Interested Article - Вайда, Анджей

А́нджей Витольд Ва́йда ( польск. Andrzej Witold Wajda ; 6 марта 1926, Сувалки 9 октября 2016, Варшава ) — польский режиссёр театра и кино. Обладатель Почётного «Оскара» , Золотой пальмовой ветви , Почётного «Золотого льва» и (англ.) , а также являлся членом « Польской киношколы ». Он был особенно известен своей трилогией фильмов о войне, состоящей из « Поколения » (1955), « Канала » (1957) и « Пепла и алмаза » (1958).

Анджей Вайда считается одним из самых известных в мире кинорежиссёров и является классиком европейского авторского кино, чьи работы отражали политическую и социальную эволюцию его родной страны и касались мифов о польской национальной идентичности , предлагая проницательный анализ универсального элемента польского опыта – борьбы за сохранение достоинства в самых трудных обстоятельствах.

Четыре его фильма были номинированы на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке : « Земля обетованная » (1975), « Барышни из Вилько » (1979), « Человек из железа » (1981) и « Катынь » (2007).

Ранние годы

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши . Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен, содержался в Старобельском лагере и был расстрелян весной 1940 близ Харькова . Мать Анджея, Анеля, была школьной учительницей.

К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Третий рейх. В 1942 году принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой , подчинявшейся правительству в изгнании , служил связным, но в боевых партизанских действиях не участвовал.

После войны учился живописи в краковской Академии искусств , но, не окончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы .

Творческий путь

Во время учёбы Вайда работал вторым режиссёром на фильме « », который ставил режиссёр Александр Форд . Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной « Поколение », которая положила начало польской школе кинематографа .

Военная тема

Широкое признание к Вайде пришло после фильма « Канал » (1957), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году . В СССР этот фильм вышел на экраны исключительно потому, что получил премию киноконкурса, проходившего в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Те, кто понял, о чём этот фильм, предпочитали об этом не говорить. Наум Клейман рассказывает:

Доверяя вкусу и мнению Мирона , я помчался на « Канал » в кинотеатр «Художественный». Фильм взвинтил нервы ещё больше, чем я ожидал. Как удар грома, поразила сцена в финале, где влюбленные Стокротка и Кораб, из последних сил бредущие в нечистотах по сточному каналу, упираются в решётку, сквозь которую уже видна спасительная Висла…

…Много лет спустя моим первым (и замечательным!) гидом по Варшаве стал Кшиштоф Занусси . На берегу не очень-то широкой Вислы он показал мне противоположный берег: «Вот там стояли советские войска и ждали, пока немцы расправятся с восставшими поляками». Я спросил: «Решётка в „Канале“, которая не позволила восставшим спастись, — это метафора поражения свободы, в котором повинен Сталин?» — «Конечно, — ответил Кшиштоф , — у нас этот кадр все так и поняли. А у вас?» — «Большинство ничего не знало и понимало решётку буквально. Более или менее поняли только самые умные. И хоть немного знавшие, что у вас случилось. Догадался о смысле этой метафоры, например, Мирон Черненко . Но он не мог об этом прямо написать…»

На берегу Вислы в моей памяти отчетливо звучал тихий голос Мирона : «Вайда в финале такую метафору завернул — просто шекспировскую…»

Лучшая лента этого периода — « Пепел и алмаз » (по роману Ежи Анджеевского ), рассказавшая о трагедии молодого бойца Армии Крайовой , убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах « Лётна », « Самсон », « Пейзаж после битвы », « Корчак », « Перстенёк с орлом в короне », « Страстная неделя », « Катынь ».

Комедии

Жанр сатирической комедии не слишком характерен для творчества Вайды. Режиссёр отдал ему должное в фильмах « Невинные чародеи » и « Охота на мух » (по сценарию Януша Гловацкого ).

Экранизации

Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: « Свадьба » по С. Выспяньскому , « Теневая черта » по повести Джозефа Конрада , « Сибирская леди Макбет » по повести Н. С. Лескова , телеспектакль « Преступление и наказание » (по роману Ф. М. Достоевского ), фильм « Бесы » (поставлен по роману Ф. М. Достоевского в инсценировке Альбера Камю ), « Пилат и другие » (по мотивам романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита »), « Земля обетованная » (по роману Владислава Реймонта ), « Пан Тадеуш » по поэме А. Мицкевича . По мотивам произведений Ярослава Ивашкевича Вайда снял три фильма: « Березняк », « Барышни из Вилько », « Аир » и телефильм « Одна июньская ночь ».

