Гамс, Вальтер
- 1 year ago
- 0
- 0
Вальтер Одингто́н , правильней О́дингтон ( англ. Walter Odington , лат. Walterus de Otyngton monachus ; годы расцвета 1298—1316) — английский теоретик музыки, астроном, математик и алхимик.
Трактат «Сумма теории музыки» ( лат. Summa de speculatione musicae , между 1298 и 1316 гг.) — самый обстоятельный и систематически организованный английский трактат о музыке периода Ars antiqua . Одингтон традиционно опирается на позднеантичных и раннесредневековых теоретиков ( Боэций , Кассиодор , Исидор ), но также показывает себя как знаток музыкальной теории высокого средневековья, в том числе трактатов Аврелиана из Реоме , Гвидо Аретинского , Иоанна де Гарландии и Франко Кёльнского . Он также цитирует философские труды Аделарда Батского и (в латинском переводе) Авиценны .
Трактат о музыке состоит из шести частей. Первая и вторая части посвящены математическим основам гармонии — определению музыкальных интервалов и микроинтервалов (в том числе коммы ) в духе «Арифметики» и «Музыки» Боэция. Интерес представляет обсуждение (во второй части) большой и малой терций, в терминологии Одингтона — дитона и полудитона . Исследователь обращает внимание на близость их чисел простым отношениям 5:4 и 6:5, вследствие чего, как он заверяет, оба интервала зачастую считают консонансами (symphoniae) и интонируют акустически чисто.
Третья, органологическая , часть трактата посвящена конструированию, настройке и практическому испытанию монохорда , органа и колоколов. В четвёртой части обсуждаются проблемы модальной ритмики и нотации . Соотношение долгой и краткой длительностей в различных ритмических модусах Одингтон сравнивает с античными стопами — трохеем, ямбом, анапестом и т.д.
Пятая часть посвящена григорианской монодии , в особенности церковным тонам . В конце её Одингтон приводит тонарий , восходящий к местной Сарумской традиции церковного пения. Шестая, заключительная, часть отведена технике многоголосной композиции (в терминологии Одингтона «дисканта») — особенно ритмике, гармонии, контрапункту. Одингтон описывает длительности в диапазоне от двойной лонги до «минуты» (minuta — третья часть семибревиса), плику, ритмическую альтерацию, лигатуры, паузы, обсуждает проблему нотации «немензурных» ритмических групп (вводит особую графему parvulus circulus) и другие специфические темы мензуральной ритмики . Одингтон приводит примеры популярных в Ars antiqua жанров (континентальной) многоголосной музыки — органума , мотета , кондукта , а также обсуждает технику гокета и копулы. Особое внимание он уделяет трёхголосному ронделю , специфическому для английской полифонии XIII века .
Среди других трудов Одингтона алхимический трактат «Ycocedron», астрономический «Declaratio motus octavae spherae», грамматический «Ars metrica Walteri de Evesham», геометрический «Liber quintus geometriae per numeros loco quantitatum» и др.
Влияние Одингтона отмечается в английской теории музыки XIV — XV веков, в том числе в «Правилах» Роберта де Хандло, «Бревиарии» Вильгельма (Willelmus) и в «Четырех началах» Псевдо-Тунстеда (он же, возможно, John of Tewkesbury).