Interested Article - Родес-пиано
- 2020-02-09
- 1
Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano ; Fender Rhodes ) — электромеханический музыкальный инструмент . Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960-х — 1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано , где источником звука является струна или металлический язычок ( англ. reed ), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина ( англ. tine — зубец), подобная камертону .
Краткая характеристика
Тембр родес-пиано отчасти напоминает тембры вибрафона , ксилофона , челесты или колокольчиков . Клавиатура родес-пиано, внешне сходная с фортепианной , соединяется с молоточковым механизмом. Молоточек, обёрнутый войлоком (в ранних моделях) или неопреном (в моделях после 1970 года), ударяет по закреплённой стороне вибратора, напоминающего вилку камертона . Механические колебания вибраторов считываются электромагнитными датчиками, после чего с помощью электроники усиливаются. Низкочастотный сигнал далее обрабатывается электронными средствами, в типичном случае добавляется амплитудное вибрато и фазовое вибрато ( хорус ).
Кроме звукоснимающих датчиков и усилителей , некоторые модели родес-пиано включают акустическую систему (колонку), на которой крепится сам инструмент — эта разновидность называется Suitcase («Чемодан»).
История возникновения
В 1942 году американский музыкальный педагог и изобретатель (правильно имя произносится Хэ́ролд Ро́удс ), работавший в то время в ВВС США , сконструировал портативное 29-клавишное акустическое фортепиано Rhodes Army Air Corps Piano. Оно предназначалось для раненных на Второй мировой войне лётчиков, которых, в качестве экспериментальной меры реабилитации, обучали в госпиталях музыке. Вместо струн в простом для изготовления инструменте использовались алюминиевые трубки, позаимствованные из конструкции бомбардировщика B-17 .
Во второй половине 1940-х годов Родес основал собственную фирму The Rhodes Piano Corporation, выпускавшую полуигрушечные фортепиано Pre-piano («пре-пианино») на основе первоначальной модели 1942 года, но с пьезоэлектрическими звукоснимателями , ламповым усилителем и динамиком . Инструмент имел 38 клавиш, воспроизводивших ноты среднего регистра. Модель, по словам Родеса, предназначалась для обучения и имела тембр, напоминавший шарманку.
В конце 1950-х годов Родес и Лео Фендер основали новую компанию Fender Rhodes, которая начала выпускать модель Piano Bass — небольшое фортепиано с нотами только нижнего регистра.
В 1965 году фирма Fender Rhodes была приобретена компанией Си-би-эс (CBS), сохранившей за Родесом должность «научного сотрудника». В 1965 году Си-би-эс выпустила первую профессиональную модель родес-пиано с 73 клавишами, названную Suitcase Piano («чемоданное пианино»).
В 1967 году к родес-пиано впервые обратился известный джазовый клавишник и композитор Джо Завинул , работавший в те годы с Майлзом Дэвисом . В концертах и записях Дэвиса конца 1960-х — начала 1970-х годов на родес-пиано также играли Чик Кориа и Кит Джарретт . Родес-пиано начало резко набирать популярность.
В 1970—1980-е годы выпускалось несколько разновидностей родес-пиано: с 88, 73 и 54 клавишами. Музыканты чаще всего отдавали предпочтение модели с 73 клавишами — Seventy Three («Семьдесят три»); наименее употребительной была модель с 54 клавишами. В зависимости от времени выпуска инструменты имели названия Mark I, Mark II, Mark III, Mark V и Mark VII. В техническом отношении все модели, кроме последней, были практически идентичны; изменения в основном касались внешнего дизайна устройства. В 1970 году конструкция родес-пиано претерпела ряд изменений, благодаря которым вес инструмента уменьшился до 63 кг.
Родес-пиано заинтересовало выдающегося джазового пианиста Билла Эванса , который играл на нём в поздний период творчества, впервые в альбоме From left to Right (1971) и далее, вплоть до Affinity (1979). Начиная с 1970-х годов, инструмент широко использовали в своём творчестве Стиви Уандер , Херби Хэнкок , Чик Кориа и другие известные музыканты.
После 1983 года родес-пиано было частично вытеснено синтезатором Yamaha DX7 , но в 1990-е годы вернуло утраченную популярность.
Литература
- Папченко, Валерий. // Звукорежиссёр. — 2005. — № 5.
- Фёдоров, Александр. // Музыкальное оборудование. — 2004. — № 10.
Ссылки
- ( en ) . — Официальный сайт. Дата обращения: 10 ноября 2011. 17 мая 2012 года.
- ( en ) . — Неофициальный сайт. Дата обращения: 10 ноября 2011. 17 мая 2012 года.
- ( en ) . — Гарольд Родес: мемориальная страница. Дата обращения: 10 ноября 2011. 17 мая 2012 года.
- 2020-02-09
- 1