Стиль

Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения. На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощрённые аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы. В фильме « Настасья » (1994) по мотивам романа Ф. М. Достоевского « Идиот » Вайда использовал стилистику театра кабуки . Среди наиболее совершенных в эстетическом отношении фильмов Вайды — жёсткая социальная притча «Земля обетованная». «Антикапиталистический» пафос фильма сочетается с выразительностью киноязыка, временами напоминающего о творчестве Сергея Эйзенштейна .

Поздравляя Анджея Вайду с 75-летием, его старый друг и единомышленник Мирон Черненко так сформулировал не только стиль и поэтику Вайды, но и его роль в польской и мировой культуре:

Есть в истории польской культуры, в истории Польши понятие 'wieszcz', на русский почти непереводимое — то ли пророк, то ли учитель жизни, то ли духовный лидер. Это слово относится к троим — Адаму Мицкевичу , Станиславу Выспяньскому , Юлиушу Словацкому . Они и впрямь были 'их — все', люди, словно облеченные нацией некоей духовной властью, ибо не было польского государства, даже страны такой не было, просто три куска, захваченные соседями. Но была культура. Была поэзия. Был театр. Были 'wieszcze'. Оказалось, что этого достаточно, чтобы нация не потеряла душу, чтобы она дождалась свободы и независимости.

Сегодня у поляков есть и Польша, и поэзия, и даже понтифик в Риме, но должность великого национального поэта как бы ушла из поэзии на экран и воплотилась именно в этом человеке, Анджее Вайде, которому исполнилось семьдесят пять. Сейчас это поняли во всем мире. Я думаю, мы можем гордиться тем, что поняли это много лет назад, много раньше других.

Политический кинематограф

Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как « Человек из мрамора », « Без наркоза », « Человек из железа », « Дантон ». Вайда стал одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран. Фильм «Дантон», посвящённый событиям Великой французской революции , был насыщен аллюзиями на современность и воспринимался зрителями как злободневная политическая притча.

Вайда и театр

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание». В 1972 году поставил пьесу американского драматурга Д.Рейби «Как брат брату» в московском театре «Современник».

Общественная деятельность

Был председателем Союза польских кинематографистов (1977—1982), художественным руководителем кинообъединения «Х» ( польск. Zespół Filmowy „X” , 1972—1983). В 1980-е годы активно занимался политической деятельностью. В 1997 году избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини . Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.

Сенатор польского Сейма (1989—1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992—1994). С 2000 года руководил Варшавской киношколой собственного имени.

Вайда являлся последовательным антикоммунистом и не скрывал негативных взглядов на СССР. Однако, несмотря на заявление: «Галстук завязывать — это всё, чему удалось нам, полякам, научить москалей » , Анджей Вайда открыто говорил о том, что не придерживается строго антироссийских политических взглядов. Так, художественный замысел фильма «Катынь» польский кинорежиссёр прокомментировал следующим образом: «Нужно отделять систему, режим — от народа, отделять Сталина и москалей от наших друзей. Помните, были такие стихи Мицкевича „Приятелям москалям и русским друзьям“? — уже тогда была проблема, как написать стихотворение к друзьям. Вот и мы хотели, чтобы этот фильм тоже был обращен к друзьям, с открытостью и надеждой на взаимное понимание. Этот фильм выступает только против одного — против советской системы, которую воплощал Сталин. Почему мы должны обо всех советских людях, которые воевали, думать плохо?» .

Актёры Вайды

В фильмах Вайды снимались крупнейшие актёры польского кино. Его фильм «Пепел и алмаз» принёс мировую известность Збигневу Цибульскому . Фильм «Всё на продажу» стал символической передачей эстафеты от безвременно ушедшего Цибульского к сменившему его в амплуа национального актёра № 1 Даниэлю Ольбрыхскому , снимавшемуся затем в «Пейзаже после битвы» и многих других картинах режиссёра. «Человек из мрамора» дал путёвку в актёрскую жизнь Ежи Радзивиловичу . «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Дантон» и «Корчак» стали вершинами актёрской биографии Войцеха Пшоняка . В его фильмах играла Беата Тышкевич , некоторое время бывшая спутницей жизни режиссёра. После пяти лет брака супруги расстались. Их общая дочь Каролина стала актрисой .

