Interested Article - Кокошкин, Фёдор Фёдорович (старший)
- 2020-02-25
- 1
Фёдор Фёдорович Кокошкин ( 20 апреля [ 1 мая ] 1773 , Москва — 21 сентября [ 3 октября ] 1838 , Москва ) — русский театральный деятель, драматург , переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (1823—1831).
Биография
Происходил из русского дворянского рода Кокошкиных .
Первоначальное образование получил дома, затем окончил Московский университет . Некоторое время служил в гвардии и в 1796 году вышел в отставку. В 1807 году был определён в департамент министерства юстиции и в 1813 году назначен губернским прокурором в Москву. В 1815 году перешёл в Комиссию составления законов. С 1817 года — помощник управляющего по учебной части в московских императорских театрах . В следующем году был назначен членом репертуарной части Дирекции императорских театров в Петербурге. В 1819 году пожалован в камергеры , а в 1821 году переведён в советники комиссии для строений в Москве.
В 1823 году Ф. Ф. Кокошкин был назначен директором Императорского Московского театра (как стала называться Контора Московского театра) и оставался в этой должности до 1831 года, когда вышел в отставку по болезни.
Его деятельность на этом посту стала исторической; при нём сформировался комплекс зданий, в которых расположились императорские Малый театр и Большой театр . Кокошкин приглашал на императорскую сцену в Москву лучших артистов, тщательно следил за репертуаром, за постановкой пьес.
Особое внимание Кокошкин уделял театральному училищу и сам стал заниматься обучением его воспитанников сценическому искусству. Ему обязаны раскрытием своих талантов и становлением актёрской карьеры: П. И. Орлова , А. И. Афанасьев , М. С. Щепкин , М. Д. Львова-Синецкая (ученица Кокошкина), С. В. Шумский (именно Кокошкин после того, как начинающий 10-летний актёр успешно сыграл роль Шумского в водевиле Хмельницкого «Первый дебют актрисы Троепольской» распорядился оставить за ним этот сценический псевдоним ); он очень внимательно следил за учениками, поступившими в московское театральное училище: так, заметив дарование юного В. Живокини , он перевёл его из музыкально-танцевального класса в драматический; услышав пение Н. В. Лаврова в хоре московского Новоспасского монастыря, он немедленно пригласил его в московскую труппу, и тот дебютировал 6 января 1825 года на открытии Большого театра. Кокошкин намеревался основать народный театр с простонародным репертуаром, как средство для «просвещения черни», но проект не был осуществлён.
Особое значение в деятельности Федора Федоровича Кокошкина занимала вошедшая в моду в XIX веке салонная культура. Он активно участвовал в любительских спектаклях, писал пьесы, и сам открыл салон , в который входили М. Н. Загоскин , М. А. Дмитриев , А. И. Писарев , С. Т. Аксаков , переехавший в Москву во второй половине 1820-х годов А. А. Шаховской . Бывали здесь всегда и прославленные московские актёры во главе с М. С. Щепкиным. Кокошкин часто устраивал у себя домашние спектакли (в которых сам участвовал), и литературные вечера, посещавшиеся членами московского Общества любителей российской словесности , в основании которого он принял деятельное участие и председателем которого был в 1827—1829 годах. По свидетельству M. A. Дмитриева , он «не умел направлять мнения членов, думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики».
Кокошкин хотя и пользовался между москвичами репутацией хорошего чтеца и декламатора, но на сцене, как и в домашнем быту, отличался какой-то напускной важностью и торжественностью. Декламация его, по свидетельству П. В. Каратыгина , «была неестественна и исполнена натянутой, надутой дикции». С. Т. Аксаков , особенно уважавший Кокошкина, рассказывает, что кн. А. А. Шаховской называл его накрахмаленным галстуком, не умевшим разинуть рта по-человечески.
Вот как описывает оригинальную внешность Кокошкина родственник его, гр. В. А. Сологуб :
Он был малого роста, в рыжем парике, с большой головой и нарумяненными щеками. Носил он длинные чулки в башмаках с пряжками и атласную culotte courte черного, а иногда розового цвета. Он казался олицетворением важности, пафоса и самодовольствия
Его манеру говорить ехидно копировал актёр А. И. Афанасьев , которого сам же Кокошкин пригласил в московскую императорскую труппу.
Был известен как драматург и поэт. Стихотворения («На бегство Наполеона», 1812 г.; «Излияние чувств глубочайшей благодарности», 1814 г.) печатались в « Сыне Отечества », « Вестнике Европы », « Амфионе » и других журналах. Его перу принадлежат пьесы (авторские и авторизованные переводы), ставившиеся на подмостках императорских театров Москвы и Петербурга. Драматические сочинения:
- «Перегородка, или много труда попустому». Первая пьеса, перевод с французского, представленная 4 декабря 1804 г., напечатана Кокошкиным в Москве в 1806 г., с посвящением своей жене.
