Interested Article - Муратов, Сергей Александрович

Серге́й Алекса́ндрович Мура́тов ( 1 мая 1931 , Харьков , Украинская ССР , СССР 8 февраля 2015 , Москва , Россия ) — советский и российский киновед , кинокритик , кинодраматург , режиссёр-документалист , специалист в области телекритики . Доктор филологических наук, профессор. С 1994 года — профессор кафедры телевидения факультета журналистики МГУ .

Автор сценария к фильму « Приключения в городе, которого нет ». Автор ряда телепрограмм. Один из трёх авторов ( Аксельрод , Муратов, Яковлев), придумавших в 1961 году телевизионную игру « Клуб весёлых и находчивых ». Член Академии Российского телевидения . Член Академии кинематографистов « Ника ». Член Союза кинематографистов и Союза журналистов России . Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2002). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999).

Основатель КВН

Сергей Александрович Муратов с юности отличался живым умом и ещё во время учёбы в Московском государственном институте международных отношений подрабатывал как автор радиопьес, радиосказок, радиопоэм. По окончании МГИМО (1955) получил свободный диплом и стал работать на телевидении, проявив себя во время освещения Московского международного фестиваля молодежи и студентов.

В 1957 году Муратов придумал передачу « Вечер весёлых вопросов », взяв за образец чешскую «Гадай, гадай, гадальщик» ( чеш. Hádej, hádej, hadači : первую юмористическую программу, в которой телезрители в прямом эфире отвечали на вопросы ведущих — известного острослова композитора Никиты Богословского и актрисы Маргариты Лифановой ). Мгновенно ставшая популярной программа была прекращена на третьем выпуске: заданием конкурса предусматривался приз для первого пришедшего на передачу в шубе и валенках. Дело было в сентябре, а о том, чтобы у претендента на приз в руках должен быть выпуск «Комсомолки» от 31 декабря прошлого года, ведущий забыл сказать. Никто не мог предположить, что вокруг на Моховой , где проходила трансляция, полно строительных общежитий, обитатели которых и потянулись за призом целыми толпами. Строители прорвали милицейский кордон, начались беспорядки. Трансляцию прекратили, а телезрителям остаток вечера демонстрировали заставку «Перерыв по техническим причинам» .

Зарубежные СМИ с наслаждением смаковали данный инцидент, Одно английское издательство назвало передачу великой «битвой за сковородки» (среди призов действительно была сковорода). В закрытом постановлении ЦК КПСС ВВВ признали ничем иным, как глумлением над советскими людьми. На телевидении полетели головы. Молодёжную редакцию Центральной студии телевидения, придумавшую ВВВ, уволили почти в полном составе — 30 человек.

Однако в 1961 году неутомимый Муратов с друзьями — студентом-медиком Альбертом Аксельродом и инженером Михаилом Яковлевым придумали не имеющую аналогов в мире игру — « Клуб весёлых и находчивых ». Это было сделано по предложению редактора , которая «всю ответственность взяла на себя». Название передаче дали по марке самого распространенного телевизора в СССР — « КВН-49 ». Творчески расшифровав эту аббревиатуру, получили «Клуб весёлых и находчивых». Название стало популярным, КВН выходил в эфир каждый месяц. «Впервые на нашем телевидении появились живые люди, участники программы, не читавшие по бумажке», — вспоминал С.Муратов.

8 ноября 1961-го КВН впервые вышел в эфир, соревновались студенты Московского института иностранных языков и МИСИ . Поскольку авторы называли КВН «интеллектуальным футболом», в командах было по 11 участников и два запасных. Игра длилась 4-5 часов. Все конкурсы были мгновенные, потом среди них сформировались «коронные» приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ («Бюро рационализации и изобретений»), конкурс капитанов .