В фильмах Вайды также снялись Богуслав Линда , Збигнев Замаховский , Збигнев Запасевич , Ольгерд Лукашевич , Анджей Северин , Ежи Штур , Кристина Янда .

Кроме польских актёров, Вайда снимал и иностранных звёзд, включая Бернара Блие , Сергея Гармаша , Александра Домогарова , Джона Гилгуда , Жерара Депардьё , Тома Уилкинсона , Ламбера Вильсона , Сергея Шакурова , Омара Шарифа , Ханну Шигуллу , Армина Мюллер-Шталя , Изабель Юппер .

Музей

Когда Анджей Вайда получил в 1987 году кинематографическую Премию Киото , он решил пожертвовать всю сумму на создание в Кракове музея японского искусства. Проект создал бесплатно японский архитектор Арата Исодзаки . Музей японского искусства и техники Манггха был торжественно открыт 30 ноября 1994 года.

Личная жизнь

Анджей Вайда и Кристина Захватович на Польском Вудстоке (2010 год)

Анджей Вайда был четырежды женат:

  • Первая жена — художница Габриэла Обремба ( польск. Gabriela Obremba ; 24 марта 1927, Мысловице — 12 января 1997, Варшава ) — познакомились во время учёбы в Краковской академии искусств , брак был заключён в 1949 году, развод в 1959 .
  • Вторая жена — художница Зофия Жуховская ( польск. Zofia Żuchowska-Wajda ; 1933—1989) — выпускница варшавской художественной академии , брак был заключён 19 декабря 1959, развод оформлен 14 марта 1967 года .
  • Третья жена — актриса Беата Тышкевич ( польск. Beata Tyszkiewicz ; родилась 14 августа 1938, Вилянув ) — познакомились на съёмках фильма «Самсон» в 1961 году. Встречаться начали в 1965. Родила дочь от Вайды через две недели после его развода с Жуховской . Брак заключён в 1967 году. Развод оформлен 29 октября 1969 года .
    • Дочь : Каролина Вайда ( польск. Karolina Wajda ; родилась 29 марта 1967, Варшава) — актриса. Снимается редко. Живёт в подаренном отцом имении Глухы ( польск. Głuchy ) и занимается животноводством. Унаследовала права на работы отца. Дважды была замужем — первый муж Артур Новаковский (журналист, развод), второй муж американец польского происхождения Пауль Монтана, с которым открыла ресторан и ночной клуб (развод). Детей нет .
  • Четвёртая жена — театральная художница и актриса Кристина Захватович ( польск. Krystyna Zachwatowicz ; родилась 16 мая 1930, Варшава). Познакомились в Старом театре в Кракове . Брак заключили в январе 1972. Вместе прожили 44 года (1972—2016), до самой смерти Вайды .

Смерть

Скончался 9 октября 2016 года в Варшаве после непродолжительной болезни.

Церемонии прощальной мессы проходили в на в Варшаве и костёле доминиканцев в Кракове . На варшавской мессе присутствовали: бывшая жена Вайды Беата Тышкевич , дочь Анджея Вайды Каролина Вайда, бывший президент Польши Александр Квасьневский , президент Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц , Михал Жебровский , Малгожата Потоцкая , Гражина Шаполовская , , Марек Кондрат , и другие. Литургию проводил вспомогательный епископ варшавский, титулярный епископ Обби, . Гомилию читал ксёндз Анджей Лютер .

19 октября 2016 года урна с прахом режиссёра, согласно воле покойного, была похоронена в могиле его матери на Сальваторском кладбище в Кракове . В церемонии похорон приняли участие президент Польши Анджей Дуда , бывший президент Польши Бронислав Коморовский , Анна Дымна , Анджей Северин , Даниэль Ольбрыхский , Кшиштоф Глобиш , Кристина Янда , , Богдан Борусевич , президент Кракова и другие известные люди. Прощальные письма прислали Лех Валенса , Агнешка Холланд и Роман Поланский .

Во время показа на римском кинофестивале последнего фильма Вайды « Послеобразы », зал почтил память режиссёра овациями .

