Хургин, Исай Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Исай ( Исайя ) Александрович Браудо ( 28 июля [ 9 августа ] 1896 , Киев — 11 марта 1970 , Ленинград ) — советский органист , крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества , профессор Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова , доктор искусствоведения (1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Родился в семье Александра Исаевича Браудо и Любови Ильиничны Гаркави.
В 1914 — 1915 годах учился в Петроградской консерватории по классу органа у Якова Гандшина , учился также по курсу фортепиано ; в 1915 — 1918 годах — студент Московской консерватории , класс фортепиано Александра Гольденвейзера (одновременно изучал медицину в Московском университете ). В 1921 — 1923 годах вновь занимался в органном классе Петроградской консерватории у Николая Ванадзиня , после чего, в связи с отъездом Ванадзиня в Латвию, начал преподавать там же (с 1935 года — профессор). Вёл также класс фортепиано в Ленинградской консерватории. В 1924 и 1926 годах совершенствовал своё мастерство в Западной Европе, в том числе у Луи Вьерна в Париже , Фрица Хайтмана в Берлине , Альфреда Зиттарда в Гамбурге и Гюнтера Рамина в Лейпциге .
С 1926 года начал самостоятельную концертную деятельность. Браудо оставил ряд записей, преимущественно раннего органного репертуара, от Перотина до Букстехуде и Баха , а также отдельные сочинения Моцарта, Листа, Франка, Боэльмана, Роже-Дюкасса, Хиндемита, Мессиана. Среди его учеников — ряд выдающихся исполнителей, в том числе Нина Оксентян , Ваагн Стамболцян , Владимир Нильсен , Арсений Котляревский , Самуил Дайч, дочь Анастасия Браудо.
Умер 11 марта 1970 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище (14 уч.).
С именем Браудо связана целая эпоха советской музыкальной культуры. Его исполнительская и преподавательская деятельность, обогатившая культурную жизнь Ленинграда и всего СССР, образует отдельную яркую главу в истории органного исполнительства.
Почти пять десятилетий органные концерты Браудо собирали полные концертные залы по всему Советскому Союзу. Благодаря Браудо орган стал полноценным участником концертной жизни в Советском Союзе, пробудился интерес к органной музыке в широкой слушательской аудитории. Органист инициировал создание многих произведений советской органной музыки.
Впечатляющая сила искусства И. А. Браудо была необычайной. Он полностью владел органом. Знание истории и техники органостроительства позволяло ему видеть в том или ином инструменте представителя отдельного органного «рода» и доставляло видимое наслаждение узнавать в нём наследственные черты, фиксировать новые .
Его игре в равной степени отвечали строгость и свобода . Романтические композиции в его интерпретации обретали классическую стройность, а классические сочинения — импровизационную свободу и романтическую приподнятость. Все средства — ритмическое дыхание, регистровый план, исполнительские приёмы, агогика, движение динамических волн — служили созиданию музыкальной формы. Слушатель приобщался к становлению музыкального потока — от произношения мелодии до строительства всей композиции.
И. А. Браудо был чутким стилистом: музыку разных эпох он трактовал непосредственно, его интерпретация создавала ощущение подлинности. Эстетическое чутье в прочтении музыки было безошибочным. Глубокое постижение музыкальных стилей, основанное на историческом и теоретическом знании, открывало И. Браудо язык музыки, позволяло проникать в суть исполняемого и доносить до слушателя стиль автора через особенности его музыкальной речи.
Композитор Борис Асафьев так писал о Исайе Браудо:
В своих жизненных встречах я находил только у двоих людей среди серьезно мыслящих музыкантов остро живое постижение полифонического языка в его интонационных процессах: у базельского органиста и музыковеда Я. Гандшина и в Ленинграде у Исайи Александровича Браудо»
.
Теоретические труды И. А. Браудо явились обобщением опыта педагогической и исполнительской деятельности. Его научные интересы определились ещё в ранние годы. Во второй половине 1920-х годов Исайя Браудо разрабатывает свою оригинальную артикуляционную теорию, основные идеи которой были изложены им в книге «Артикуляция (О произношении мелодии)» (1961). О теории И. А. Браудо см. статьи Л. Баренбойма . Основной труд Браудо-ученого, обобщающий его опыт исполнителя и мыслителя, — «Артикуляция. О произношении мелодии» ( 1961 ). Статьи Браудо об искусстве органного исполнительства собраны в книге «Об органной и клавирной музыке» (1976).
Исайе Браудо посвящён ряд произведений, в том числе Пассакалия Христофора Кушнарёва . Памяти органиста посвящено стихотворение Иосифа Бродского «Памяти профессора Браудо» («Люди редких профессий редко, но умирают…») . Столетие со дня рождения Браудо в 1996 году было отмечено в Санкт-Петербурге масштабным фестивалем органной музыки .