- «Мизантроп» Мольера , переделка (1816)
- «Чертенок в отпуску», комическая опера (1818)
- «Урок старикам», перевод Делавиня
- «Роман на один час, или Чудный заклад». Пер. с франц., 1823 (Князь — Мочалов, Павел Степанович в Малом театре)
- «Воспитание, или Вот приданое», комедия, 1824 (Славин — Мочалов, Павел Степанович ). Читать
- «День паденья Миссалонги». Пер., 1829 (Капсали — Мочалов, Павел Степанович )
- «Зорада», трагедия
Однако современники не отмечали каких-либо его выдающихся литературных способностей и считали его творчество совершенно незначительным. Он слыл всего лишь культурным образованным человеком времени, не чуждым литературных занятий. М. О. Янковский отмечал:
Он обладал скромным дарованием и был скорее просвещенным человеком, которому близки дела литературные, чем профессиональным писателем. На своё творчество он смотрел совершенно по-дилетантски. … Он был одним из руководителей Общества любителей российской словесности при Московском университете (основанного в 1811 году), ставшего центром реакционных литераторов Москвы. Не случайно некоторые из окружения Кокошкина ( С. Т. Аксаков , М. П. Погодин ) впоследствии заняли правое крыло в группе московских славянофилов .
Был убежденным сторонником классического направления в искусстве: эпигон классицизма, он резко выступал против нарождавшихся новых веяний романтизма и реализма, не признавал драматургии Шекспира и Шиллера , был сторонником и ярым защитником устоявшейся манеры сценической формы — декламационной напевности, напыщенности и искусственности жестов, высокопарности и помпезности. Этим объясняется его абсолютное неприемлемое, крайне отрицательное отношение к комедии « Горе от ума » Грибоедова . Кокошкин активно привлекал к работе известных литераторов-современников, в том числе Грибоедова. Но как только дело коснулось серьёзной социальной комедии, Кокошкин не только немедленно отстранил автора, но и инициировал донос на него.
В сентябре 1818 г. извинялся перед Г.[рибоедовым], что при постановке «Притворной неверности» в московском театре «терзают прелестные стихи» (3, 18) . Грибоедов в письме к Бегичеву : «Кокошкин вчера передо мною униженно извинялся, что прелестные мои стихи так терзают, что он не виноват: его не слушают» .
В 1823 г. по предложению К-[окошки]на Г. [рибоедов] вместе с Вяземским пишет оперу-водевиль « Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом » . В марте 1824 г. Г. читал у К-на Г.о.у. [« Горе от ума »]. Кокошкин донес московскому генерал-губернатору, что Г.о.у. «есть прямой пасквиль на Москву» (РА. 1874. Кн. 1. С. 1562). После этого Г. отправился в Петербург, надеясь, что там при помощи влиятельных лиц ему удастся издать комедию .
Умер Фёдор Фёдорович Кокошкин 9 (21) сентября 1838 года . Похоронен в некрополе Донского монастыря .
Семья
Кокошкин был дважды женат:
Первая супруга — Варвара Ивановна Архарова (1786—25.04.1811), дочь генерала И. П. Архарова . В августе 1805 года Я. Булгаков писал сыну: «Архарова дочь сговорена за Кокошкина, отставного майора, довольно зажиточного. Ей дядя дает проценты с 50 тыс. руб., то есть по 5 тыс. рублей на год в приданое» . Умерла молодой, Батюшков написал стихотворение . Их дочь:
- Мария, 30 января 1831 года вышла замуж за Николая Павловича Козлова (1801—?) — брата Александра Павловича Козлова .
Вторая супруга (с 1834 года) — , актриса Малого театра . Их дети:
- Анна (1835— ?), была сосватана княгиней Е. Черкасской за титулярного советника Владимира Романовича Штрандмана (1825— ?), который получил судебное место в Симферополе . Венчались в Москве 15 апреля 1857 года в церкви Николая Чудотворца в Гнездниках .
- Фёдор (ум. 1874), находился под опекой князя В. А. Черкасского , который привел в порядок его дела (сельцо Брехово под Москвою) и определил его на службу в Холмскую Русь, предварительно дав ему обучаться службе в Сибири при графе Муравьеве-Амурском. В Холму женился на тамошней уроженке Ольге Наумовне Нолле, но рано умер, оставив троих детей. Вдова его долго занимала место начальницы женской гимназии во Владимире. Их сын — Фёдор (1871—1918), политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии , депутат Государственной думы I созыва (1906).
Примечания
- Как писал В. А. Соллогуб , перевод «Мизантропа» Мольера в 1816 году немало способствовал такому назначению.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/14428 Шумский Сергей Васильевич] // Биографический словарь
- . Дата обращения: 4 октября 2009. 7 ноября 2011 года.
- «Притворная неверность» — пьеса, перевод с франц. А. Грибоедова и А. Жандра . — СПб.: В тип. Н. Греча , 1818.
- ↑ . Дата обращения: 4 октября 2009. 5 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 4 октября 2009. 6 марта 2016 года.
- Опера-водевиль на музыку Верстовского
- Русский Архив — 1898. — Т. 5. — С. 56.
Литература
- Саитов В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- В. Н. Перетц . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XVa. — С. 630—631.
- Каратыгин П. А. . — Спб., 1880. — С. 56—59
- Милюков А. П. // « Исторический вестник », 1884. — Т. 15. — № 1. — С. 88-96.
Рекомендуемая литература
- Арапов П. Н. . — СПб., 1861;
- Дмитриев М. А. . — М., 1869.;
- Головин В. Воспоминания о Ф. Ф. Кокошкине // «Репертуар русского и Пантеон иностранных театров». — СПб., 1843. — Т. 3, кн. 1-8. — С. 105—113;
Ссылки
- // Театральная энциклопедия.
- 2020-02-25
- 1