В результате упорного поиска ведущих (сначала авторы хотели, чтобы это была пара, потом стали приглашать актёров, одну из программ провела Наталья Фатеева ) остановились на фигуре Альберта Аксельрода, который был блестящим импровизатором и к тому же он был одним из авторов сценария. Потом к нему присоединилась диктор ТВ Светлана Жильцова .

«Мы считали, что КВН — лишь стартовая площадка, „ракета-носитель“, которая должна была вывести подобного рода творчество, по меньшей мере, на три орбиты, — рассказывал С. А. Муратов. — Одна — театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита — конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья — театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри — первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление — соревнование эрудитов» .

Эти идеи не реализовались. В 1964 году основатели покинули «Клуб веселых и находчивых». Сергей Муратов рассказывал : «Руководство ТВ решило — нехорошо, что самую популярную программу ведет еврей, надо подобрать русского ведущего. Редакция долго сопротивлялась, потом устала. Им тоже было непросто с такими творческими авторами, которым хотелось все время что-то изобретать. И Алика „сдали“. Ему было сделано предложение — скромно остаться в титрах вместе со мной и Яковлевым — автором сценария. Сочтя предложение унизительным, если не омерзительным, Аксельрод ушел из КВН. А мы разумеется, по законам дружбы и понятий того времени, не могли после этого оставаться».

Тогда ведущим КВН стал Александр Масляков — участник одной из команд, оказавшийся довольно способным молодым человеком не только в ведении игры, но и в её последующей коммерциализации. Он зарегистрировал на себя товарный знак «КВН» в 1986 году, обойдя истинных авторов этой марки С. А. Муратова и А.Аксельрода. Об этом, в частности, говорил однокашник Аксельрода по Медицинскому институту им. Сеченова , писатель Аркадий Арканов .

25 мая 1986 года в эфир вышла первая игра возрождённого КВН. Её инициатором был бывший капитан команды КВН МИСИ А. Меньшиков; после закрытия КВН Меньшиков преподавал в МИСИ, а затем возглавил отдел массовых передач и конкурсов молодёжной редакции Центрального телевидения. «Отцов-создателей» игры после её возобновления приглашали поначалу в жюри, потом в качестве почётных гостей. Однако Муратову не нравилась тенденция нового КВН, Маслякова инициативы авторов КВН раздражали. После смерти Аксельрода и Яковлева Муратову позвонили один раз — пригласили гостем, в зале посидеть. Но он отказался. На этом все его отношения с КВН закончились .

Первооткрыватель в журналистике

После ухода с телевидения Муратов создал традицию телевизионной критики в СССР — в 1960-е годы он вел ежемесячные обзоры в газете « Советская культура » и журнале « Журналист », где работал обозревателем.

В 1968 году он получил приглашение преподавать на кафедре радиовещания и телевидения факультета журналистики МГУ .

«Профессор Сергей Александрович Муратов — Учитель и Мастер телевизионного дела. И если идет речь о гамбургском счете в поединке телевизионных авторитетов, то именно он может быть объективным и квалифицированным арбитром. И завоевал он признание своим скрупулёзно профессиональным и человечным подходом к проблемам телевидения. В российском телевизионном содружестве, которое сегодня модно называть не иначе как корпорацией, он представляет интеллигентность и профессионализм». Декан факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский .

Автор множества сценариев документальных телефильмов, спектаклей и не совсем привычных программ. Известен как учёный, перу которого принадлежат многие исследования по проблемам теории и практики телепублицистики и телекино. Автор уникальных учебных методик. Его «Активные методы обучения в телевизионной журналистике» легли в основу практических занятий со студентами на всех факультетах журналистики страны. Автор множества монографий, в числе которых «Пристрастная камера» (1976), «Диалог» (1983), «Встречная исповедь» (1988), «ТВ: эволюция нетерпимости» (2000), «Телевидение в поисках телевидения» (2001), «Телевизионное общение в кадре и за кадром» (2003).

