Отдых на пути в Египет (картина ван Дейка)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Отдых святого семейства на пути в Египет» — картина испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина иллюстрирует эпизод Евангелия от Матфея (2: 12—15), когда Мария и Иосиф с новорожденным Иисусом бежали от преследования царя Ирода в Египет . В апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея (гл. XX) имеется более подробное описание события, случившееся во время путешествия: Мария и Иосиф остановились отдохнуть под деревом, у них кончилась еда и вода; дерево по приказанию Иисуса склонило в ним свои ветви с плодами и все насытились.
Пальма оставалась склонённой, ожидая приказания подняться от Того, по чьему слову она наклонилась. Тогда сказал ей Иисус «Поднимись, пальма и будь товарищем деревьям Моим, которые в раю Отца Моего. И пусть из-под корней твоих течет источник, скрытый в земле, и пусть даст Нам воду утолить жажду». Тотчас пальма выпрямилась, и между корнями её начал пробиваться источник необычайно прозрачной и холодной воды величайшей сладости. И все, увидев источник тот, исполнились радости и утолили жажду, благодаря Бога. И животные также утолили жажду .
На картине представлен финальный эпизод этого события: меха и фляги наполнены водой, все сыты и младенец Иисус уснул. Мария и Иосиф оберегают сон младенца, слева два ангела- путти с любопытством на него смотрят.
Сам Мурильо, скорее всего, отталкивался не непосредственно от евангельского и псевдоевангельского текстов, а от описания в книге Франсиско Пачеко «Искусство живописи», который утверждал, что это событие произошло ночью: « Если кто-нибудь пожелает, то может изобразить эту сцену ночью, при свете луны… но это трудно, и поэтому более надёжно и приятнее писать её днём, чтобы избежать жесткости света и тени» .
Точное время создания картины неизвестно, в литературе встречается датировка от 1655 до 1670 года, в Эрмитаже считают, что картина написана около 1665 года . Л. Л. Каганэ проводит параллели с двумя другими картинами Мурильо, созданными около этой даты. Одна из них, «Рождество Марии», находится в Лувре и она близка композиционно и колористически, особенно в изображении ангелов-путти, активно участвующих в заданной сцене . Другая картина, «Иаков со стадом Лавана», хранится в музее Медоуз в Далласе — в этой картине заметен очень близкий фоновый пейзаж, в особенности центральное дерево . Анализируя картину, Л. Л. Каганэ отмечает: «В отличие от рассматривавшихся ранее произведений, колорит картины стал тёплым, контуры смягчены, живописная поверхность выглядит мягкой, бархатистой» .
Также неизвестна ранняя история картины. В 1768 году она принадлежала бывшему секретарю Людовика XV Луи-Жану Генья и в декабре была выставлена на торги в Париже , где её по заказу императрицы Екатерины II для Эрмитажа приобрёл Д. Дидро . Сам он в письме Э. М. Фальконе от 6 апреля 1769 года сообщал: «Я приобрёл на аукционе Генья для Её Величества пять лучших картин, имеющихся во Франции: одну — Мурильо, три — Герарда Доу и одну — Ж.-Б. Ванлоо » ; а 11 июля писал: «В тот момент, когда я Вам пишу, я представляю себе, как открывают ящики, в которых находится этот прекрасный Мурильо Генья с тремя Герардами Доу…» . Фальконе же, в свою очередь, 6 августа писал Екатерине II: «О Мурильо следует говорить на коленях, те из нас, кто смеет смотреть на него иначе, не имеют ни веры, ни закона» (перевод с французского Л. Л. Каганэ ). В. Ф. Левинсон-Лессинг охарактеризовал картину как «первоклассное произведение», но одновременно сокрушается, что Дидро не купил на этом аукционе картину Рембрандта «Семья плотника», которая была оценена втрое дешевле Мурильо . «Отдых святого семейства» был приобретён за 17535 ливров, а за три картины Доу (две «Купальщицы» и один «Купальщик») заплачено 13205 ливров .
В 1769 году картина была привезена в Санкт-Петербург и поступила в состав Эрмитажных собраний. В 1967 году картина прошла капитальную реставрацию , в ходе который были обнаружены несколько старинных заделанных прорывов холста. В ходе рентгенографического исследования были выявлены авторские изменения работы: кисть левой руки Марии была смещена в сторону и изменена жестикуляция пальцами .
Картина с 1840-х годов выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет) , однако во второй половине XIX века на некоторое время была помещена в Зимнем дворце в Большой гостиной императрицы Александры Фёдоровны (иначе Малиновая гостиная, впоследствии перестроена в Серебряную гостиную, современный зал 186 — зал Росси) — картина заметна на двух интерьерных акварелях Э. П. Гау 1856 и 1871 годов, после чего вернулась в Испанский просвет.
Картина известна в нескольких вариантах и копиях. Самая ранняя версия датируется около 1655—1660 года, находится в Великобритании в собрании барона Стаффорда и имеет вертикальный формат (172 × 160 см). Другая копия, приписывавшаяся Мурильо, принадлежала барону Нортбруку в Лондоне (137,2 × 166,4 см) . Ещё одна копия, работы неизвестного художника, имеется в собрании Национального музея искусств Азербайджана . Наконец копия, исполненная в мастерской Мурильо, находится в собраниях Музеев Глазго (около 1650—1680 годов, 96,5 × 123,8 см, инвентарный № 271) . В литературе упоминаются и другие старинные копии картины .