Interested Article - Спасо-Евфимиев монастырь

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви , расположенный в северной части Суздаля , на левом берегу реки Каменки .

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

В связке с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО . Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника .

Близ восточной стены Спасо-Преображенского собора предположительно находится могила князя Дмитрия Пожарского . В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым

памятник архитектуры (федеральный)

История

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского .

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III , его сыном Иваном , князьями Пожарскими и др.

У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда ). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл , позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским .

Упоминается в Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским . Князь-эмигрант пишет царю: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны» .

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (1550-е —1560-е гг.) — монументален и строг; о традициях белокаменной архитектуры Суздаля XIII века (о Рождественском соборе Кремля ) напоминает аркатурный пояс на фасаде; впрочем, аркатурный пояс присутствует и в соборе суздальского Покровского монастыря (1510—1518). Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич , а 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых — император Николай II с великими княжнами Ольгой , Татьяной , Марией и Анастасией .

Монастырская тюрьма

Мемориальные таблички в Спасо-Евфимиевом монастыре

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» . Она была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий . Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права, рассматривавшиеся Синодом как сектанты.

С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов , который здесь и умер.

В 1826 году по Высочайшему указанию в монастыре был заточён предсказатель Авель (Васильев) . Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви .

В 1827 году «за некоторые неблаговидные поступки» архимандрит Амфилохий отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где и прожил безвыходно 40 лет.

В 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской .

Двор тюремного корпуса

Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин , в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа . В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители . Некоторые, как , умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения ; другие, как Аркадий (Дорофеев) (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон (Дураков) и Геннадий (Беляев) , были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Лев Толстой .

С 1892 по 1903 год в тюрьме содержался Василий Подгорный, основатель секты подгорновцев .

С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов .

С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв , похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 года .

С 1898 по 1901 год в тюрьме содержался перешедший в католицизм православный священник Алексей Зерчанинов .

В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков , основатель движения чуриковцев .

Советский период

В 1923—1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий , обновленческий «епископ» Александр Боярский , экономисты Николай Кондратьев , Леонид Юровский , коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский , Мартемьян Рютин , Лазарь Шацкин , Иван Смирнов .

В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой , которые были взяты под стражу после Польского похода РККА . В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь , в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта , итальянской , румынской , венгерской и испанской ( Голубая дивизия ) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса .

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь стал музеем .

Архитектурный ансамбль

Спасо-Преображенский собор
  • Спасо-Преображенский собор (1550-е — 1560-е годы)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)
Проездная башня монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями , бойницами и амбразурами . Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты . Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками , карнизами , поясками — декоративными элементами русского узорочья . Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками ; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь , построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля , в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами , украшены по периметру аркатурно -колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей , а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью ещё в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись, поновленная в середине XIX маслом.

Монастырская звонница

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах . В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, в которые в начале каждого часа звонит профессиональный звонарь.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь , сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа « восьмерик на четверике », увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников . Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов , опирающихся на центральный столп .

Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей- гульбищем , опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты . Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Братский корпус

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус , построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова , самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская больничная церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами , простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои. Никольская церковь подверглась реставрации в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов .

В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился .

Примечания

  1. от 7 апреля 2014 на Wayback Machine .
  2. // diletant.media. 9 февраля 2019 года.
  3. от 7 апреля 2014 на Wayback Machine .
  4. Крашенинникова Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 125—126. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  5. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  6. (недоступная ссылка)
  7. Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крипости. — М., 1908.
  8. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 29 мая 2013 года.
  9. . Дата обращения: 22 июля 2010. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
  10. Информация со стенда в монастыре.

Литература

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 633-007
• •
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2010. — Вып. 18. — С. 84—95.
  • Баталов А. Л. // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Материалы научно-практической конференции (15-16 октября 2002 г.). Владимир — Суздаль, 2003. С. 40-50.
  • Пругавин А. С. . — М. , 1905. — 120 с.
  • Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. — М. : Северный паломник, 2006. — 111 с.
  • Бочков П. В. Представители епископата Белокриницкой иерархии — узники тюрьмы Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря // Старообрядчество. — М., 2023. — Т. 1. № 1. — С. 94 — 111.

Ссылки

  • на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
  • . на сайте sobory.ru .
  • . Православная энциклопедия «Азбука веры» .
Источник —

Same as Спасо-Евфимиев монастырь