Награды и признание

Государственные награды

Премии

Почётные звания

Почётный гражданин городов:

Почётный доктор следующих высших учебных заведений:

Прочие

Фильмография

Примечания

  1. Вайда Анджей // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Andrzej Wajda // — 2005.
  3. (польск.) . wyborcza.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 11 октября 2016. 12 октября 2016 года.
  4. Kaufman, Michael T. (2016-10-10). . The New York Times . из оригинала 14 июня 2023 . Дата обращения: 10 октября 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  5. France-Presse, Agence (2016-10-09). . The Guardian . из оригинала 4 июня 2023 . Дата обращения: 10 октября 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  6. . The Hollywood Reporter (22 августа 2013). Дата обращения: 19 февраля 2017. 20 февраля 2017 года.
  7. Natale, Richard . variety.com (9 октября 2016). Дата обращения: 10 октября 2016. 10 января 2023 года.
  8. . из оригинала 1 июня 2023 . Дата обращения: 9 июня 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  9. . из оригинала 27 февраля 2023 . Дата обращения: 11 июня 2017 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  10. . oscars.org . Дата обращения: 18 марта 2012. 2 апреля 2015 года.
  11. . oscars.org . Дата обращения: 8 июня 2013. 2 апреля 2015 года.
  12. . oscars.org . Дата обращения: 8 октября 2011. 2 апреля 2015 года.
  13. . oscars.org . Дата обращения: 22 декабря 2015. 2 апреля 2015 года.
  14. Etkind, Alexander. / Alexander Etkind, Rory Finnin, Uilleam Blacker … [ и др. ] . — John Wiley & Sons, 24 April 2013. — ISBN 9780745662961 .
  15. Утверждение, что Якуб Вайда погиб в Катыни связано, как с тем, что Катынский расстрел самый известный из трех акций уничтожения польских офицеров, так и с тем, что погиб его однофамилец, офицер Войска Польского по вопросам мобилизации Кароль Вайда (1900-20/22.04.1940). В полном списке жертв Катынского расстрела имени Якуба Вайды нет. «Убиты в Катыни» М.: Звенья. С. 201.
  16. Мазерская Е. (англ.) . The Criterion Collection (25 мая 2005). Дата обращения: 8 мая 2012. 8 декабря 2012 года.
  17. Наум Клейман . . chernenko.org . Дата обращения: 8 апреля 2023. // Просто Мирон / Г. Компаниченко, О. Рейзен. — М.: Материк, 2006. — 448 с. — 500 экз. — ISBN 5-85646-170-3 .
  18. Мирон Черненко . . chernenko.org . Дата обращения: 28 января 2021. 28 января 2021 года. // Экран и сцена, 2001, № 12.
  19. А. Вайда. «Кино и всё остальное». Пер. с польского. М: Вагриус , 2005, стр. 223
  20. . www.youtube.com . Дата обращения: 14 февраля 2015. 25 марта 2016 года.
  21. . Российская газета (29 июля 2008). Дата обращения: 21 июня 2012. 30 октября 2012 года.
  22. S.A, Wirtualna Polska Media . gwiazdy.wp.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  23. . plotek.pl . Дата обращения: 20 марта 2022. 21 сентября 2020 года.
  24. . Дата обращения: 19 октября 2016. 20 октября 2016 года.
  25. S.A, Wirtualna Polska Media . gwiazdy.wp.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  26. . Fakt24.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  27. S.A, Wirtualna Polska Media . gwiazdy.wp.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  28. Дата обращения: 19 октября 2016. 20 октября 2016 года.
  29. . Filmweb . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  30. Fakt24.pl (23 октября 2012). Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  31. S.A, Wirtualna Polska Media . gwiazdy.wp.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 15 мая 2021 года.
  32. Lincoln, Ross A. . deadline.com (10 октября 2016). Дата обращения: 10 октября 2016. 20 июня 2023 года.
  33. . buenosairesherald.com . Дата обращения: 10 октября 2016. 26 июля 2020 года.
  34. (польск.) . FAKT24.PL (19 октября 2016). Дата обращения: 19 октября 2016. 22 октября 2016 года.
  35. . wyborcza.pl . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  36. . Jastrząb Post (18 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 21 октября 2016 года.
  37. . Fakt24.pl (18 октября 2016). Дата обращения: 20 марта 2022. 16 апреля 2021 года.