Принципы этического телевидения

В предисловии к переизданию в 2003 году монографий С. А. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром» и «Активные методы обучения в телевизионной журналистике» , впервые увидевших свет в начале 1980-х годов, декан факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский так указал на их актуальность: необходимо создать противовес «всеядному коммерциализированному телевидению, гонящемуся за рекламой и деньгами» и вызывающему неприятие зрителей. «Книга Муратова поможет студентам найти путь к человечному гуманному телевидению, которое требуется нашему обществу, но, к сожалению, редко появляется на экране», — отметил декан. По его мнению, противостоять коммерциализации, привлечению внимания аудитории любой ценой так же важно, как бороться с «туповатой и беспринципной пропагандой, с которой мы часто сталкивались на телевидении в годы застоя».

Учебное пособие С. А. Муратова для начинающих тележурналистов Засурский сравнил с музыкальными упражнениями, назвав его «гаммами гуманного доброго диалога, которые должен разучить начинающий журналист, чтобы овладеть азами и секретами профессии», а опытным журналистам это помогает стать мудрее и человечнее.

Квинтэссенция этого подхода выражена в нравственном кодексе документалиста, который С. А. Муратов предложил в 1997 г. в самый разгар вторжения неэтической журналистики. Он был разработан на основе как российского, так и зарубежного опыта и рассматривает телевидение в контексте культуры и культуру телевидения, социальные последствия и политическую неангажированность тележурналистики, общение перед камерой и вторжение в частную жизнь. Во многих аспектах новая редакция продолжала Кодекс профессиональной этики журналиста, опубликованный в 1991 году .

В этический кодекс журналистики С. А. Муратов включил следующие принципы.

  • Ответственность перед обществом: место телевидения в культуре и культура на ТВ, отношение к меньшинствам .
  • Ответственность перед зрителем: программа передач, сетка вещания, привлечение экспертов к подготовке передач.
  • Телевизионная информация: соблюдение принципа объективности и непредвзятости, описанного в западной теледокументалистике как Доктрина равных возможностей, а также Право на ответ.
  • Достоверность: ссылки на первоисточник, проверка информации, отделение фактов от мнений, исправление ошибок.
  • Полнота информации: « Телезрители не нуждаются в информации „независимой“. Они ждут информации объективной. Независимыми могут быть мнения, оценить которые невозможно, не сопоставив их с мнениями альтернативными».
  • Непредвзятость: политическая неангажированность, предотвращение идеологизации, защита позиции журналиста, выражающейся « не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы».
  • Исследовательская журналистика. В отличие от информационной, отвечающей на вопросы «что и как происходит?», аналитическая публицистика имеет дело с вопросами «почему?» и «что может случиться завтра?».
  • Ответственность перед личностью: бескорыстное уважение к достоинству и личности человека, распространяющееся на каждого, оказавшегося на экране — собеседника, участника изображаемого события, героя картины, вовлеченного (с его согласия или без) в информационный процесс. Оно предусматривает предварительную договоренность об участии в передаче, умение слушать и задавать вопросы, стремясь выяснить суть, запрет на вторжение в частную жизнь и ответственность за ущерб репутации, право на ответ, соблюдение закона о диффамации (защита чести и достоинства).
  • Ответственность перед собой. «Такие этические ценности, как порядочность и достоинство, — однозначны. Журналист ангажирован только ими. В этих случаях его зависимость абсолютна, как присяга солдата или клятва врача».

Научно-преподавательская деятельность

С. А. Муратов имел сотни публикаций в теоретических сборниках, специализированных изданиях и научных журналах, в ряде учебных пособий. Он анализировал развитие телевидения от всевидящего ока партийной цензуры к власти рейтингов и рекламных бюджетов, не скрывая провалов и гордясь победами и открытиями. От эпохи шестидесятников до публикаций двухтысячных, от первых выпусков КВН и записей Ираклия Андроникова до сериала «Бригада» и политических шоу на НТВ — историю отечественного телевидения излагал непосредственный участник событий. Сопоставление правил игры, по которым действовало советское и современное телевидение, позволяет читателям руководствоваться фактами и делать самостоятельные выводы.

