Interested Article - Школа Чистой земли

Будда Амитабха , XII век , Камакура , Япония .

Школа Чистой земли ( кит. Цзинту-цзун , 淨土宗; яп. Дзё̄до-сю̄ , 浄土宗; кор. Чонтхо-чон , 정토종; вьетн. Тинь До Тонг , Tịnh Độ Tông ; в европейской литературе иногда «амидаизм») — наиболее популярное течение дальневосточной Махаяны . В основе учения этой школы лежит вера в спасительную силу Будды Амитабхи ( Амитаюса ), некогда поклявшегося даровать рождение в своей Чистой земле Сукхавати всякому верующему в него и призывающему его имя.

История распространения

Школа Чистой земли первоначально зародилась в Китае . Её предтечей можно считать общество Белого Лотоса ( кит. Бай лянь шэ 白蓮社), созданное в 402 году Хуэйюанем и его последователями с целью почитания Будды Амитабхи и совместного обретения рождения в его западной Чистой Земле Сукхавати. После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась .

В V VI веках активным проповедником культа Будды Амитабхи был монах Таньлуань. Хотя на родине его деятельность была вскоре забыта, сочинения Таньлуаня со временем получили большую популярность в Японии, где он был посмертно провозглашён первым патриархом школы Чистой земли .

Фактическим основателем школы Чистой земли в Китае может считаться монах Шаньдао ( 613 681 ). В 641 году он встретился с наставником Даочо, который впервые проповедовал ему сутры, посвящённые почитанию Будды Амитабхи, после чего Шаньдао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы, находившемся в столице Чанъань .

Школа Чистой земли благополучно перенесла антибуддийские гонения годов Хуэй-чан ( 841 845 ) благодаря тому, что она не была исключительно монашеской и активно привлекала мирян к религиозной деятельности. После этого она, наряду со школой Чань , превратилась в одно из двух ведущих направлений китайского буддизма. Окончательное организационное оформление этой школы в Китае относится к XIII веку . Данная школа пользуется широкой популярностью среди китайских буддистов вплоть до наших дней.

Проникновение культа Будды Амитабхи в Корею связано с именем наставника Пальджина, который в 758 785 гг. провёл затворничество сроком в десять тысяч дней, посвящённое этому Будде . Хотя поклонение Будде Амитабхе получило большую популярность среди корейских буддистов , школа Чистой земли не приобрела в Корее большого политического влияния.

Иная ситуация сложилась в Японии , где школа Чистой земли исторически играла заметную общественную роль. Распространение учения этой школы началось на самой ранней стадии проникновения буддизма в страну . Одним из известных проповедников, популяризовавших среди населения культ Будды Амитабхи, был монах Куя ( 903 972 ), который учил людей «[сопровождаемому] танцем памятованию о Будде» ( яп. одори-нэмбуцу 踊り念仏). Становление школы Чистой земли как самостоятельного направления буддизма, однако, произошло только в XII веке и связано с именем монаха Хонэна ( 1133 1212 ), основателя школы Дзёдо-сю . В начале XIII века из Дзёдо-сю выделилась Дзёдо-синсю — «Истинная школа Чистой Земли», созданная Синраном ( 1173 1262 ). Эта школа получила широкое распространение среди крестьян и со временем превратилась в мощную политическую силу — в частности, под её руководством в XV веке в Японии проходили крестьянские восстания икко-икки . В настоящее время эта школа наряду со своим давним оппонентом — школой Нитирэн -сю, которая исторически пользовалась популярностью среди городского населения, принадлежит к числу ведущих буддийских школ Японии .

Школа Чистой Земли также существует во Вьетнаме , где является одной из доминирующих .

В настоящее время эта школа получила распространение на Западе (прежде всего в США Гавайи , Калифорния ), преимущественно в японской форме Дзёдо-синсю. Вначале её носителями были в основном представители японской и китайской диаспоры , но позднее к школе стали примыкать и представители иных этноконфессиональных групп .

Обзор учения

Доктринальную основу школы Чистой земли составляют три сутры , известные под общим названием «Трёхчастный канон Чистой земли» (кит. Цзинту сань бу цзин 淨土三部經): « Большая Сукхавативьюха сутра », « Малая Сукхавативьюха сутра » и « Амитаюрдхьяна сутра ». Эти канонические тексты, переведённые на китайский язык в III V веках , содержат описание Чистой земли Будды Амитабхи (Амитаюса) и наставления о том, как можно обрести там рождение.