  38. www.pomponik.pl . Дата обращения: 20 марта 2022. 19 февраля 2022 года.
  39. (польск.) . se.pl (19 октября 2016). Дата обращения: 20 октября 2016. 21 октября 2016 года.
  40. (польск.) . FAKT24.PL (15 октября 2016). Дата обращения: 19 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  41. . Дата обращения: 24 июля 2011. 1 ноября 2012 года.
  42. . Дата обращения: 13 августа 2010. 8 декабря 2015 года.
  43. . www.wajda.pl . Дата обращения: 13 августа 2010. 14 мая 2011 года.
  44. . FilmPolski . Дата обращения: 20 марта 2022. 9 апреля 2006 года.
  45. . Президент России. Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
  46. (12 января 2012). Дата обращения: 24 сентября 2017. Архивировано из 12 января 2012 года.
  47. (укр.) . Офіційне інтернет-представництво Президента України . Дата обращения: 20 марта 2019. 29 марта 2019 года.
  48. . www.mediaport.ua . Дата обращения: 20 марта 2022. 25 сентября 2020 года.
  49. . Дата обращения: 8 апреля 2023. Архивировано из 23 октября 2021 года.
  50. . Polemb . Дата обращения: 20 марта 2022. 24 июля 2011 года.
  51. . e-seimas.lrs.lt . Дата обращения: 2 июля 2019. 2 июля 2019 года.
  52. . www.president.ee . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  53. . www.quirinale.it . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  54. . www.wajda.pl . Дата обращения: 13 августа 2010. 14 мая 2011 года.
  55. . — 2009. — 24 февраля. 22 января 2022 года.
  56. [Kitüntetés adományozásáról szóló 261/2012. (X. 11.) KE határozat. In.: Magyar Közlöny. 2012. évi 134. szám, 22678. oldal
  57. . narodne-novine.nn.hr . Дата обращения: 8 апреля 2023. 2 января 2023 года.
  58. (польск.) . wiadomosci.wp.pl . Дата обращения: 8 апреля 2023. 27 февраля 2023 года.
  59. (польск.) . FilmPolski.pl (14 октября 2016). Дата обращения: 16 октября 2016. 13 октября 2016 года.
  60. . La Biennale di Venezia (7 апреля 2017). Дата обращения: 20 марта 2022. 3 августа 2017 года.
  61. (польск.) . Polski Instytut Sztuki Filmowej (23 февраля 2006). Дата обращения: 14 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  62. . Дата обращения: 16 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  63. . Oficjalny serwis internetowy miasta Gdynia . Дата обращения: 20 марта 2022. 10 апреля 2022 года.
  64. (польск.) . um.suwalki.pl . Дата обращения: 6 февраля 2018. 6 февраля 2018 года. (польск.)
  65. . www.radom.pl . Дата обращения: 16 октября 2016. 7 февраля 2017 года.
  66. . bip.um.wroc.pl . Дата обращения: 20 марта 2022. 13 апреля 2021 года.
  67. . Дата обращения: 16 октября 2016. 2 августа 2017 года.
  68. Greg. (польск.) . opole24.pl (10 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  69. (польск.) . Rada miasta stołecznego Warszawy (10 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано из 14 октября 2016 года.
  70. . bip.gdansk.pl .
  71. . www.uj.edu.pl . Дата обращения: 20 марта 2022. 3 марта 2022 года.
  72. . Дата обращения: 24 сентября 2017. Архивировано из 1 декабря 2013 года.
  73. . old.uni.lodz.pl . Дата обращения: 16 октября 2016. 17 сентября 2016 года.
  74. (польск.) . arch.uw.edu.pl . Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года. (польск.)
  75. . ug.edu.pl .
  76. (польск.) . Uniwersytet Pedagogiczny im. Komisji Edukacji Narodowej w Krakowie (24 ноября 2014). Дата обращения: 16 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  77. (польск.) . Gazeta Wyborcza (10 октября 2016). Дата обращения: 16 октября 2016.
  78. (польск.) . opole.gazeta.pl (10 ноября 2009). Дата обращения: 16 октября 2016. 3 мая 2013 года.
  79. . Дата обращения: 20 марта 2022. 23 января 2022 года.

Ссылки

  • Черненко М. М. . chernenko.org . Дата обращения: 8 апреля 2023. // М ., Искусство , 1965, LCCN 66049171
  • . www.polska.ru . Дата обращения: 8 апреля 2023. (до 1998 года)
  • katyn.ru . Дата обращения: 8 апреля 2023.
  • . grani-tv.ru . Дата обращения: 8 апреля 2023.
  • . Дата обращения: 8 апреля 2023. Архивировано из 10 декабря 2008 года.
Источник —

Same as Вайда, Анджей