Interested Article - Филиппов, Геннадий Флегонтович

Геннадий Флегонтович Филиппов (28 марта 1910, с. Алиово Чувашской АССР — 23 октября 1952, Москва ) — советский режиссёр , художник-постановщик и художник-мультипликатор .

Биография

Родился 28 марта 1910 года в селе Алиово Чувашской АССР .

Учился в Татарском техникуме искусств .

В 1931 году вступил в состав мультипликационной группы компании « Востоккино », которая занималась созданием рисованных вставок в научные ленты, а также различных мультипликационных агитационных фильмов .

В 1934 году перешёл работать художником-мультипликатором на студию « Мосфильм » (в группу « ») .

В 1936 году перешёл работать художником-мультипликатором на студию « Союзмультфильм » .

С 1937 года стал и режиссёром мультипликационных фильмов на той же студии .

Чаще всего работал в сотрудничестве с Борисом Дёжкиным (и как режиссёр, и как художник-мультипликатор) .

Занимался преподаванием на курсах художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм» .

Умер 23 октября 1952 года в Москве.

Фильмография

Фильмы студии Союзмультфильм
Год Название мультфильма Роль
1936 « Лиса-строитель » Ассистент художника
1937 « Волшебная флейта » Ассистент режиссёра
« Любимец публики »
« Привет героям! » Режиссёр, художник-постановщик
« Храбрый заяц » Художник-мультипликатор
1938 « Охотник Фёдор » Художник-постановщик
« Сказка о добром Умаре » Художник-мультипликатор
1939 « Дед Иван » («Как дед Иван смерть прогнал») Художник-постановщик
« Таёжные друзья »
1940 « Медвежонок » Художник-мультипликатор
1941 « Журнал Политсатиры № 2 » (сборник)
« Крепкое рукопожатие » (в сборнике «Журнал Политсатиры № 2») Художник-постановщик
« Муха-Цокотуха » Художник-мультипликатор
1944 « Музыкальная шутка »
« Орёл и крот »
« Синдбад-мореход »
« Синица » Художник-постановщик
« Телефон » Художник-мультипликатор
1945 « » Режиссёр, художник-постановщик,
художник-мультипликатор
« Зимняя сказка » Художник-мультипликатор
« Пропавшая грамота »
1946 « Весенние Мелодии »
« Лиса и дрозд » Художник-постановщик, художник-мультипликатор
« Тихая поляна » Режиссёр, художник-мультипликатор
1947 « Белое золото » («Хлопок») Художник-мультипликатор
« Квартет »
« Тебе, Москва! »
1948 « Кем быть? »
« Сказка о солдате »
« Слон и муравей » Режиссёр, художник-мультипликатор
« Федя Зайцев » Художник-мультипликатор
1949 « Лев и заяц » Режиссёр
1950 « Волшебный клад » Художник-мультипликатор
« Дедушка и внучек »
« Дудочка и кувшинчик »
« Когда зажигаются ёлки »
« Кто первый? » Режиссёр
« Олень и волк » Художник-мультипликатор
1951 « Лесные путешественники »
« Ночь перед Рождеством »
« Сердце храбреца » Режиссёр
1952 « Аленький цветочек » Художник-мультипликатор
« Валидуб »
1953 « Волшебная птица » Художник-постановщик
« Крашеный лис »
1960 « Муха-цокотуха » Художник-мультипликатор
Фильмы других студий
Год Название мультфильма Роль Студия
1934 « » Ассистент художника
1935 « Квартет » « Мосфильм »
1936 « Бежин луг » Аниматор мультвставок

Награды

Рецензии, отзывы, критика

По мнению Гинзбурга С. С. , принадлежавшие к выросшему на «Союзмультфильме» второму поколению советских мультипликаторов художники Дёжкин и Филиппов добились зрительского успеха первой же своей послевоенной режиссёрской работой « Тихая поляна ». Спортивный дух этой ленте удалось придать за счёт чеканной точности движений персонажей, а также стремительностью темпа картины. Однако в полной мере режиссёрское мастерство Дёжкина и Филиппова проявилось в их следующих лентах « Слон и муравей » и « Лев и заяц », в которых каждому из персонажей басен удалось придать особенные отличительные узнаваемые черты, точно конкретизирующие их характеры .