Особая популярность, которую получил на Дальнем Востоке культ Будды Амитабхи, была обусловлена, прежде всего, ясностью и определённостью поставленной в рамках этого культа религиозной цели, которая была равно притягательна как для монахов, так и для мирян. Кроме того, доктрина школы Чистой земли имела (хотя бы внешне) определённые точки соприкосновения с традиционной дальневосточной культурой: так, западное направление издревле ассоциировалось в Китае с блаженной страной богини Сиванму , где растут персики бессмертия, а безграничность жизненного срока Будды Амитабхи (Амитаюса) и обитателей его Чистой земли была созвучна такому важнейшему идеалу национальной китайской религии, как долголетие ( кит. шоу 壽) .

Проповедованное в этих сутрах Буддой Шакьямуни учение о пути к освобождению из мира страданий через веру в Будду Амитабху и призывание его имени находится в русле общемахаянских представлений о великой спасительной силе памятования ( кит. нянь 念) о различных Буддах и бодхисаттвах . В школе Чистой земли, однако, эта идея была доведена до своего полного логического развития. Последователи этой школы подчёркивают, что освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — Будды Амитабхи, почему эту школу и называют школой «сил другого» ( кит. та ли 他力), в отличие от прочих школ — школ «собственных сил» ( кит. цзы ли 自力). Необходимость опоры на силы Будды Амитабхи объясняется последователями этой школы исходя из принципа угасания способностей существ в эпоху «конца Учения» , когда люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги , поэтому им остаётся лишь возложить все свои надежды на спасительную силу сострадания Амитабхи . Эта концепция нашла наивысшее выражение в учении японского наставника Синрана, основателя школы Дзёдо-синсю, который подчёркивал особую роль веры в Амитабху как личного спасителя каждого человека и придавал исключительное значение восемнадцатому обету Будды Амитабхи, то есть его клятве спасти всех, кто десятикратно призовёт его имя. Этим был обусловлен более «мирской» характер Дзёдо-синсю по сравнению с общедальневосточной традицией: Синран дозволял даже монахам иметь семью и есть мясо, поскольку всё это не имело значения по сравнению с верой в Будду Амитабху и его спасительные обеты .

Виды религиозных практик

Главной формой религиозной практики школы Чистой земли является памятование о Будде ( кит. няньфо , 念佛; яп. нэмбуцу , 念仏; кор. ёмбуль , 염불), под которым обычно подразумевается повторение молитвенной формулы «Принимаю прибежище в Будде Амитабхе» ( кит. Намо Амито-фо , 南無阿彌陀佛; яп. Наму Амида-буцу , 南無阿弥陀仏; кор. Наму Амитха-пуль , 나무아미타불; вьетн. Нам Мо А Зи Да Фат , Nam Mô A Di Ðà Phât ). Минимальное число повторений этой формулы равняется десяти, что обосновывается ссылкой на восемнадцатый обет Будды Амитабхи, гласящий:

«Когда я обрету [состояние] Будды, то, если [обитающие] в десяти направлениях живые существа всем сердцем [исполнятся] веры и радости, возжелают родиться в моей стране и [свершат] хотя бы десять памятований [обо мне], [но] не родятся [в моей стране] — да не достигну [я] совершенного пробуждения» .

Хотя для обретения перерождения в Чистой земле достаточно десятикратного произнесения этих слов, многие последователи школы Чистой земли стремятся прочесть эту молитвенную формулу возможно большее число раз.

В монашеской практике памятование о Будде могло дополняться шестнадцатью видами созерцания (визуализации) Чистой Земли, подробно описанными в « Амитаюрдхьяна сутре ».

В позднесредневековой китайской традиции наблюдалось сближение практик школ Чань и Чистой земли: чаньские наставники рекомендовали своим ученикам повторение имени Будды Амитабхи, а последователи школы Чистой земли, в свою очередь, заимствовали отдельные элементы психотехники Чань .

