Interested Article - Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем
- 2020-04-27
- 1
«Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем» — картина флорентийского художника эпохи Возрождения Понтормо .
На картине изображена Мадонна с младенцем, который играет со щеглом , у неё из-за спины выглядывают слева её обручённый муж Святой Иосиф , а справа в образе юноши — Святой Иоанн Креститель . Мадонна демонстрирует холодную отстранённость от зрителя, глаза её выглядят заплаканными, в то время как младенец игрив и даже кокетлив — некоторые исследователи в подобных необычных для итальянских художников мотивах отмечают влияние немецкой школы живописи и в первую очередь Альбрехта Дюрера .
Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа , описывая картину, отмечала:
Эрмитажная «Мадонна с младенцем…» Понтормо отмечена чисто флорентийской монументальностью в понимании формы. Образ мадонны сдержан и строг. Изгибы её тела только угадываются под чрезвычайно пышными складками зелёного плаща, наброшенного на красное платье. Слишком длинная шея увенчана маленькой головкой. Лицо наделено странным выражением, точно женщина, представленная в виде мадонны, горько плакала, прежде чем прикрыться маской отчуждённости и замкнутости. Персонажи маньеристических произведений, как правило, наделены чертами аристократического высокомерия и чувством превосходства, которые как бы предписывают зрителю соблюдать определённую дистанцию .
Картина выполнена в начале 1520-х годов и её ранняя история владения неизвестна. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII века, когда её у неназванного продавца купил граф П. Мордвинов. Уже тогда картина числилась за авторством Понтормо; атрибуция получила подтверждение в начале XX века, когда в Кабинете рисунков галереи Уффици был обнаружен подготовительный рисунок Понтормо к этой картине , который был опубликован в 1916 году. Картина находилась в семейной собственности графов Мордвиновых вплоть до Октябрьской революции , после которой она в числе прочих национализированных произведений искусства была передана в Государственный музейный фонд, из которого в 1923 году поступила в Государственный Эрмитаж ; выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 216 .
Ряд исследователей высказывали гипотезу что картина была выполнена по рисунку Понтормо другим флорентийским художником — Бронзино , однако эта точка зрения не нашла подтверждения . Американская исследовательница указывает, что данная картина очень близка по стилю исполнения к росписям Понтормо на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано . Она включила картину в свой каталог-резоне живописи Понтормо . Однако она же в 2004 году изменила свое мнение и поддержала Костаманьи в том, что автором картины является Бронзино . В 2010 году набросок из Уффици с изображением Мадонны был на выставке в Метрополитен-музее , Д. Кокс-Ририк в выставочном каталоге указала, что автором наброска является Понтормо, однако вновь подтвердила, что финальную картину всё равно написал Бронзино . В Государственном Эрмитаже авторство Понтормо считают бесспорным .
Примечания
- L’Officina della Maniera: varieta e fierezza nell’arte fiorentina del Cinquecento fra le due repubbliche 1494–1530 / A cura di A. Cecchi, A. Natali. Galleria degli Uffizi, Firenze, 28 settembre 1996 — 6 gennaio 1997. Venezia, 1996.
- Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII—XVI века. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1985. — С. 114.
- . Дата обращения: 29 августа 2019. 29 августа 2019 года.
- Дата обращения: 25 ноября 2017. 16 ноября 2017 года.
- Costamagna A. Un esempio di collezionismo settecentesco: la raccolta di stampe di Carl Firmian // Scritti di storia dell’arte in onore di Raffaello. Napoli, 1988; Forster K. W. Madonna by Maso da San Friano // Museum Studies, 7. The Art Institute of Chicago, 1972; Smith G. H. The earliest works of Bronzino // The Art Bulletin. 1949. Vol. 31.
- Cox-Rearick J. The Drawings of Pontormo. Cambridge (Mass.), 1964. Vol. 1.
- Cox-Rearick J. The drawings of Pontormo: a catalogue raisonné with notes on the painting. New York, 1981. Vol. 1.
- Cox-Rearick J., Costamagna A. Ph . A Bronzino discovery // Apollo. 2004. N 159. April.
- Carmen C. Bambach (ed.). The Drawings of Bronzino. The Metropolitan Museum of Art. — NY, 2010. — P. 82, 84—85.
- Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII—XIV веков. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — С. 302—305.
- 2020-04-27
- 1