Христос и грешница (картина Поленова)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Христос в родительском доме » ( англ. Christ in the House of His Parents ) или « Христос в плотницкой мастерской » — картина английского художника Джона Эверетта Милле , созданная в 1850 году и в том же году появившаяся на выставке в Королевской Академии художеств . В своё время это полотно вызвало большой резонанс в обществе и подверглось резкой критике за излишний реализм .
Милле изобразил эпизод из детства Иисуса Христа : на переднем плане картины, рядом с плотницким столом, стоит на коленях Богородица . Она с состраданием и болью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке, похожую на стигму . Очевидно, Он поранился гвоздём , который святая Анна выдергивает из стола с помощью щипцов . За столом Иосиф занят работой со своими помощниками. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпятся овцы .
Это одна из немногих религиозных картин Милле, и она, в соответствии с идеологией прерафаэлитизма , проста и натуралистична, но при этом полна символов. Рана на ладони маленького Иисуса, капля крови на стопе и гвозди обозначают Распятие , чаша воды — прообраз будущего Крещения Христа . На заднем плане стоит лестница — намек на лестницу Иакова , а голубь, сидящий на ней, видимо, обозначает Святой дух , треугольник на стене символизирует Троицу , овцы на заднем плане — невинную жертву.
Прослеживается влияние Холмана Ханта и его картины « Английское семейство, обращённое в христианство, защищает проповедника этой религии от преследования друидов » ( 1849 — 50 ).
Традиционную библейскую сцену художник изображает как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника — со своего отца.
Публике не понравилось, что художник изобразил Святое семейство как обыкновенных «людей труда». Чарльз Диккенс в своём периодическом издании « » назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а в газете «Таймс» её окрестили как «возмутительную», «отталкивающую» и назвали «бунтом в искусстве». Критиковали также изображение Иисуса, который представлен как «рыжеволосый еврейский паренёк». В конечном итоге королева Виктория попросила доставить картину в Букингемский дворец , чтобы она сама могла изучить её.
В защиту прерафаэлитов на страницах «Таймс» выступил Джон Рёскин . Это послужило началом долгого сотрудничества между художественным критиком и прерафаэлитами.
Впоследствии Милле изменил название картины — она стала называться «Плотницкая мастерская», что совершенно не соответствовало первоначальному замыслу.