См. также

Примечания

  1. , с. 200–201.
  2. ↑ , с. 201.
  3. , с. 742.
  4. , с. 78–79.
  5. , с. 201.
  6. ↑ , с. 203.
  7. , p. 94.
  8. , с. 203–204.
  9. , с. 23–24.
  10. , с. 22–23.
  11. Согласно доктрине этой школы (и некоторых других направлений буддизма в Китае), вся история буддизма делится на периоды «истинного Учения» (первые 500 лет после нирваны Будды), «Учения, лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет) и «конца Учения» (следующие 1000 лет).
  12. Аналогичным образом обосновывал исключительную важность повторения мантры « Сутры Лотоса » и один из главных оппонентов школы Чистой Земли — японский монах XIII века Нитирэн .
  13. , с. 202.
  14. , с. 74.
  15. , с. 202–203.

Литература

  • / Андросов В. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 609. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  • Буддизм в Японии / [отв. ред. Т. П. Григорьева ]. — Москва: Наука , 1993. — 701, [3] с. — ISBN 5-02-017607-9 .
  • Бухаев Ю. Г. Амидаизм в традиционной японской культуре: (Историко-этнографическое исследование). Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. — М. , 1991.
  • Ирён . Оставшиеся сведения [о] трёх государствах (Самгук юса) / пер. с ханмуна, вступ. ст., коммент. и указ. Ю. В. Болтач. — СПб. : ИД «Гиперион», 2018. — 894, [2] с. — ISBN 978-5-89332-310-8 .
  • Кабанов А. М. Амидаистская практика нянь-фо в чань-буддизме // Общество и государство в Китае. XVII научная конференция. Ч. 1. — М. : Наука , 1986. — С. 156–161.
  • Климов B. Ю. // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Сост. М. И. Воробьева-Десятовская , Е. П. Островская. Редактор Т. В. Ермакова. — СПб. , 2011. — С. 38—55. — 320 с.
  • Козловский Ю. Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья // Буддийская философия в средневековой Японии / Отв. ред. Ю. Б. Козловский. — М. : Янус-К, 1998. — С. 17—29. — 392 с. — ISBN 5-86218-352-3 .
  • Макарова О. И. Искусство амидаизма // История японской культуры: учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Н. Мещеряков . — М. : Наталис, 2011. — С. 225—228. — 368 с. — ISBN 978-5-8062-0339-8 .
  • Малзурова Э. Л.-Д. Учение амидаизма в дальневосточном буддизме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Улан-Удэ, 2007. — 123 с.
  • Маслов А. А. , Торчинов Е. А. // Духовная культура Китая : энциклопедия: в 5 т. Т. 1. Философия / Гл. ред. М. Л. Титаренко . — М. : Восточная литература , 2006. — С. 532—535. — 727 с.
  • Проповедованная Буддой сутра Амитаюса ( Фо шо Уляншоу цзин ) : «Большая Сукхавативьюха сутра» в китайском переводе Кан Сэнкая / пер. с кит., вступ. статья, коммент. и указ. Ю. В. Болтач. — Санкт-Петербург : ИД « Гиперион», 2021. — 232 с.
  • Торчинов Е. А . Введение в буддологию : курс лекций. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. филос. о-во, 2000. — 303, [1] с. — ISBN 5-93597-019-8 .
  • Трубникова Н. Н., Бабкова М. В. Почитание будды Амида и его Чистой Земли // Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XIII-XIV вв. — М. : Российская политическая энциклопедия , 2014. — С. 107—162. — 752 с. — ISBN 978-5-8243-1920-0 .
  • Трубникова Н. Н., Бачурин А. С. История религий Японии IX-XII вв. — М. : Наталис, 2009. — 560 с. — ISBN 978-5-8062-0308-4 .
  • Хантаева Е. И. История и доктрина школы Цзинту в письменных источниках. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2000. — 160 c.
  • Cuong Tu Nguyen . Zen in Medieval Vietnam : A Study of the Thiền Uyển Tập Anh. — Honolulu : University of Hawaii Press, 1997. — 481 с. — ISBN 0824819489 .
  • Eitel, Ernest J. Hand-Book of Chinese Buddhism, being a Sanskrit-Chinese Dictionary with Vocabularies of Buddhist Terms in Pali, Singhalese, Siamese, Burmese, Tibetan, Mongolian and Japanese (Second Edition). New Delhi, Madras: Asian Educational Services. 1992.

Ссылки

Same as Школа Чистой земли