Interested Article - Тиштрия

Тиштрия (Tištrya, авест. 𐬙𐬌𐬱𐬙𐬭𐬌𐬌𐬀 ) или — название на авестийском языке зороастрийского доброжелательного божества, связанного с приносящими жизнь ливнями и плодородием. Тиштрия — это Тир в средне- и современном персидском. Этому божеству посвящён один из поздних гимнов Авесты — «Тиштр Яшт» (Tištar Yašt).

Роль в мифологии

Как видно из архаичного контекста, в котором Тиштрия фигурирует в текстах Авесты, божество почти наверняка имеет индоиранское происхождение. Тиштрия отождествляется со звездой Сириус . Возможно, ведический персонаж Тишья (Tiṣya) соответствует авестийскому Тиштрии. Одна из предложенных этимологий этого имени, основанная на ведийском предании о Тишье, предполагает связь между Сириусом-Тиштрией и поясом Ориона: ведийский Тишья пускает стрелу (пояс Ориона) в божество Праджапати ; поэтому Тиштрия может выводиться из индоевропейского *tri-str-o-m «группа из трёх звёзд» .

В гимне Авесты Тиштрия участвует в космической борьбе против демона , приносящего засуху. Согласно мифу, в облике с золотыми ушами и уздечкой бог сражался с демоном, который, напротив, принял форму страшного чёрного коня. Перед сражением Тиштрия принял три разных облика: пятнадцатилетнего юноши, быка с золотыми рогами, и, наконец, чисто-белого коня. Вскоре Апаоша одержал верх над Тиштрией, который был ослаблен из-за отсутствия достаточного количества молитв и жертв от человечества. Язаты продолжили взывать к Создателю Ахура Мазде , который сам затем вмешался, принеся жертву Тиштрии. Вдохновленный силой, принесённой этой жертвой, Тиштрия смог победить Апаошу и дожди оросили иссохшие поля и пастбища . Эта история служит для того, чтобы подчеркнуть важность жертвоприношений в религиозной традиции.

Ещё одним деянием Тиштрии считалась победа над демоницами (pairikā), в том числе над ведьмой по имени «Дужьярья» (Dužyāiryā), имя которой переводится, как «плохой год» или «плохая жатва» .

В пехлевийских источниках Тиштрия фигурирует как повелитель звёзд восточной стороны неба, в том числе созвездия Малого Пса, которое именовалось «Тиштрияэни» (Tištryaēnī) и Плеяд; над западом господствовал Ванант ( Вега ), над югом — Сатавайса ( Антарес ), над севером — Хаптоиринга ( Большая Медведица ) .

В зороастрийском религиозном календаре 13-й день месяца и 4-й месяц года посвящены Тиштрии/Тиру. В иранском гражданском календаре , который наследует названия своих месяцев от зороастрийского календаря, четвёртый месяц также называется Тир.

В течение Ахеменидского периода Тиштрия был объединён с семитским Набу-Тири, который также был связан с Сириусом . Праздник Тирган , ранее связанный с божеством *Тири (реконструированное название), был также ассоциирован с Тиштрией . В эллинский период Тиштрия стал ассоциироваться с пифийским Аполлоном , покровителем Дельф и, следовательно, с божеством оракулов.

Примечания

  1. Antonio Panaino. (англ.) . Encyclopaedia Iranica (20 июля 2005). Дата обращения: 15 мая 2023. 15 мая 2023 года.
  2. Boyce, Mary (1975). A History of Zoroastrianism, The Early Period. Nederland: Brill, repr. 2015.P. 77-78.
  3. The Cambridge History of Iran. Cambridge University Press, 1968. P. 803.

Ссылки

Литература

  • Boyce, Mary (1975). A History of Zoroastrianism, The Early Period. Nederland: Brill, repr. 2015.
  • Boyce, Mary (1982). История зороастризма, вып. II . Лейден/Кёльн: Брилл.
  • Хиннеллс, Джон Р. (1997). Библиотека мировых мифов и легенд: персидская мифология
  • A. Panaino, Tištrya. Part. I. The Avestan Hymn to Sirius, Rome, 1990; Tištrya. Part. II. The Iranian Myth of the Sirius, Rome, 1995.
Источник —

Same as Тиштрия