Симфония № 9 (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 5 до минор , соч. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804— 1808 годах , — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний . Впервые исполненная в 1808 году в Вене , симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Э. Т. А. Гофман назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Сам Бетховен (по словам его биографа Антона Шиндлера ) говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь» .
Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:
Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы », «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино , телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.
Пятая симфония, в частности, известна тем, что подготовительный период её создания был долог. Первые наброски симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией . Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы « Фиделио », Сонату № 23 ( Аппассионату ), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию . Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией , а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.
В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой . В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами , политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.
Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю и графу А. К. Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года .
Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском « Театр ан дер Вин » на громадном концерте- бенефисе , целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая — как № 5. Программа включала в себя:
Премьера была неудачной. Концерт длился четыре часа — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего (исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт) .
Музыкальные критики после премьеры симфонии в основном обошли её молчанием, и лишь полтора года спустя другое её исполнение удостоилось восторженного отзыва от Э. Т. А. Гофмана во « Всеобщей музыкальной газете » .
Произведение состоит из четырёх частей:
Лейтмотив 1-й части (проходящий позже в том или ином виде через всё произведение ) представляет собой образец лаконичности, резко отличаясь от развёрнутой, интонационно богатой главной темы 3-й симфонии . Леонард Бернстайн писал в связи с этим :
И какими же должны быть эти ноты, что они несут в себе, какое мощное наполнение им присуще, если из них могла родиться целая часть симфонии? Три соль и ми-бемоль. Все. Любой мог бы додуматься до этого — может быть…
«Тема судьбы» повторяется в начале 1-й части два раза фортиссимо и затем развивается по восходящей. С него же начинается и побочная партия, и в дальнейшем он постоянно возвращается в басах струнной группы. Лиричную и робкую побочную тему вновь быстро сменяет «мотив судьбы», который звучит у всего оркестра . Драматизм музыки нарастает ко второй половине части, достигая кульминации на неустойчивой гармонии с использованием уменьшённого септаккорда , переводящей разработку в репризу . В целом в разработке и репризе (традиционно для автора несколько отличной от экспозиции — в частности, неожиданной остановкой, в которой у солирующего гобоя звучит ритмически свободная фраза) возникает образ постоянной борьбы, представления об итогах которой первая часть не даёт до самого конца .
Основная тема 2-й части, Andante con moto, берёт своё начало в менуэтном мотиве. Она спокойна, напевна, её ведут солирующие альты и виолончели . Вторая тема возникает изначально как вариант первой , но в дальнейшем, звуча фортиссимо у медных и гобоя в сопровождении ударов литавр , обретает героический характер, а в её вариациях снова возникает мотив судьбы . Эта тема с её, по выражению В. Дж. Конен , « фанфарными оборотами», стилистически близка революционным маршам и одам , в кульминации её разработки возникает тональность до мажор , предвещающая финал всей симфонии . Двойные вариации — близкую Бетховену форму — характеризует постепенное уменьшение длительностей, полифонические имитации , в них вводятся новые мелодические линии . Согласно Конен, вероятным образцом для этой части послужили двойные вариации из Гайдна , для которых также характерно постоянное нарастание напряжённости. Лирическая первая тема в вариациях преображается, также приобретая маршевую форму, и сливается со второй в коде , завершая вторую часть торжественным призывом .
3-ю часть, выдержанное в трёхдольном размере Allegro , традиционно называют « скерцо », но её интонации далеки от тех, которые обычно характеризуются таким названием, — как и вступительная часть, она тревожна и трагична . Из скерцо Бетховен берёт форму рондо с её периодичностью и симметричностью в чередовании разделов, но придаёт ей драматизм и динамичность . Первая тема, по описанию , написана в форме диалога: «затаённому вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми». Второй темой вновь становится мотив судьбы в исполнении вначале валторн , а затем всего оркестра, звучащий ещё более грозно, чем ранее . И тема «страха и скорби», и мотив судьбы на протяжении части возникают по три раза . Второе появление первой темы характеризует неуверенность, она распадается на отдельные мотивы, не получая завершения, что ещё сильнее подчёркивает неумолимость сменяющего её мотива судьбы. Когда «диалогическая» тема возникает в третий раз, тема судьбы соединяется полифонически с печальным лирическим «ответом» и одерживает победу в кульминации .
