Interested Article - Актуальная поэзия

Актуальная поэзия — область современной русской поэзии, определяемая по аналогии с широко распространившимся начиная с 1990-х гг. понятием актуального искусства . Понятие об актуальной поэзии распространилось в русской литературной критике и полемике уже в XXI веке.

Идею актуальности поэзии подробно разъясняет Дмитрий Кузьмин :

В искусстве — совершенно так же, как в науке, — по-настоящему ценно только то, что сделано впервые. Остальное — рутина, в лучшем случае — популяризация, разжёвывание для непонятливых. Но это «впервые» не означает просто «то, чего прежде не было»: мало ли до какой несусветной глупости никто из наших предков не додумывался. Скорее — «то, чего прежде не могло быть»: неразрывно связанное с сегодняшним днём. Об этом сказано у Мандельштама — в каком-то смысле главного русского поэта XX века: «Попробуйте меня от века оторвать! — Ручаюсь вам: себе свернёте шею».
А чего не могло быть прежде? Ну, например, стихов, в которых поэт пытается описать мир в его сегодняшнем состоянии: мир Интернета и фастфуда , власти массмедиа , сексуальной свободы и исламского терроризма (и т. д., и т. п. — сами думайте, чем сегодняшний мир непохож на вчерашний), — и не просто эти предметы и явления сами по себе, а то, как живется в этом мире человеку, чем отличается его сформировавшаяся в этом мире душа. Если поэты (музыканты, художники, кинематографисты) этого не сделают — их современникам будет гораздо труднее самим во всём этом разбираться, а их потомки останутся без доподлинного свидетельства о том, как это всё было.
Это не значит, что актуальными не могут быть стихи про любовь или про золотую осень. Могут — если в них выражено именно сегодняшнее восприятие любви и золотой осени. Потому что человек, выросший среди хрущёвок (или среди небоскрёбов), смотрит на золотую осень не теми же глазами, какими Пушкин из своей усадьбы. И любовь мы сегодня понимаем не так, как Пушкин , заставивший свою любимую Татьяну объяснять, что она «другому отдана и будет век ему верна».
Вот эта актуальность — не гарантия успеха: мало чувствовать своё время — надо ещё быть личностью и уметь предложить свой собственный уникальный взгляд на это время. Но без актуальности настоящего искусства не бывает: одна рутина и подражательство .

К такому взгляду близки и размышления поэта Аллы Горбуновой о свойственных «актуальной поэзии» «актуализации времени, нахождении на темпоральном острие современности» . По мнению саратовского литературоведа Екатерины Ивановой, напротив,

большинство текстов, написанных под диктовку актуальной поэтики, беспомощны. Однако именно в этой «непоэзии» с наибольшей силой проявилась болезнь, свойственная поэтическому процессу в целом. Распад связей в мире порождает распад формы стиха. Спонтанность самовыражения, призванная имитировать искренность высказывания, становится механическим приёмом, так как выражать, по сути дела, нечего. Это направление стало общедоступным, легко воспроизводимым. И именно в доступности кроется причина его популярности не у читателей, которых Кузьмин с некоторым пренебрежением называет «потребителями», а у тех, кто жаждет поэтического самовыражения. Актуальная поэзия дает конформистский ответ на вызов времени — исчезновение из жизни лирического начала .

В полемических выступлениях оппонентов поэзия «актуальщиков» характеризовалась также как «филологические игры праздного ума», нацеленные на «отказ от нравственных регуляторов общественной и личной жизни» .

Вместе с тем, как показал проведённый литературным журналом «Контекст» опрос поэтов и филологов, — самим авторам, нередко относимым к «актуальной поэзии», это понятие зачастую кажется неточным и размытым. В то же время критик Евгения Вежлян указала на возможность интерпретировать категорию «актуальной поэзии» через систему понятий социологии культуры Пьера Бурдье .

Уточнение «актуальный» фигурирует в названиях нескольких российских поэтических фестивалей: калининградского Фестиваля актуальной поэзии « » , екатеринбургского Фестиваля актуальной поэзии « ЛитератуРРентген » , вологодского Фестиваля актуальной поэзии , ярославского Фестиваля актуальной поэзии и малой прозы «См. выше» и других. Антологию «Актуальная поэзия на Пушкинской — 10» на основе многолетних поэтических чтений в санкт-петербургском арт-центре «Пушкинская, 10» составили поэты Тамара Буковская и Валерий Мишин , — критик О. Валаамова, сочувственно оценивая этот проект, отмечала, что определение «актуальный» в этом случае следует понимать как «акт неподчинения, сопротивления навязываемым извне стереотипам и общеупотребительным культурным ценностям» .

Реже под актуальной поэзией понимают стихи, вызванные конкретным общественно значимым поводом и стремящиеся к его сиюминутному эмоциональному отражению .

Примечания

  1. от 20 октября 2009 на Wayback Machine // Арт-азбука: Словарь современного искусства под редакцией Макса Фрая .
  2. от 5 марта 2016 на Wayback Machine : Интервью Насте Денисовой (портал Look At Me )
  3. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Культурная инициатива», 15.01.2015.
  4. от 10 ноября 2012 на Wayback Machine // Журнал «Континент», № 133, 2007.
  5. Нина Ягодинцева . от 8 августа 2019 на Wayback Machine : Материалы к докладу на ХVII конференции Ассоциации писателей Урала, 6.01.2017.
  6. Что такое актуальная поэзия?: Опрос. // «Контекст» (Харьков), № 2 (2019), с. 110—130.
  7. Юлия Идлис . от 25 октября 2008 на Wayback Machine // Журнал «Русский репортёр», № 16, 2007.
  8. от 22 мая 2018 на Wayback Machine // Телекомпания ОТВ (Екатеринбург), 16 ноября 2009.
  9. от 22 мая 2018 на Wayback Machine // Газета «Красный Север», 2009, 15 января.
  10. от 11 октября 2015 на Wayback Machine // Молодёжный портал Ярославской области,
  11. от 12 августа 2014 на Wayback Machine // «Зинзивер», 2010, № 1.
  12. И. Булкина. от 7 февраля 2016 на Wayback Machine // «Знамя», 2016, № 2.
Источник —

Same as Актуальная поэзия