Interested Article - Дух (философия)
- 2020-09-09
- 3
Дух :
- философское понятие, обозначающее не материальное начало ;
- высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности .
Определение соотношения духа и материи в марксизме считаются основным вопросом философии . Идеализм , спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как:
- понятие ( панлогизм ),
- субстанция ( пантеизм ),
- личность ( теизм , персоналистические концепции).
В рационализме дух отождествляется с мышлением , сознанием (и, возможно, с рассудком ).
В философских системах , которые принижают роль разума — определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты как:
- интуиция , инстинкт , чувство , воображение , так называемое (см. мистицизм );
- воля ( волюнтаризм );
- бессознательное ( психоанализ ) и т. д.
Последние рассматриваются как внемыслительные (внерациональные) процессы .
Античные натурфилософы VI — V веков до н. э. определяли дух как «нечто газообразное, жизненную силу , движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей.
В экзистенциализме дух противопоставляется разуму , а неопозитивизм элиминирует данное понятие, как лежащее вне сферы научного познания.
Согласно Клагесу , дух противостоит душе .
Также дух может означать совокупность черт характера , темперамента , знаний и убеждений, придающую силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).
Встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера ), корпоративный дух.
Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера . В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом. Заглавие его труда называет «нравы и дух народов» в качестве темы, и автор назвал свой труд историей человеческого духа вообще .
Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма , а особенно у Гегеля ( «Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло » — Дрейер).
Гегель говорит также и об абсолютном духе , независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
Примечания
- ↑ Дух // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Доброхотов А. Л. от 23 апреля 2013 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Философский рационализм
- см. Иррационализм
- , с. 80.
Литература
- Фридрих Мейнеке . / Пер. с нем. . — М. : « Российская политическая энциклопедия » ( РОССПЭН ), 2004. — 480 с. — (Книга света). — 1500 экз. — ISBN 5-8243-0509-9 .
- 2020-09-09
- 3