По мнению Иванова-Вано И. П. , Геннадий Филиппов, обладая талантом одушевлять нарисованные картинки, внёс большой вклад в развитие советской мультипликации. Он единственный (имея склонность к гротесковым динамичным сценам ) мог конкурировать с Борисом Дёжкиным в мастерстве разработки динамических сцен преследования, но его сценам не хватало присущего работам Дёжкина обаяния. При этом взгляды обоих художников на пути выражения одушевлённости тесно соприкасались и они долгое время сотрудничали бок о бок . Их первый общий дебют в качестве режиссёров мультипликации (« Тихая поляна ») был удачен . Также порадовали динамичностью и выразительностью их последующие режиссёрские работы (« Слон и муравей » и « Лев и заяц ») . Блестящее художественное мастерство Дёжкина и Филиппова, проявленное ими в ленте « Чудесница », позволило фильму долгое время оставаться образцом динамичной темповой мультипликации .

По воспоминаниям Евгения Мигунова , опубликованным в сборнике «Наши мультфильмы: Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе» в 2006 году, напарник Бориса Дёжкина — «Генюся» Филиппов был самородком, обаятельно и кругленько рисовавшим под руку Дёжкина. Все динамичные, «ударные» и танцевальные сцены режиссёры стремились доверить только тандему художников Дёжкина и Филиппова .

По воспоминаниям Кирилла Малянтовича , опубликованным в журнале « Киноведческие записки » в 2007 году, Филиппов по национальности был чуваш. В Москву приехал в конце 1920-х годов. Основы мультипликации изучал, работая в одной из мультипликационных студий у Иванова А. В. и Желябужского Ю. А. Придя на студию «Союзмультфильм», вступил в весьма успешный творческий тандем с Борисом Дёжкиным. Был обладателем хитрого юмора, скрашивавшего бешеный темперамент Дёжкина, но при этом поражал своими наивностью, невежеством и безграмотностью, несмотря на наличие техникумовского образования . Был женат. Его жена Клавдия тоже работала на студии «Союзмультфильм» (в цехе заливки). Любил выпить, поэтому зарплату жена отбирала. Находил способы подработать на выпивку своим талантом художника. Умер от похмелья . Согласно комментариям к упомянутым воспоминаниям, по воспоминаниям других людей, Филиппов был добрым и душевным человеком, много помогавшим в обучении слушателям курсов художников-мультипликаторов. Имел вызванные контузией привычки щёлкать зубами и рефлекторно стискивать челюсти .

По воспоминаниям Хитрука Ф. С. , опубликованным в 2007 году в книге «Профессия — аниматор», у Геннадия Филиппова был фирменный знак, являющийся, скорее, болезненной особенностью: при ходьбе у него совершенно непроизвольно дёргались плечи .

По мнению Михайлина В. Ю. , снятая Борисом Дёжкиным и Геннадием Филипповым лента « Лев и заяц » стала одним из первых мультипликационных фильмов, ставших основой целой серии анекдотов . Единой для мультфильма и анекдотов является стартовая фраза « Собирает лев в лесу зверей и говорит… » . Другой снятый Борисом Дёжкиным и Геннадием Филипповым нравоучительный мультфильм « Слон и муравей » породил более рыхлую по структуре и разнообразную по действующим лицам и содержанию серию анекдотов, в которых размеры действующих лиц несопоставимы, но при этом меньшее и слабейшее из них обладает запредельным хюбрисом . В части анекдотов действующими лицами являются именно слон и муравей, но, в отличие от мультфильма, агрессивным является именно муравей, а не слон .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. согласно титрам мультфильма « »
  4. . Дата обращения: 7 июня 2022. 18 ноября 2021 года.
  5. , с. 204.
  6. , с. 106.
  7. , с. 104—105.
  8. , с. 130.
  9. , с. 156.
  10. , с. 168.
  11. .
  12. , с. 171.
  13. , с. 172.
  14. , с. 194.
  15. , с. 108.
  16. , .
  17. , .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Филиппов, Геннадий Флегонтович