году . Дошла до наших дней и погребальная эффигия Марии . Деревянная голова этой эффигии выставлена в постоянной экспозиции Вестминстерского аббатства .