Средняя часть скерцо — трио — резко контрастирует с первой, представляя собой энергичное гаммообразное мажорное фугато . Гектор Берлиоз , описывая басовые пассажи трио, писал, что «грубая тяжеловесность этих пассажей заставляет дрожать все пюпитры оркестра. Трио весьма напоминает резвые забавы слона» . Однако мажорное трио незаметно вновь переходит в глубоко минорную первую тему репризы . Нарушая каноны классической симфонии, в этой репризе Бетховен впервые отказался от близкого повторения первого раздела. Вся реприза исполняется пиано , как будто звуча вдали, обе темы значительно изменены. Мотив судьбы здесь звучит менее грозно, в нём появляются паузы, его ведут, перекликаясь, сначала кларнет , а затем гобой, и пиццикато скрипок. В первой теме также используются струнные пиццикато , она теряет плавность и ритмически приближается ко второй. Борьба тем постепенно стихает , и мотив судьбы к концу части звучит лишь монотонным ритмом, исполняемым пианиссимо на литавре .
Переход от 3-й части к 4-й происходит без паузы. Композитор использует эффект скрытой полифонии, в рамках которого фрагменты трагической темы выстраиваются в восходящую к вершине лестницу . Кенигсберг описывает этот момент так: «Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами», и тут же финал, вступая триумфальным маршем, «ослепительным светом заливает всё вокруг» . В этой части Бетховен впервые в истории симфонического оркестра вводит партии тромбонов , а также контрафагот и флейту-пикколо , ещё больше приближающие инструментовку финала к мощному, яркому звучанию духовых оркестров . Главная тема финала по интонации воспроизводит революционные гимны (согласно легенде, наполеоновские гренадеры, посетившие исполнение симфонии в Вене, при первых звуках этой темы вскочили с мест, отдавая честь ). Общая атмосфера 4-й части — праздничное ликование, сонатная форма позволяет автору не прибегать к драматическим контрастам и сосредоточиться на простых обобщённых темах; тема судьбы из 3-й части возникает на миг в разработке, но затем полностью растворяется в мажорном величавом tutti . В финале на протяжении 30 тактов фанфарами звучат аккорды до-мажорного трезвучия. По словам Рихарда Вагнера , финал «тем более чарует нас своей великой наивностью, что вся предшествующая ему симфония начинает теперь казаться только напряженным подготовлением к этому ликованию» .
Ученик Бетховена, пианист и музыкальный педагог Карл Черни и бременский капельмейстер В. К. Мюллер независимо друг от друга считали, что тему Пятой симфонии Бетховен взял, подражая крику известной лесной птицы, под которой подразумевалась овсянка обыкновенная , распространённая в европейских средних широтах и обитавшая, в частности, в венском парке Пратер , где обычно гулял Бетховен .
Будучи одной из самых знаменитых симфоний в мире, произведение Бетховена многократно адаптировалось композиторами и музыкантами последующих поколений. Среди прочего, тема судьбы появляется в до-минорном квартете Иоганнеса Брамса , а возрождению известности симфонии в эпоху диско способствовал композитор и музыкант Уолтер Мёрфи , в 1976 году выпустивший концепт-альбом One Fifth Beethoven , заглавный трек которого затем стал хитом саундтрека к фильму « Лихорадка субботнего вечера » . «Тема судьбы» звучит во многочисленных фильмах и рекламных роликах . Во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции использовали основную тему симфонии как символ победы, поскольку латинская буква V ( англ. victory — «победа») в азбуке Морзе обозначается тремя точками и тире. По настоянию Карла Сагана запись 1-й части симфонии в исполнении оркестра под управлением Отто Клемперера вошла в число фонограмм на борту космических зондов «Вояджер» .