Муратов читал лекции и вел творческие мастерские для студентов-телевизионщиков факультета журналистики МГУ, с 1984 г. для слушателей Высших курсов сценаристов и режиссёров , , студентов Российского государственного гуманитарного университета и Института современного искусства . Участвовал в международных научных конгрессах и фестивалях по телевидению и документальному кино в США , Великобритании и Германии . Входил в число постоянных членов и организаторов авторитетного международного семинара кинодокументалистов ( Рига , Латвия ). Автор более полутора десятков книг, учебных пособий и программ по проблемам телевидения, медиаобразования . Ему принадлежит свыше 400 публикаций в теоретических сборниках, а также российских и зарубежных научных журналах.

Профессор , доктор философских наук .

Был членом Академии Российского телевидения «ТЭФИ» и Академии кинематографических искусств «Ника» .

Личная жизнь

Жена — художница Мария Топаз .

Награды и звания

Книги

  • Пристрастная камера. — Аспект Пресс, 1976 (переиздание 2004).
  • Муратов С. А. Активные методы обучения в телевизионной журналистике. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  • Муратов Сергей. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство, 1983.
  • Выносится на обсуждение. — Знание, 1985.
  • Встречная исповедь. — Знание, 1988.
  • Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. М.: Права человека, 1997.
  • ТВ — эволюция нетерпимости. — Логос, 2001.
  • Телевидение в поисках телевидения. — Издательство МГУ, 2001 (переиздание 2009).
  • Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — Москва: Аспект Пресс, 2003.
  • Документальный телефильм. Незаконченная биография. — Икар, 2009.
  • ТВ – времена перемен? (совместно с М.Топаз) – Икар, 2010..
  • Я думаю, ты думаешь - МедиаМир, 2012..
  • Муратов Сергей. Лабиринт. Архитектоника передачи. Курс телевизионных лекций. Икар, 2014.
  • Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром : учебник и практикум для вузов / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство , 2016. — 202 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-8919-9 .
  • Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 278 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-8211-4 .
  • Муратов С. А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. / М. : Издательство Юрайт, 2017. — 198 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02780-8 .

Примечания

  1. А.В. Горемыкин. . Музей телевидения и радио в интернете . Бюро ЮНЕСКО в Москве и Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Дата обращения: 18 марта 2017. 18 сентября 2017 года.
  2. . tv-80.ru. Дата обращения: 18 марта 2017. 29 апреля 2017 года.
  3. Лидия Гороховская. (10 ноября 2010). Дата обращения: 19 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  4. kvnru.ru. Дата обращения: 18 марта 2017. 27 марта 2017 года.
  5. . www.1tvnet.ru. Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  6. . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» . 2011-12-03. из оригинала 19 марта 2017 . Дата обращения: 18 марта 2017 . {{ cite news }} : |first= пропущен |last= ( справка )
  7. Я.Н.Засурский. . Муратов С.А. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБЩЕНИЕ в кадре и за кадром. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» . Аспект Пресс (2003). Дата обращения: 19 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  8. Кодекс профессиональной этики журналиста (рус.) // Журналист : журнал. — 1991. — Июнь ( № 6 ). — С. 11—12 .
  9. от 11 июня 2020 на Wayback Machine // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  10. от 11 июня 2020 на Wayback Machine // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  11. . Дата обращения: 30 марта 2019. 30 марта 2019 года.
  12. . www.biblio-online.ru. Дата обращения: 2 апреля 2017. 3 апреля 2017 года.
  13. . www.biblio-online.ru. Дата обращения: 2 апреля 2017. 3 апреля 2017 года.
  14. . www.biblio-online.ru. Дата обращения: 2 апреля 2017. 2 апреля 2017 года.
Источник —

Same as Муратов, Сергей Александрович